Нетрудно нам решать задачи,
Несложно опыт проводить
И жить не можем мы иначе,
Скучно без физики нам жить.
Цели урока:
Цели обучения:
- добиться усвоения понятия «плотность тела»;
- отработать навыки установления связей между массой, объёмом тела и плотностью тела.
Цели развития:
- развитие умений и навыков оперировать понятием «плотность тела» при решении различного вида задач;
- развитие общеучебных умений оформлять решение, делать выводы;
- развитие умений пользоваться измерительными приборами;
- развитие умений действовать самостоятельно при выполнении экспериментальных заданий.
Цели воспитания: воспитание аккуратности, последовательности в действиях, наблюдательности, культуры речи, умения четко выражать свою мысль.
Тип урока: урок решения задач.
Оборудование и оснащение урока: доска, компьютер, компьютерная презентация (приложение), учебник, бруски одинакового объёма, ученическая линейка, раздаточный материал, виртуальная лабораторная работа, ноутбуки для учащихся.
План урока
Этап |
Время (мин) |
Приемы и методы |
I. Повторение |
7 |
Фронтальный опрос, записи на доске. |
II. Решение задач |
33 |
Записи на доске и в тетрадях, решение задач и их обсуждение. Работа в парах, индивидуальная и самостоятельная работа. Частично-поисковый, проблемный, экспериментальный, наглядный методы. |
III. Подведение итогов. Домашнее задание. |
5 |
Ответы на вопросы. |
Ход урока
I этап:
1. Ребята, я знаю, что многие из Вас любят отгадывать загадки. Давайте сделаем это вместе с Вами:
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились.
Какая физическая величина определяется с помощью весов? (предлагаются версии ответа)
Все мы с Вами твёрдо знаем,
Что линейкой измеряем
Мы у куба высоту, ширину
Ну, и длину.
Подскажите, что за связь
Существует между ними?
Что можно вычислить, зная эти параметры тела? (предлагаются версии ответа)
2. Зная массу и объём, какую физическую величину можно вычислить?
3. Какой буквой она обозначается?
4. По какой формуле вычисляется?
5. Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V, ρ?
6. Каков физический смысл плотности?
II этап:
Мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы. А между тем, это будет необходимо.
- Как из формулы плотности вещества найти массу или объём тела? (предлагаются версии ответа). Этому мы с Вами и посвятим наш урок.
- Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока (учащиеся предлагают формулировку с фиксированием её на доске и в тетрадях).
- Записать с помощью магического треугольника формулу плотности и вывести расчётные формулы массы и объёма тела.
Вы на уроке всё поймёте,
Когда задачки разберёте.
Начнём мы с простенькой пока,
Нетрудной для ученика.
Задача1:
В цирке клоун одной левой рукой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в сто раз меньше. Объём этой гири 0,2 м3. Вычислите плотность цирковой гири.
Вторую мы немножко усложним.
Анализ сделаем и быстро разрешим.
Задача 2: (на основе использования литературных персонажей)
Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел плотность организма 980 кг/м3 и объём, равный 0,08 м3. Какова была плотность Хоттабыча, когда он на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в кувшине объёмом 2 литра?
Задача 3: (экспериментальная)
Определить массу бруска, зная породу дерева, из которого он изготовлен.
Для решения данной задачи предлагается карточка – инструкция:
1. Измерьте размеры бруска - его ширину, длину и высоту (переведите все измерения в см) и запишите: а = ___ см; в = ___ см; с = ___ см.
2. Вычислите объём бруска: V=______ см3.
3. Зная плотность (см. таблицу в учебнике), вычислите массу бруска: m = ______________кг.
Фамилия__________________
Четвёртая задачка – это да!
Её решите все Вы без труда!
Задача 4: (экспериментальная, с использованием фрагмента виртуальной лабораторной работы
«Измерение плотности твёрдого тела»).
Вычислить объём второго тела, считая, что оно изготовлено из стали, выполнив для этого необходимые измерения.
Экология, друзья, важная наука
Без неё нельзя прожить, вот такая штука!
Задача 5: (задача с экологическим содержанием для самостоятельного решения на местах).
Какой объём газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа равна 0,002 кг/м3.
Задача 6: (творческое задание)
Какова связь между мышками, изображёнными на рисунке и хозяйственным мылом? (предлагаются варианты ответов).
Мыши любят употреблять в пищу хозяйственное мыло. Какова же плотность уже не существующего мыла? (Дома вычислить плотность мыла, выполнив для этого дополнительные измерения).
III этап:
- Запись домашнего задания: § 22, творческое задание: определить плотность мыла.
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
- Рассмотрение юмористических вопросов из книги Г.Остера в качестве эмоциональной разрядки.
- Резерв времени: Задача на повторение: Какую плотность имеет Людоед массой 115 кг при превращении в мышку объёмом 15 см3?
Список использованной литературы:
- Пёрышкин А.В. Физика – 7. М.: Издательский дом «Дрофа», 2003.
- Фадеева Г.А., Попова В.А. Физика и экология .7 -11 классы: - Волгоград: Учитель, 2007.
- Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе: 7 – 11 кл. – М.: Просвещение, 1996.
- Остер Г.Б. Физика. М.: Росмэн, 1994.
И если я смогу увлечь, хотя бы часть учащихся физикой настолько, чтобы они включили её в сферу своих интересов, то моя работа не напрасна.