Цели урока:
- Познакомить детей со звуком З-Зь и буквой З.
- Уточнить артикуляцию и характеристику звуков З-Зь
- Закрепить зрительный образ буквы З.
- Развивать фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа слов.
- Развивать внимание, восприятие, мышление.
- Воспитывать умение слушать, работать в коллективе.
Оборудование:
- Картинки: заяц, мышка, лягушка, лиса, волк, медведь.
- Карточки с рисунками, конверты с заданиями, записи на доске, образцы буквы З, звуковая дорожка для речевого дыхания, звуковые схемы слов, компьютер, профиль звука З, сказочный замок.
- Паровозики для разбора слов по слогам? Звуковые схемы слов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент: Знакомство с первым героем занятия
Ребята! У нас на занятии сегодня гости. И мы отправляемся в путешествие на поезде к сказочному замку.
1. Но, чтобы наш поезд тронулся, мы должны отгадать имя первого сказочного героя, который сядет в 1-й вагон. А поможет нам в этом загадка.
Кто сидит среди травы ?
Уши выше головы! (Заяц)
Подготовка к знакомству с темой занятия через выделение первых звуков в словах
А на какой звук начинается имя нашего героя? (на звук З).
Работа с речевым профилем:
Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Ззз… произнесём.
З заливисто звенит,
Звонко З в словах звучит:
Зайка, зонт, звонок, загадка,
Зал, значок, звезда, зарядка!
Работа над развитием речевого дыхания (схема звуковой волны висит на доске)
2. В следующем вагоне поедет Мышка. Но чтобы мышку посадить, нужно выполнить следующие задания:
Соотнесение звуков З – З’ с буквой З.
Образец буквы З висит на доске и картинки с изображением замка и зайца.
Буква З.
“З” – завиток на завиток.
“З” – закрывается замок.
“З” – змейка в зарослях ползёт.
“З” – заинька морковь грызёт.
Формулирование темы и цели занятии:
Тема нашего занятия – Звук и буква З
Цель: выделять звуки З,Зь в слогах и словах.
II. Основная часть
Задания:
1). Найти буквы З на листе бумаги среди других букв.
2). Выложить букву З по образцу (на карточках).
3. Вместе с Мышкой в этом же вагоне едет и Лягушка.
А она вам приготовила задание на компьютере – произнести чистоговорки:
Развитие звукового анализа на уровне слога.
зо, зу, зы, за – забрела в наш лес коза
зы, за, зо, зу – волк увидел ту козу
зу, за, зо, зы – испугался волк козы
4. Физминутка проводится стоя:
На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!
Развитие звукового анализа на уровне слова
5. В следующем вагоне едет у нас Лиса. Задание:
С картинками, которые лежат на тумбочке, вам нужно навести порядок – разделить слова на слоги и расставить их в нужный вагон.
6. В этот же вагон сел волк с красивым цветком, в названии которого есть звук З. Это цветок – роза. Ребята, где находится этот звук, в начале, в середине или в конце слова? Составьте звуковую схему слова РОЗА.
7. И последним сядет в вагон Медведь. Он привёз вам картинки. Нужно раскрасить только те, которые начинаются на букву З.
III. Итог занятия
Вот и подходит к концу наше путешествие! И все наши сказочные герои собрались у замка.
Мы трудились и играли
Всем зверюшкам помогали.
А теперь – ответь скорей:
Что же было всех трудней?
Ребята, давайте расселим наших героев по этажам. Те герои, в названии которых 1 слог – на 1-й этаж, 2 слога – на второй этаж, 3 слога – на 3 этаж.
Какие задания вам понравились?
Вспомните, а какие ещё были задания?