Мониторинг как способ совершенствования системы работы руководителя дошкольного образовательного учреждения (на примере управления здоровьесбережением)

Разделы: Администрирование школы


На протяжении многих десятилетий одним из приоритетных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. И сегодня всё чаще мы говорим не только о физическом развитии и оздоровлении детей, актуальным стал вопрос управления данными процессами. Обеспечить эффективное управление работой коллектива невозможно без регулярного отслеживания различных факторов, влияющих на создание здоровьесберегающей среды. В результате мы пришли к выводу о необходимости применения мониторинга, как метода контроля руководителя, оптимизирующего деятельность коллектива ДОУ.

Длительное слежение за какими-то объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.

В той или иной мере мониторинг состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях существовал всегда. Это регулярные отчёты, таблицы, схемы, диаграммы по заболеваемости, по группам здоровья, уровню развития физических качеств у детей. Его исполнителями являются воспитатели, инструктор по физкультуре, педагог-психолог, медицинский персонал. Они выстраивают картину физического развития ребёнка, его двигательной активности, культурно-гигиенических навыков и т.д.

Мы бы хотели рассмотреть не педагогический, а управленческий мониторинг. В результате которого, руководитель получает сведения о состоянии системы работы по здоровьесбережению и происходящих в ней процессах. Поэтому наиболее рациональным подходом к управлению системой эдоровьесбережения в ДОУ мы считаем управление на основе мониторинговых исследований. В данном случае, мы рассматриваем мониторинг как систему сбора, хранения, обработки и распространения информации и информационную базу управления. С его помощью становятся яснее и прозрачнее цели предстоящей работы, видны сильные и слабые стороны деятельности всех субъектов.

В основе нашей системы мониторинга здоровьесберегающей среды в ДОУ лежат следующие принципы:

    1. Тесная связь мониторинга с управлением. Проведение мониторинга формирует базу для принятия решений. Задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, отклонении от нормы. Тем самым создаётся возможность предотвратить или минимизировать отрицательный результат.
    2. Ориентация содержания мониторинга на выполнение основных нормативных документов. В ДОУ изучаются, анализируются и систематизируются различные нормативные документы, которые условно мы разделили на следующие подгруппы:
  • обеспечение медицинской деятельности. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30.06.92 № 186\272 “ О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”. Методические указания “ Организация наблюдения и оздоровления детей групп риска в дошкольных учреждениях и в детских поликлиниках”;
  • физическое развитие и оздоровление детей. Инструктивные письма, рекомендации о проведении летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации “ Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста”. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях. Приказ Минобразования России, Минздрава России Госкомспорта России и РАО “ О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях”. Приказ Министерства образования РФ “Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи”;
  • питание детей. Федеральный закон “ О качестве и безопасности пищевых продуктов”. Методические рекомендации “ Контроль за организацией питания детей в ДОУ”.
  • организация санитарно-гигиенического и дезинфекционного режима. СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных учреждений. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий" СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" и др.
    1. Согласование мониторинга с локальными документами, действующими в ДОУ. С целью соблюдения экологических норм разработана и применяется “Инструкция о порядке сбора, хранения и утилизации медицинских отходов в структурных подразделениях МДОУ №10”.

Для контроля за закупкой лекарственных средств директором ДОУ утверждён и согласован с врачом “Базовый перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения для ДОУ”.

Сегодня нам приходится работать в постоянно меняющихся условиях. К сожалению, за последние годы изменилась привычная для нас организационная структура функционирования учреждения. В 2007 году из штатов детского сада были исключены все медицинские должности и переданы в состав городской медицинской части. Таким образом, медицинские сёстры вышли из прямого подчинения руководителя дошкольного учреждения. А согласно санитарным правилам, руководитель образовательного учреждения обязан обеспечить выполнение санитарных норм в ДОУ. Кроме того, в 2004г. состоялась реорганизация дошкольных учреждений. Таким образом, к д/с № 10 были присоединены два других дошкольных учреждения. И наше объединение стало включать в себя 3 детских сада, состоящие из четырёх зданий, 17 групп. Таким образом, возникла необходимость в разработке новой структуры управления, отражающей специфику объединения: его размер, требования к персоналу, основную миссию каждого уровня управления.

В связи с этим у администрации детского сада появилась необходимость в разработке ряда локальных документов. Так появились:

  • схема взаимодействия административного аппарата по обеспечению соблюдения санитарных правил, которая отражает все внешние и внутренние взаимодействия вовлечённых структур (Приложение 1);
  • Функциональные обязанности и разграничение ответственности административного аппарата МДОУ по обеспечению соблюдения санитарных правил (Приложение 2).

В данной таблице чётко прописана ответственность директора, заместителя директора по УВР, заместителя директора по АХР, медицинского персонала ДОУ в соответствии с СаНПиНами и с учётом реальных условий сегодняшнего дня.

Основным документом, определяющим политику, целевые и стратегические установки учреждения является Программа развития МДОУ. В ней анализируется состояние здоровья детей с 2004г., работа по физическому воспитанию. Стратегической целью МДОУ согласно Программе развития, является обеспечение стабильного функционирования здоровьесберегающей системы. На выполнение этой цели направлены все наши управленческие действия, которые складываются в результате анализа данных.

    1. Взаимосвязь с используемыми в городской и региональной системе дошкольного образования индикативными показателями. Так как любое дошкольное образовательное учреждение не может существовать изолированно от окружающего образовательного пространства.
    2. Использование различных видов мониторинга: текущий, опережающий, входной, промежуточный, итоговый и др.
    3. Минимизация объектов мониторинга и усилий по его проведению – установление минимального и достаточного их количества. Для этого нами используются единые таблицы и бланковые формы.

В соответствии с перечисленными принципами и особенностями нашего учреждения система нашего мониторинга имеет трёхуровневую структуру. Верхний уровень – руководитель МДОУ, который аккумулирует всю итоговую информацию об объектах, получаемую от бухгалтерии, заместителей директора по УВР и АХР, а также от городских органов надзора и контроля.

Второй уровень – структурные подразделения МДОУ, возглавляемые заместителями директора по УВР и АХР. Они получают информацию от медицинских работников, педагогов ДОУ, узких специалистов.

Третий, нижний уровень – воспитатели каждой возрастной группы, которые формируют исходные данные, взаимодействуя с детьми и их родителями.

Качество мониторинга зависит от согласованности функционирования трёх названных уровней. Результаты мониторинга носят открытый характер, обсуждаются на оперативных совещаниях с участием всех служб, копии актов и справок направляются в структурные подразделения ДОУ для обсуждения и оперативного принятия мер.

Сегодня мы рассматриваем три основных направления, без которых невозможно функционирование дошкольного образовательного учреждения: физическое развитие и оздоровление детей, питание, организация санитарно-гигиенического и дезинфекционного режима. В соответствии с ними формируются и основные объекты мониторинга.

Циклограмма управленческого мониторинга по разделу “Здоровьесбережение”.

Объект мониторинга

Цель

Периодичность

Субъекты мониторинга

Результат

1

Выполнение плана детодней

сбор данных о посещаемости детей

ежемесячно

зам.директора по УВР

отчёт, включающий таблицы

2

Заболеваемость детей, пропуски одним ребёнком по болезни

анализ тяжести заболеваний, самые распространённые заболевания

ежемесячно

зам.директора по УВР, медсестра

таблица, график

3

Эффективность работы с частоболеющими детьми

Взаимодействие субъектов системы здоровьесбережения

2 р. в год

зам.директора по УВР, медсестра, врач

Схемы, диаграммы

4

Эффективность оздоровления детей с аллергопатологией

Своевременная коррекция системы работы

2 р. в год

зам.директора по УВР, медсестра, врач

Отчёт

5

Эффективность работы с гиперактивными детьми

Своевременная коррекция системы работы

2 р. в год

зам.директора по УВР, педагог-психолог

Отчёт

6

Выполнение основных норм питания

Создание условий для рационального питания детей

ежемесячно

зам.директора по УВР, зам.директора по АХР, кладовщик

Унифицирован-ная таблица

7

Работа пищеблока, состояние хранения продуктов на складах

Выполнение санитарных требований

1р. в квартал

зам.директора по УВР, зам.директора по АХР, инженер по охране труда

акт

8

Выполнение санитарных норм в ДОУ

Обеспечение эффективного функционирования ДОУ, предупреждение инфекционных заболеваний

еженедельно

зам.директора по УВР, зам.директора по АХР, медсестра

Унифицирован-ная таблица

9

Результаты лабораторно-инструменталь-ных исследований

Выявление соответствия или несоответствия нормам лабораторным путём

ежеквартально

Аккредитован-ная лаборатория

акты

10

Результаты контрольно-инспекционных мероприятий

Планирование работы по устранению замечаний

В течение года

Директор, зам.директора по УВР, зам.директора по АХР,

Акты, таблица

Контрольно-инспекционные мероприятия. Они относятся к информационному мониторингу. То есть информация накапливается, систематизируется. Этот вид мониторинга не предусматривает специально организованного изучения. Но по его результатам всё же делаются определённые выводы. Например, с 2005г. у руководителя ведётся мониторинг контрольно-инспекционных мероприятий по МДОУ, где фиксируются все проверки контрольно-надзорных органов в течение года. Данный мониторинг показывает наименование проверяющего органа, тему проверки, результаты проверки и принятые дошкольным учреждением меры. С помощью мониторинга можно наглядно увидеть все замечания и предложения в адрес ДОУ, удобно планировать работу по их устранению.

Наибольшее количество предложений по результатам надзорных органов касаются организации питания. Учитывая все предложения, в учреждении разработан и действует план работы по организации питания, который определяет перечень обязательных мероприятий для всех структурных подразделений, а именно:

  • Изучение нормативных документов по питанию;
  • Анализ выполнения натуральных норм продуктов питания;
  • Формирование сопровождающей документации по продуктам питания;
  • Анализ поступления и расходования денежных средств на питание;
  • Контроль за организацией работы на пищеблоке (выполнение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, закладка продуктов, работа технологического оборудования, качество приготовления пищи);
  • Пропаганда принципов правильного питания (доведение информации до родителей, занятия с детьми, педагогический всеобуч).

Начиная с 2004 года, нами ведётся мониторинг по выполнению натуральных норм продуктов питания. По данным мониторинга можно сделать вывод, что к 2009 году нам удалось добиться выполнения норм по следующим видам продуктов: молоку, творогу, сметане, маслу сливочному, маслу растительному, фруктам. Ниже нормы остаётся процент по рыбе, но он компенсируется перевыполнением норм по мясу и творогу; На сегодняшний день осталось скорректировать выполнение норматива по овощам.

В результате мы видим, что мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому оперативно и своевременно выявляются все изменения. А полученные данные являются основанием для принятия управленческих решений. Одним из видов управленческого решения является приказ руководителя. Приведём примеры лишь некоторых приказов, касающихся регулирования и коррекции оздоровительной работы с детьми:

  • О показателях заболеваемости и посещаемости детей за первое и второе полугодие 2008г.
  • Об анализе заболеваемости детей.
  • Об итогах анализа физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
  • О проведении тематической проверки по двигательной активности детей (с целью оптимизации педагогического процесса в летнее-оздоровительный период).

А также приказы, регламентирующие работу по питанию детей и сотрудников:

  • Об организации питания детей. Для обеспечения соответствия организации питания детей требованиям нормативных документов, а также усиления контроля расходования денежных средств на питание;
  • Об организации питания сотрудников. Для обеспечения сотрудников горячим обедом, с целью учёта денежных средств на питание сотрудников;
  • О создании комиссии по снятию фактических остатков продуктов, находящихся в продуктовом складе. Данным приказом определена периодичность снятия фактических остатков на складе.
  • О выполнении натуральных норм продуктов питания;
  • О соблюдении требований по питанию.

Все приказы содержат краткий анализ вышеназванных проблем, дают конкретные целевые установки различным службам ДОУ (бухгалтерии, заместителям директора, старшему воспитателю и т.д.), определяют план действий и условия взаимодействия между участниками оздоровительного процесса.

Таким образом, мониторинг служит одним из методов контроля процесса деятельности и является формирующим контролем, поскольку в его процессе происходит координация деятельности. А, следовательно, совершенствуется система управления дошкольным образовательным учреждением (Приложение 3).