Задачи урока:
Формировать у учащихся знания о цветке, как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенности строения и многообразие цветков, познакомить с наиболее распространенными видами соцветий и их биологической роль.
Продолжить формировать умения работать со схемами, опорными сигналами, текстом учебника, выделять главное, сравнивать.
Формирование эстетического отношения к окружающему.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парно-групповая, групповая.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Проверка знаний.
Биологический диктант по теме “Стебель”.
- Под кожицей стебля находится слой клеток … (пробки).
- Стебель дерева состоит из коры, древесины и … (сердцевины).
- Ситовидные трубки входят в состав … (луба).
- Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сосудам … (древесины).
- Усики гороха – это видоизменённые … (листья).
- Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит при помощи … (чечевичек).
- Между корой и древесиной находится … (камбий).
- Образовательная ткань в стебле деревьев называется … (камбием).
- Кожица стебля и пробка – это … (покровная ткань).
- Ток растворов минеральных веществ по древесине направлен … (от корней к листьям).
Взаимопроверка в парах. Оценки выставляют в табель (Приложение 1). По окончании урока выборочно собрать 5-6 тетрадей для проверки работы. Оценки выставляются в журнал 10-12 ученикам.
III. Изучение нового материала. Приложение 2.
Задача урока изучить особенности строения и функции цветка, познакомиться с многообразием цветков и видами соцветий. Слайд 1, 2.
Светлеет грусть, когда цветут цветы
Когда брожу я первоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом
Который сам не любит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты
Все улеглось! Одно осталось ясно
Что мир устроен грозно и прекрасно.
Что легче там, где поле и цветы. Н. Рубцов. Слайд 3.
- Как вы ребята понимаете эти строки стихотворения Николая Рубцова?
- Правильно, цветы поднимают нам настроение, делают нашу жизнь ярче, светлее. Именно цветы мы дарим человеку, если хотим показать ему свою любовь.
Сегодня мы с вами поговорим о красоте и значении цветов с биологически точки зрения.
Цветок – это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.
Слайд 4.
Основное предназначение цветов это привлечение насекомых, которые участвуют в опылении. После опыления из цветов развиваются плоды с семенами, с помощью которых размножаются покрытосеменные растения.
Строение цветка: Слайд 5.
- Цветоножка.
- Цветоложе.
- Тычинка= пыльник + тычиночная нить.
- Пестик = рыльце + столбик + завязь.
- Лепестки – венчик.
- Чашелистики – чашечка.
- Околоцветник = чашечка + венчик.
Цветы растений очень разнообразны по форме. На основе этого принято делить цветы и сами растения на группы. Слайд 6.
Используя учебник, учащиеся должны выписать определения понятий, разобрать их и привести примеры растений, имеющих такие цветы. Данная работа проводится в группах - первая группа работает по первой схеме, вторая по второй и т.д.
Обсуждение работы. Слайды 7, 8, 9, 10, 11.
- Растений на Земле очень много, все они разнообразны, и чтобы их изучить необходимо знать к какому отделу ,классу, семейству относится данное растение. Так вот при изучении семейств растений необходимо знать, как устроен цветок. Для этого используют формулу цветка.
Формула цветка – это краткая запись строения цветка. Слайд 12.
Условные обозначения:
О – простой околоцветник.
Ч – чашелистики.
Л – лепестки.
Т – тычинки.
П – пестик.
Например, так будет выглядеть формула цветка тюльпана – О6Т 3+3 П1
Слайд 13.
Формула цветка капусты - * Ч4 Л4 Т4+2 П1
Формула цветка яблони - * Ч5 Л5 Т? П1 Слайд 14.
- Перед вами цветки тюльпана, нарцисса, кисть сирени ( продемонстрировать искусственные цветы).
- Как вы думаете, почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные, как правило, расположены по одному?
- Группы цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке называют соцветием. Слайд 15.
Многообразие соцветий – результат приспособления растений к различным условиям жизни.
Соцветия бывают простые и сложные.
Простые соцветия: Слайд 16,17.
1. Кисть (смородина, черемуха)
2. Колос (подорожник)
3. Зонтик (вишня, лук)
4. Початок (кукуруза)
5. Головка (клевер)
Сложные соцветия: Слайд 18, 19.
1.Сложный колос (рожь, пшеница)
2. Метелка (сирень, виноград)
3. Сложный зонтик ( укроп, петрушка)
4. Корзинка ( подсолнечник, ромашка)
Соцветие корзинка может быть образована тремя типами цветков: воронковидными (васильки), трубчатыми (ромашка) и ложноязычковыми (подсолнечник).
IV. Закрепление.
1. Задание выполняется по рядам: Слайд 20.
1 ряд – указывает основные части в строении цветка (по рисунку).
2 ряд – расшифровывает формулы цветка
3 ряд – определяет по гербарию виды соцветий у предложенных растений (пшеница, ромашка, клевер, подорожник).
2. Фронтальная беседа.
А) Что сегодня узнали на уроке?
Б) Что такое цветок, какова его роль в жизни растения?
В) В чем заключается биологическая роль соцветий?
V.
Домашнее задание.§28-29, работа с доп. литературой: какие растения имеют самые большие и маленькие цветы и соцветия, найти загадки о цветах.