Устный журнал "А. Нобель и его премии"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью А.Нобеля.
  • Подчеркнуть значимость А.Нобеля в развитии химии и применение их в военных и мирных целях.
  • Ознакомить учащихся с правилами присуждения Нобелевской премии.

Развивающие:

  • Развить умение пользоваться научной литературой, анализировать, систематизировать подобранный материал и совершенствовать навыки и умения учащихся в поисках материала с использованием интернета.
  • Развить гордость за своих соотечественников - лауреатов Нобелевской премии.

Воспитательные:

  • Развивать желание учиться, стремление к изучению химии, а получив образование принести как можно больше пользы своей Родине.

Мероприятие сопровождается презентацией. (Приложение)

Учитель: Сегодня наш устный журнал посвящен памяти шведского химика, изобретателя динамита Альфреда Нобеля, который основал благотворительный фонд для награждения ученых в разных областях наук и людей, внесших большой вклад в сохранение мира на Земле. Многие годы жизни А.Нобеля были связаны с Россией.

1 ученик.

Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 года в Стокгольме. Дед Альфреда был цирюльником. Отец Альфреда Эммануэль архитектор и изобретатель перебрался из Швеции в Россию, т.к. в Швеции он перебивался случайными заработками.Семья осталась в Швеции, а сам Эммануэль сначала переехал в Финляндию, а затем в Санкт-Петербург, где занялся производством мин, заряжаемых порошковыми взрывчатыми составами. В 1842 году семья переехала к отцу в Россию, Альфреду было 9 лет. Ему наняли репетиторов, занимаясь с которыми он показал себя очень способным учеником, особенно увлекся химией.

2 ученик.

В 1850 году в семнадцатилетнем возрасте Альфред уезжает в Европу, а затем в США. В Париже он продолжает изучение химии. Через три года Альфред возвращается в Санкт-Петербург и начинает работать в фирме отца, которая занималась производством боеприпасов. Шла Крымская война. По окончании войны, фирма стала производить детали для пароходов, строящихся на Каспийском море и реке Волге. Но заказов было мало, возник финансовый кризис. Альфред с родителями вернулся в Стокгольм. Братья Роберт и Людвиг остались в России. Впоследствии они стали очень богаты. Их называли "русские Рокфеллеры".

3 ученик.

В Швеции Альфред занимается химическими и механическими экспериментами. Получает три патента на изобретения. В это время взрывчатым веществом для мин был черный порох. Но уже было известно, что нитроглицерин в твердом виде является мощным взрывчатым веществом. Однако его применение было сопряжено с риском из-за его испаримости.

В 1863 году Альфреду удалось изобрести детонатор, который давал возможность использовать порох для взрыва нитроглицерина. Данное изобретение создало ему репутацию и подняло благополучие.

Свое изобретение Альфред неоднократно усовершенствовал. От деревянного пенала с порохом до металлического капсюля с детонирующей ртутью. В процессе совершенствования изобретения в лаборатории отца произошел взрыв. Погибло восемь человек. Среди них и брат Альфреда Эмиль. Через короткое время отца разбил паралич. Умер он в 1872 году.

4 ученик.

В обществе возникла враждебность к использованию нитроглицерина. Но Нобель убедил шведское правительство использовать взрывчатое вещество для прокладки тоннелей. Для производства вещества была создана компания " Нитроглицерин, ЛТД" и построен завод, где Нобель был распорядительным директором. Появились покупатели. На Американском Западе использовали нитроглицерин, выпускаемый компанией Нобеля, для прокладки железнодорожного полотна через горы Сьерра-Невада. Нобелю удалось решить проблемы безопасности производства, но покупатели проявляли небрежность, что приводило к случайным взрывам и гибели людей. Постоянно совершенствуя свое изобретение, Нобель попробовал смешивать жидкий нитроглицерин с химически инертным пористым веществом (диатомитом). Теперь можно было оформить взрывчатое вещество в виде палочек, которые вставлялись в высверленные отверстия. В 1867 году Нобель запатентовал новое вещество, которое называлось " Динамит".

Новое вещество позволило осуществить прокладку Альпийского тоннеля, удаление подводных скал, расчистку русла Дуная, прокладку Коринфского канала в Греции, ведение буровых работ на бакинских нефтепромыслах.

5 ученик.

Нобель занимался коммерческой деятельностью, основал 93 предприятия, выпускающие 66,5 тысяч тонн взрывчатки, в том числе боевее заряды снарядов и бездымный порох. Продав патент на изготовление бездымного пороха Италии. Нобель рассорился с Францией. В 1891 году он покинул Францию и основал свою резиденцию в Сан-Ремо. Там он построил маленькую химическую лабораторию, в которой занимался производством синтетического каучука и искусственного шелка. В 1894 году он приобрел железоделательный завод в Верланде, где построил поместье и лабораторию. Два последних летних сезона он провел в Верланде. В это же время Нобель начал чувствовать боли в сердце. Он консультировался с врачами в Париже и был предупрежден о развитии грудной жабы (сердечная мышца не достаточно снабжается кислородом). Нобель переехал в Сан-Ремо. Он постарался закончить дела и оставил собственноручную запись предсмертного пожелания. После полуночи 10 декабря 1896 года от кровоизлияния в мозг он скончался.

6 ученик.

Хотя Нобель и был шведом по происхождению, он хорошо говорил на французском, немецком, русском и английском языках. У Нобеля была крупнейшая библиотека, в которой были книги Вольтера, Шекспира, Гюго. Он очень любил русского романиста Ивана Тургенева. Сам Нобель пробовал писать, но охладел к занятиям литературой и с увлечением занялся химией. Нобель не обладал крепким здоровьем, но мог с головой уходить в работу. Был он человеком среднего роста, худощав, темноволос, с синими глазами и бородкой, носил, модное тогда, пенсне на черном шнурке. Одним из его любимых мест был источник в Ишле, в Австрии. В Баден-Бай-Вин, недалеко от Вены в 1876 году он встретил 20-летнюю девушку Софи Гесс. Ему было уже 43 года. Он увез ее с собой в Париж. Она называла себя мадам Нобель, но ее связывала с Нобелем только финансовая помощь с его стороны. Их связь окончательно прекратилась в 1891 году. В начале 1876 г. Нобель решил нанять на работу экономку и личного секретаря. Секретарем стала 33-летняя Берта Кински,работавшая в Вене гувернанткой. Но через неделю она вернулась в Вену, где вышла замуж за фон Зутнера. Последние 10 лет жизни Нобеля они переписывались, обсуждали проекты укрепления мира на Земле. Благодаря поддержке Нобеля, Берта фон Зуттнер организовала движение за мир на Европейском континенте. В 1905 году она была удостоена Нобелевской премии мира.

7 ученик.

Посмертный дар Альфреда Нобеля для присуждения премии по химии, физике, физиологии, медицине, литературе, миротворчестве принес ему мировую известность.

В своем завещании, написанном 27 ноября 1895 года, он написал:

"Все мое оставшееся реализуемое состояние распределяется следующим образом. Весь капитал должен быть внесен моими душеприказчиками на надежное хранение под поручительство и должен образовать фонд; назначение его - ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству. Сказанное относительно назначения предусматривает, что призовой фонд должен делиться на 5 равных частей, присуждаемых следующим образом: одна часть - лицу, которое совершит наиболее важное открытие или изобретение в области физики; вторая часть - лицу, которое добьется наиболее важного усовершенствования или совершит открытие в области химии; третья часть - лицу, которое совершит наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвертая часть - лицу, которое в области литературы создаст выдающееся произведение идеалистической направленности; и наконец, пятая часть - лицу, которое внесет наибольший вклад в дело укрепления содружества наций, в ликвидацию или снижение напряженности противостояния вооруженных сил, а также в организацию или содействие проведению конгрессов миролюбивых сил.

Награды в области физики и химии должны присуждаться Шведской королевской академией наук; награды в области физиологии и медицины должны присуждаться Каролинским институтом в Стокгольме; награды в области литературы присуждаются Шведской академией в Стокгольме; наконец, премия мира присуждается комитетом из 5 членов, выбираемых норвежским стортингом (парламентом). Это мое волеизъявление, и присуждение наград не должно увязываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации, ровно как сумма вознаграждения не должна определяться принадлежностью к тому или иному подданству". Нобелевский фонд был создан в 1900 году.

8 ученик.

В 1968 году Шведский банк в год своего трехсотлетнего юбилея внес предложение о выделении премии в области экономики. Эта премия была учреждена в память об Альфреде Нобеле. Впервые она была присвоена в 1969 году.

В наши дни Нобелевская премия превышает 225 тысяч долларов США. Нобелевская премия не может быть присуждена совместно более чем трем лицам. Нобелевские премии являются особо престижными.

9 ученик.

Математики никогда не станут лауреатами нобелевских премий такова воля их учредителя. Историки выдвигают две версии этого решения.

Версия первая: шведский математик Миттаг - Леффлер настойчиво и небезуспешно ухаживал за женой Нобеля. Узнав об этом, Нобель отомстил обидчикам и его науке таким способом.

Версия вторая: Нобель испытывал личную неприязнь к Миттаг - Леффлер, который был лидером шведской математики, а значит и претендентом на премию.

10 ученик.

Среди лауреатов нобелевской премии есть и наши соотечественники.

Семенов Николай Николаевич русский физикохимик был высоким, худощавым, энергичным и очень увлеченным человеком. Он родился в Саратове 15 апреля 1896 года. В 1913 году окончил школу в Самаре и поступил на физико-математический факультет Санкт - Петербургского университета. Занимался у известного русского физика Абрам а Иоффе. В 1917 году, окончив университет Семенов работал ассистентом на физическом факультете Томского университета. В 1920 году по приглашению Иоффе вернулся в Ленинград. Семенов совместно с Петром Капицей разработал способ измерения магнитного момента атома в неоднократном магнитном поле. В 1927 году Семенов в соавторстве с двумя студентами написал книгу " Химия электрона". Семенов интересовался молекулярными аспектами адсорбции и конденсации паров на твердой поверхности. Проведенные им исследования вскрыли взаимосвязь между плотностью пара и температурой поверхности конденсации. В 1925 году он вместе с физиком Яковом Френкелем разработал теорию этих явлений.

Семенов исследовал прохождение электрического тока через газы и твердые вещества, а также механизм пробоя твердых диэлектриков под воздействием электрического тока. Им была создана теория теплового взрыва и горения газовых смесей. В 1928 году Семенов, став профессором Ленинградского физико-технического института, ввел обучение физической химии. Семенов проводил исследования цепных реакций. Химическая реакция, однажды начавшись, продолжается до тех пор, пока не пройдет все стадии до конца. Началом цепной реакции является образование свободного радикала, который обладает неспаренным электроном. И реакция продолжается до тех пор, пока что-то не помешает свободным радикалам образовывать себе подобные. В 1934 году Семенов опубликовал монографию "Химическая кинетика и цепные реакции". В Англии, независимо от Семенова, эти же исследования проводил Сирил Н.Хиншелвуд. В 1956 году Семенову совместно с Хиншелвудом была присуждена нобелевская премия по химии " За исследование в области механизма химических реакций".

За свою работу о цепных реакциях Семенов в 1941 году был удостоин Сталинской премии. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, золотой медалью имени Ломоносова Академии наук СССР. Был почетным членом Лондонского королевского общества. А также избран членом академий многих стран, включая США.

Семенов Николай Николаевич умер 15 сентября 1986 года в возрасте 90 лет.

11 ученик.

Химик Илья Пригожин родился в январе 1917 года в Москве. В 1921 году семья Пригожиных эмигрировала из России сначала в Литву и Германию, а в 1929 году в Бельгию. Образование Пригожин получил в Берлине и Брюсселе. Химию изучал в Брюсселе в Свободном университете. В 1947 году он стал в этом же университете профессором физической химии, а в 1962 году стал директором Солвеевского Международного института физики и химии в Брюсселе. В 1977 году Пригожину присуждена Нобелевская премия по химии "За работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур". Кроме Нобелевской премии Пригожин награжден медалями различных химических обществ.

Илья Романович Пригожин умер 28 мая 2003 года.

12 ученик.

Среди награжденных Нобелевской премией мира Международный комитет Красного Креста.

Международный комитет Красного Креста гуманитарная организация, оказывающая помощь и защиту пострадавшим в вооруженных конфликтах и внутренних беспорядках, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Организация основана в 1863 году швейцарцем Анри Дюнаном. Штаб-квартира находится в Женеве.

Российский Красный Крест - это общественная благотворительная организация, учрежденная в 1867 году императорской фамилией. 15 мая 1867 года Александр II утвердил первый Устав Российского Общества Красного Креста. В 1967 году Российское общество Красного Креста и Красного Полумесяца за большие заслуги в оказании помощи Советскому здравоохранению, активное участие в борьбе за Мир награждено орденом Ленина.

Международный отличительный Знак общества Красного Креста - Красный Крест на белом фоне.

В 1901 году Нобелевская премия Мира была присуждена основателю Красного Креста

13 ученик.

Среди лауреатов Нобелевской премии в других областях наук есть наши соотечественники.

  • Лауреаты нобелевской премии по физике:
  • Алферов Жорес Иванович
  • Басов Николай Геннадьевич
  • Капица Петр Леонидович
  • Прохоров Александр Михайлович
  • Черенков Павел Алексеевич
  • Ландау Лев Давидович

Российский физик Лев Давидович Ландау родился в 1908 г. В Баку. Его отец был инженером- нефтяником, а мать врачом. Блестяще окончив школу, Лев Давидович поступил в Бакинский экономический техникум, затем в Бакинский университет, где изучал физику и химию. Через два года он перевелся в Ленинградский университет. С 1929 по 1931 Ландау находился в научной командировке во многих странах Европы. В 1931 г. Ландау начинает работать в Харьковском университете, где получает степень доктора физико-математических наук и звание профессора. В 1937 г. Ландау по приглашению Петра Капицы возглавил отдел теоретической физики в Институте физических проблем в Москве.

В 1938 г. Он был арестован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Германии. Капица обратился непосредственно в Кремль, что позволило добиться освобождения Ландау. Лев Давидович был женат, имел сына, который тоже стал физиком.

В 1954 г. Ландау попал а автокатастрофу и получил тяжелые повреждения.

В 1968 г. Лев Давидович умер в Москве от осложнений, возникших от полученных травм.

Необычно широк диапазон его исследований во многих областях физики: магнетизм; сверхтекучесть и сверхпроводимиость; физика твердого тела, атомного ядра и элементарных частиц, плазмы; квантовая электродинамика; астрофизика и др. Он автор классического курса теоретической физики (совместно с Е.М. Лифщецем).

За свои работы Лев Давидович был удостоин Ленинской премии, звания Героя Социалистического Труда Ландау был избран членом академии наук не только СССР, но и других стран.

В 1926 г. Лев Давидович Ландау стал лауреатом Нобелевской премии по физике " За основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия".

14 ученик

Лауреаты Нобелевской премии по физиологии и медицине:

Мечников Илья Ильич

Мечников Илья Ильич родился в 1845 году на Украине в деревне Ивановке. Его отец Илья Иванович был офицером войск царской охраны в Санкт-Петербурге. Мать Мечникова была дочерью Льва Неваховича, богатого еврейского писателя. В 1862 году, окончив среднюю школу с золотой медалью, Мечников поступает в Харьковский университет. За два года Илья Ильич экстерном закончил четырехгодичный курс естественного отделения.

Прочитав книгу Чарльза Дарвина " Происхождение видов путем естественного отбора", Мечников становится убежденным сторонником Дарвиновской теории эволюции. После окончания университета Илья Ильич занимался изучением эмбриологии беспозвоночных в разных частях Европы. В 1868 году Мечников получил докторскую степень в Санкт-Петербургском университете, защитив докторскую диссертацию.

Мечников был избран доцентом Новороссийского университета в Одессе.

После убийства царя Александра II в 1881 году, реакционные действия правительства вынудили Мечникова уйти в отставку и переехать в Мессину (Италия).

В 1886 году Илья Ильич вернулся в Одессу, организовал совместно с Н.Ф. Гамалеем первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями.

Журналисты и местные врачи упрекали Мечникова в отсутствии медицинского образования и он вторично уезжает из России в 1887 году.

В Париже Луи Пастер предложил Мечникову заведовать лабораторией в Пастеровском институте. Мечников работал там 28 лет, продолжая исследования фагоцитов и лейкоцитов. Занимался он и проблемами старения и смерти. В 1903 году он опубликовал книгу об умении жить правильно, рекомендовал употреблять в больших количествах кисломолочные продуты.

В 1908 году Мечников совместно с Паулем Эрлихом был удостоин Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Мечников Илья Ильич умер в Париже 15 июля 1916 года в возрасте 71 года после нескольких инфарктов миокарда.

Среди наград знаков отличия Мечникова - медаль Копли Лондонского королевского общества, степень почетного доктора Кембриджского университета. Он являлся членом Французской Академии медицины и Шведского медицинского общества.

15 ученик

Павлов Иван Петрович

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года в городе Рязани. Его отец Петр Дмитриевич был священником, мать Варвара Ивановна происходила так же из духовной семьи.

Иван рос здоровым и задорным ребенком. Грамоте обучился в 8 лет. В 1860 году поступил в Рязанское духовное училище сразу во 2-й класс. В 1864 году был принят в духовную семинарию. Не окончив семинарию, Павлов уезжает в Петербург и поступает на естественное отделение университета. В числе профессоров естественного отделения были известные ученые-химики Д.И.Менделеев и А.М. Бутлеров, ботаники А.Н. Бекетов и И.П. Бородин, физиологи Ф.В. Овсянников и И.Ф. Цион.

В начале своей научной деятельности Павлов занимался изучением сердца и кровеносных сосудов. Затем он стал изучать процессы пищеварения. Было проведено много опытов на собаках. В книге " Лекции о работе главных пищеварительных желез" Павлов рассказал о своих опытах и наблюдениях о приемах работы. За этот труд он получил в 1904 году Нобелевскую премию.

Много внимания Иван Петрович отдавал изучению рефлексов, связанных с внешними раздражителями. Павловское учение о высшей нервной деятельности - это не просто блестящая страница, вписанная в историю науки, но целая эпоха в науке. Его учение оказало огромное влияние на работу физиологов всего мира.

16 ученик

Лауреаты Нобелевской премии по литературе:

  • Бродский Иосиф
  • Пастернак Борис Леонидович
  • Солженицин Александр
  • Бунин Иван Алексеевич

Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октября 1870, Воронеж - 8 ноября 1953, Париж) - выдающийся русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской Академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.

Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки под Елец, (Орловская губерния, ныне Липецкая область). Отец - Алексей Николаевич Бунин, мать - Людмила Александровна Бунина (урождённая Чубарова). Детство будущего писателя протекало в условиях дворянской скудеющей жизни, окончательно разорившегося "дворянского гнезда". Он рано выучился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен. Лет восьми Бунин написал пеpвое стихотвоpение. До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 - дебют в печати. В 1889 г. идёт работать корректором в местную газету "Орловский вестник", неpедко он был фактическим pедактоpом; печатал в ней свои pассказы, стихи, литеpатуpно-кpитические статьи и заметки в постоянном pазделе "Литеpатуpа и печать". К этому времени относится его продолжительная связь с сотрудницей этой газеты Варварой Пащенко, с которой они вопреки желанию родни переезжают в Полтаву (1892).

1895 год - переломный в судьбе писателя. После того как Пащенко сошлась с другом Бунина А. И. Бибиковым, писатель оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым, М. Горьким, Н. Д. Телешовым, участником "сред" которого стал молодой писатель). Бунин водил дружбу и со многими известными художниками, живопись его всегда притягивала к себе, недаром его поэзия так живописна. Весной 1900, находясь в Крыму, познакомился с С. В. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в Ялте.

В 1900 появился рассказ Бунина "Антоновские яблоки", вошедший во все хрестоматии русской прозы. В этот же период приходит широкая литературная известность: "Листопад" и перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1896) были отмечены Пушкинской пpемией Российской Академии наук, пpисужденной Бунину 19 октябpя 1903 года. Позже, в 1909, он был избран почетным членом Академии наук. Поэзия Бунина, сложившаяся под влиянием Пушкина, Фета, Тютчева, отличалась преданностью классической традиции.

Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия: в 1909 году Академия наук пpисудила Бунину втоpую Пушкинскую пpемию за стихи и пеpеводы Байpона; затем тpетью - тоже за стихи. В этом же году он был избран академиком по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии.

Бунин шел своим собственным путем, не пpимыкал ни к каким модным литеpатуpным течениям. Кpитика отмечала мощный язык Бунина, его искусство поднимать в миp поэзии" будничные явления жизни". "Низких" тем, недостойных внимания поэта, для него не было. В его стихах - огpомное чувство истоpии.

В 1910 Буниными было предпринято путешествие сначала в Европу, а затем в Египет и на Цейлон. Отголоски этого путешествия, впечатление, которое произвела на писателя буддийская культура, ощутимы, в частности, в рассказе "Братья" (1914). Осенью 1912 - весной 1913 опять за границей (Трапезунд, Константинополь, Бухарест), затем (1913-1914) - на Капри.

В 1915-1916 выходят сборники рассказов "Чаша жизни", "Господин из Сан-Франциско". В прозе этих лет ширится представление писателя о трагизме жизни мира, об обреченности и братоубийственном характере современной цивилизации Темами этого периода творчества становятся смерть, судьба, воля случая.

Февральскую революцию поэт воспринял с болью, предчувствуя предстоящие испытания. Октябрьский переворот только укрепил его уверенность в приближающейся катастрофе. Дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики "Окаянные дни" (1918). Бунины уезжают из Москвы в Одессу (1918), а затем - за границу, во Францию (1920). Разрыв с Родиной, как оказалось позднее, навсегда, был мучителен для писателя.

В эмиграции вёл активную общественно-политическую деятельность: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическами партиями и организациями, регулярно печатал публицистические статьи.

С 1924 по 1933 годы Бунин создает свои лучшие вещи: "Митина любовь" , "Солнечный удар", "Дело корнета Елагина", "Жизнь Арсеньева". В 1927-1930 Бунин обратился к жанру короткого рассказа ("Слон", "Телячья головка", "Петухи" и др.) - в стpаницу, полстpаницы, а иногда в несколько стpок, они вошли в книгу "Божье деpево". Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом.

В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. В официальном решении о присуждении Бунину премии говорится: "Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер". Значительную сумму из полученной премии Бунин роздал нуждающимся.

С началом Второй мировой войны, в 1939, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Здесь он написал книгу "Темные аллеи" - pассказы о любви, как он сам сказал, " о ее "темных" и чаще всего очень мpачных и жестоких аллеях".

Писатель пристально следил за событиями в России, отказываясь от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупационными властями. Очень болезненно переживал поражения Красной Армии на восточном фронте, а затем искренне радовался ее победам.

В последние месяцы жизни Бунин работал над литературным портретом А. П. Чехова, вышедшей посмертно (1955) в Нью-Йорке. Умер во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

17 ученик

Шолохов Михаил Александрович

Михаи?л Алекса?ндрович Шо?лохов - русский советский писатель, автор романов "Тихий Дон", "Поднятая целина", неоконченной эпопеи "Они сражались за родину", лауреат Сталинской и Ленинской премий, лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 г. - за роман "Тихий Дон"), классик русской литературы, академик, дважды Герой социалистического труда.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 г. на хуторе Кружилин  станицы Вёшенской области войска Донского в крестьянской семье. Отец - Александр Михайлович Шолохов (1865-1925) - выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать - Анастасия Даниловна Черникова (1871-1942) - дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины.

В годы Первой мировой, Гражданской войны учился (1914-1918) в Москве, в г. Богучаре Воронежской губернии, в станице Вёшенской, окончил 4 класса гимназии. С 1920 по 1922 год жил с семьёй в станице Каргинской, работал делопроизводителем, учителем, участвовал в переписи населения, имел за плечами опыт продкомиссара, сочинителя агитпьес и работника ревкома. В октябре 1922 года Шолохов уезжает в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы "Молодая гвардия", посещал учебные занятия, которые вели В. Шкловский, О. Брик, Н. Асеев. Участвовал в Гражданской войне.

В 1923 году в газете "Юношеская правда" были напечатаны его первые фельетоны, а начиная с 1924 г. в журналах появляются "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (1926). В декабре 1923 года М. А. Шолохов вернулся в Каргинскую, а затем - в станицу Букановскую, где 11 января 1924 года женился на М. П. Громославской, дочери бывшего станичного атамана.

В 1925 г. Шолохов начинает писать "Тихий Дон" - роман о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах. Это произведение принесло писателю российскую и мировую известность. Во время Второй мировой войны "Тихий Дон" был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе, а после войны переведён на восточные языки и нашёл широкого читателя также и на востоке, в том числе в Японии.

Роман "Поднятая целина" (Т. 1 1932 и Т. 2 1959) посвящён коллективизации на Дону и движению "25-тысячников". Второй том "Поднятой целины" был утрачен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен позже. Роман получил Ленинскую премию в 1960 г.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.А.Шолохов, работая военным корреспондентом, опубликовал несколько очерков ("На Дону", "На юге", "Казаки" и др.) и рассказ "Наука ненависти" (1942), а в первые послевоенные годы - несколько публицистических текстов ("Слово о Родине", "Борьба продолжается" (1948), начали печататься главы из романа "Они сражались за Родину" (новый вариант - 1969 г.), в котором Шолохов поставил целью изобразить подвиг народа в Великой Отечественной войне.

В 1965 М.А.Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе "за художественную силу и цельность эпоса о русском казачестве в переломное для России время". Роман-эпопея "Тихий Дон" был причислен к классике 20 в., продолжающей гуманистические традиции великой русской литературы. Премия впоследствии была передана Шолоховым М.А. на постройку школы в Вёшенской.

До конца дней жил в своём доме в Вёшенской (ныне музей). Увлекался охотой и рыбной ловлей. С 1960 годов фактически отошёл от литературы.

21 февраля 1984 в 1 час 40 минут ночи Шолохов умер. В. Распутин писал в некрологе: "Высмотрев в своем народе, Россия не случайно подняла Шолохова до первого голоса, способного талантливо и доступно передать суровую правду о ее нелегкой судьбе - он был плоть от плоти России и мысль от мысли ее".

Учитель:

В наши дни Нобелевская премия - не только из-за денежного вознаграждения - широко известна как высшее отличие для человеческого интеллекта. Кроме того, данная премия может быть отнесена к немногочисленным наградам, известным не только каждому ученому, но и большей части неспециалистов. Нобелевские премии представляют собой уникальные награды и являются особо престижными. Развивайте в себе желание учиться, осознайте необходимость всестороннего развития собственного интеллекта.