Актуальность проекта.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Давление и нагрузки на современную семью настолько резко усиливаются с каждым днем, что не мудрено прийти в замешательство и уныние.
Рост числа разводов, экономические кризисы, смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие лишают семью эмоционального равновесия. Родители становятся все более истощенными физически, эмоционально и духовно, им гораздо труднее достойно воспитать своих детей. На ребенка падает львиная доля всех этих нагрузок. В современном обществе в самом бедственном положении оказываются именно дети, а им больше всего на свете необходима любовь.
Изменения, происходящие в обществе в последние годы, касаются самых разных сторон жизни. Проявлением одной из таких перемен в общественном сознании является рост интереса к проблемам дошкольного воспитания. Несомненно, это связано с новыми социально-экономическими условиями. И эти условия предъявляют свои требования. Ребенок уже в раннем возрасте приходит в детский сад и этот новый дом должен стать для него второй семьей. Давайте вспомним слова Экзюпери: “Знаешь… моя роза… я за нее в ответе”. И мы в ответе за каждого ребенка (за его здоровье, развитие, эмоциональное благополучие).
Ради этого 2 семьи должны жить в согласии и во взаимодействии.
Проблема ребенка и семьи в целом решаемые на уровне страны, республики, города, актуальны и близки коллективу нашего детского сада, уделяющему большое внимание эмоциональному благополучию детей в группе.
Следует отметить, что приоритетное направление работы ДОУ – социально-личностное развитие детей, которое имеет в своей основе родительскую среду.
И на протяжении ряда лет коллектив МДОУ “Детский сад №13” г.Чебоксары сотрудничает с родителями, ведет активный поиск и внедрение новых форм взаимодействия с ними: такие как организация Управляющего Совета ДОУ, открытие консультативного пункта для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, и клуба выходного дня. Подобные нововведения, как правило, требуют дополнительного финансирования: оборудование кабинетов современной техникой, новейшим диагностическим инструментарием, ИКТ.
Многократные исследования взаимоотношений детей и взрослых заставили нас задуматься над проблемой непонимания взрослыми насущных проблем детей, завышенных требований к ним, неумение грамотно разрешать конфликты, незнание развития психики ребенка.
В процессе работы в ДОУ были проведены исследования <Приложение 1>, анализ которых показал, что взрослые (если говорить словами Аллы Баркан “Практическая психология для родителей”) “шлифуют” и “причесывают” детей, чтобы не доставляли хлопот, и надежно “пропалывают” характер ребенка, с корнем вырывая “сорняки”. Родители и педагоги склонны интеллектуализировать и рационализировать детей, объясняя это требованием времени. А в итоге дети мало получают нежности и любви взрослого, им не хватает времени для игр. Ребенок – существо процессуальное. Взрослые же ждут от него результата. Ребенку важен процесс игры, а взрослый человек настраивает его на результат, лишая радости ощущений от самого процесса.
Описание проблемы.
Мы пришли к выводу, что основной проблемой общения взрослого с ребенком является эмоциональное непринятие загадочного мира детей рациональным миром взрослых.
Так родилась идея проекта:
поиск совместных решений сближения двух миров (взрослых и детей) – столь близких, взаимозависимых, но, к сожалению, не всегда мирно сосуществующих. <Рисунок 1>
Цель проекта
:разработка и внедрение в практику работы ДОУ модели продуктивного взаимодействия мира взрослых и мира детей, способствующей комфортному развитию личности ребенка в новых социально-экономических условиях.
Задачи проекта.
Дети |
|
Педагоги |
|
Родители |
|
Условия |
|
Программа действий по реализации проекта.
– Ресурсное обеспечение проекта
В настоящее время педагогический коллектив детского сада полностью укомплектован кадрами и на протяжении многих лет остается стабильным:
- 90% педагогов имеют высшее образование,
- 75% владеют навыками работы на компьютере,
- 40% имеют высшую и первую квалификационные категории.
Стоит подчеркнуть, что столь высокий профессиональный и энергетический потенциал, заложенный в коллективе, поможет успешно реализовать задуманный проект.
В ДОУ создана хорошая материально-техническая база:
- Уютный кабинет психологической разгрузки,
- Игротека,
- Музыкальный и спортивный залы,
- Видео– и аудио-аппаратура,
- Специализированная библиотека.
– Механизм реализации проекта.
– Этапы и сроки реализации проекта
Проект “Сближение двух миров” рассчитан на 2 года и состоит из трех этапов и включает свои задачи, мероприятия и сроки <Приложение 2>.
Механизм сопровождения проекта.
Поставленные задачи мы реализуем, следуя основным направлениям работы:
- “ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – РЕБЕНОК”,
- ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ,
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА,
- СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.
Каждое направление имеет свою узкую специализацию, а вместе они составляют системный подход в реализации нашего проекта, способствующего сближению двух миров.
Творческая группа педагогов для каждого направления разрабатывает свою программу, которая включает комплексный подход к всестороннему развитию личности ребенка.
Программа “Развивайся играя” уже разработана педагогом-психологом ДОУ и рецензирована кафедрой психолого-педагогической коррекции ЧРИО. И сегодня уже делаются первые шаги в ее реализации. Программа направлена на формирование способности эмоциональной саморегуляции, снятия напряжения и повышения самооценки ребенка, его уверенности в себе; рекомендована для работы с детьми воспитателям ДОУ, психологам.
В направлении “Детско-родительские отношения” нами разрабатывается программа “Любить ребенка как?” Основная цель: способствовать безусловному принятию родителями своих детей.
Апробирован и введен в практику курс под названием “Нестандартные игры для детей и взрослых”. Родители, ломая привычные стереотипы, учились технике активного слушания, телесным прикосновениям к ребенку, контакту глаз, необычным комплиментам.
Данный спецкурс не единственный в рамках реализации этого направления.
Программа “Лучики добра” ставит своей целью способствовать корректному и эффективному взаимодействию педагога с ребенком, а это возможно, когда они вместе познают окружающий мир, вместе добывают знания, учатся смело мыслить и рассуждать, отстаивать свое мнение ведь “современным детям нужны современные педагоги”.
И, наконец, одним из важных направлений мы считаем тесное сотрудничество педагогов и родителей. От того, насколько сложатся доверительные отношения между членами двух семей (родителей и педагогов), насколько они будут следовать единой цели, зависит общий результат и эффективность всей работы на всех направлениях.
Именно это сотрудничество и является основной целью программы “Мы за него в ответе”.
Каждая семья в чем-то уникальна, поэтому работу строим с учетом дифференцированного, индивидуального и гендерного подходов.
Мы создали “Клуб заинтересованных отцов” <Рисунок 2>, подчеркивая этим важность мужского воспитания, так как в семейном коллективе ДОУ трудятся женщины.
В ходе разработки циклов практических занятий “Шпаргалка для взрослых” и “Взгляни на себя глазами ребенка” проводим киновидеотренинги, дискуссии, практические консультации с использованием современных аудиовизуальных средств и новейшей технологий. Все наши задумки позволяет реализовать центр детских образовательных проектов ЗАО “Новый диск” (г. Москва), экспериментальной площадкой которого мы являемся и грантовая поддержка, выделенная администрацией г.Чебоксары за 3 место в городском конкурсе проектов “Территория детства”.
В детском саду начата оборудование сенсорной комнаты для релаксации и отдыха, снятия эмоционального и телесного напряжения. Детско-родительские сеансы, мини-тренинги для детей и всех членов коллектива проводит педагог-психолог ДОУ, она владеет современными психотехниками, является тренером Международной ассоциации трансперсональной психологии, в 2008 году удостоена гранта президента Чувашской Республики как лучший педагогический работник.
Сенсорная комната будет открыта и для посещения детьми и их родителями, не охваченными дошкольным образованием, мы сможем приглашать детей из других образовательных учреждений.
Эта работа большая и требует усилий и активного участия каждого члена двух больших семей, где все имеют свои права и обязанности и вносят свою лепту в создание благотворного ландшафта детской души <Приложение 3>. Наша маленькая семья взаимодействeут и с другими социальными структурами, которые преумножают наши возможности: лечебно-оздоровительные учреждения, психологические центры, учреждения образования и центр детских образовательных проектов “Новый диск”.
Мониторинг проекта.
Определить качество реализации проекта (в качественном и количественном измерениях) на промежуточном и конечном этапах, своевременно внести необходимые коррективы нам позволяет мониторинг, основными задачами которого являются:
– проследить динамику сформированности у ребенка и взрослого представления о собственном внутреннем и внешнем мире, совместной деятельности в общем пространстве,
– определить степень освоения педагогами и родителями современных методов воспитания,
– проследить динамику сближения взрослых и детей, переориентации поведения детей.
Нами разработаны критерии и показатели оценки, подобраны методики сбора информации.
Критерии оценки |
Показатели оценки |
Методики сбора информации |
Положительное эмоциональное
восприятие окружающего мира Снижение уровня тревожности детей и взрослых |
Комфортная эмоциональная обстановка в
ДОУ: – уровень тревожности, – уровень страхов, – невротические симптомы детей, – уровень самооценки, – степень уверенности в себе взрослых и детей |
Эмоциональное состояние детей и взрослых – “Выбери нужное лицо” (В.Амэн, М.Дорки и др.), – проективные рисуноч.тесты, – тест САТ, – опросники, наблюдения, – ДАТ Г.Мюррея – контурный тест (Э.Крис) |
Установление типа воспитания в семье, педагогической акцентуации родителей | Эмоциональное принятие родителями
ребенка: – уровень доверия к нему, – поощрение его личностных качеств – осознание ребенком себя как полноправного члена семьи |
Детско-родительские отношения – опросник ОРО (А.Я.Варга, В.В.Столин), – анкетирования, – опросники |
Составление предварительного портрета семьи | Оптимальный эмоциональный контакт между всеми членами семьи ребенка | Семейные взаимоотношения – опросник АСВ (детский вари- ант Эйдемиллера, Юстискас) |
Выявление коммуникативной установки взаимодействия педагогов с детьми | Установка педагогов на личностно-ориентированную модель поведения | Стиль взаимодействия педагогов и детей – опросники, наблюдения, – анкетирования, – проективные рисуноч.тесты, – м-д незакончен. предложений |
Определение уровня эффективности взаимодействия педагога с родителями | Выраженная ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия с родителями | Стиль общения педагога с родителями – опросник В.Г.Маралова, В.А.Ситарова; анкетирования, |
В течение 2-х лет мы шли к идее создания проекта, собирали информацию; на семинарах, тренингах, “Школе личностного роста” готовили родителей, педагогов и весь персонал, приглашали грамотных специалистов.
Каждый член коллектива, начиная с руководителя и заканчивая младшим персоналом, всей душой проникся отношением двух миров.
В 2008 году проект ДОУ стал победителем городского конкурса “Территория детства” и удостоен гранта. Благодаря грантовой поддержке уже сегодня мы в полную силу воплощаем идеи проекта “Сближение двух миров”.