Урок географии

Разделы: География


План конспект урока

  1. Тема урока “Географическая карта – один из основных методов и средств географического исследования”.
  2. Цели:
  1. Образовательные: формировать и углубить знания учащихся по выявлению особенностей границ природных зон, продолжать формирование умения анализировать карту, умения “предвидеть” возможные последствия факторов размещения городов.
  2. Развивающие: развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
  3. Воспитательные: воспитание у учащихся познавательного интереса, географической зоркости, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности.
  4. Психологические: учет возрастных и психологических возможностей учащихся данного возраста и сотрудничество “Учитель-ученик”.
  1. Оборудование урока: Физическая карта России. Федеральные округа. Природных зон, географические атласы 8-9 классов.
  2. Тип урока – комплексное применение знаний.
  3. Методы обучения: частично-поисковый исследовательский метод, (наблюдение – анализ – эвристическая беседа).
  4. Средства обучения: дидактический материал, карточки задания.

Структура урока

Эпиграф

Карта помогает изучать планету, она зовет в путешествие, исследование.

Н. Н. Баранский

I. Подготовка к изучению нового материала

Учитель: Сегодня мы проведем не совсем обычный урок, посвященный -знанию географической карты, а это прежде всего – знание географических объектов на ней.

Здание классу:

1. Показать реку Волгу.
2. Найти города на этой реке.

Ответ учащихся: Города: Тверь, Ярославль, Казань, Самара, Волгоград,  Астрахань.

П. Новый материал

Учитель: Объясняет на примере г. Ярославля (смотреть атлас стр. 34).

Вопросы классу: Ребята, как вы думаете, какие факторы могут влиять на размещение этого города?

Ответ учащихся: Это хорошие природные условия, здесь, проходит транспортная связь, выгодное географическое положение.

Задание: Используя данный план, рассказать о географическом положении города (по плану).

План

  1. Рельеф.
  2. Природные условия.
  3. Природные ресурсы.
  4. Промышленность.
  5. Транспорт.
  6. Вывод.

Ответ учащегося у карты: г. Ярославль равнинный рельеф, умеренно-холодная зима, теплое лето.

В городе развита нефтеперерабатывающая промышленность, производство синтетического каучука, и хлопчатобумажная промышленность.

Транспорт: проходят нефте– и газопроводы, ж/дорожный, речной, автомобильный, авиационный.

Город Ярославль имеет выгодное географическое положение.

III.

Практическая работа.

(По вариантам)

I вариант – река Обь.

II вариант – река Енисей.

III вариант – река Амур.

Учитель: Найти на этих реках города и показать их.

Ответы учащихся:

I вариант

На реке Оби находятся города: Барнаул, Новоалтайск, Камень на Оби, Могочин, Колпашево, Нижневартовск, Сургут.

II вариант

Река Енисей – города Минусинск, Абакан, Красноярск, Лесосибирск, Енисейск, Туруханск, Игарка, Дудинка.

III вариант

Река Амур – города: Благовещенск, Хабаровск, Амурск, Комсомольск на Амуре

Учитель: Охарактеризовать город по выбору учащихся по данному плану.

I вариант

Ответ учащихся:. г. Барнаул. Рельеф возвышенный, климат континентальный. Почвы плодородные. Развита химическая и хлопчатобумажная промышленность. Транспорт: речной, ж/дорожный, автомобильный, воздушный. Выгодное географическое положение.

II вариант

Ответ учащихся: г. Игарка. Рельеф холмистый. Климат резко континентальный. Имеется рыбный промысел. Морской порт для погрузки леса на морские суда. Ведутся работы по строительству автомобильных дорог, которые свяжут наш край с Западной Сибирью. Аэропорт является запасным для северных авиалиний.

Транспорт: водный, авиационный. Выгодное географическое положение.

III вариант

Ответ учащихся: г. Хабаровск. Равнинный рельеф. Муссонный тип климата. Плодородные почвы. Развито машиностроение, легкая и пищевая промышленность.

Транспорт: речной, ж/дорожный, авиационный, автомобильный. Выгодное географическое положение.

Вывод учителя о выгодном географическом положении названых городов.

IV. Природные рубежи и размещение человечества. (Творческое задание по исследованию природных зон) Работа с контурными картами.

Учитель: Подписать города миллионеры и определить границу природных зон (раздаточный материал на каждой парте атласы 8-9 класс и контурные карты)

Задание:

  1. Найти на контурной карте города-миллионеры и подписать их.
  2. Соединить полученные точки.
  3. Назвать границу природных зон.

Приложение №1 (Рисунок 1)

Проверка:

Учитель: Назвать границы природных зон, городов-миллионеров.

Ответ учащихся: граница тайги, смешанного леса и степи.

Учитель: Большая часть городов миллионеров России сформировалась на границах основных природных зон. На рубеже смешанного леса и степи лежат Самара, Уфа, Челябинск, Омск и Новосибирск. Вблизи рубежа смешанного леса и тайги или прямо на этом рубеже развились Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург, Санкт-Петербург – зона лиственных лесов.

Ростов на Дону – зона степи.

Москва – эта лесная царица, создавшая великое государство народа смешанного леса – единственная из городов – миллионеров, кто позволяет

себе жить посреди своей природной зоны.

В лесной зоне плодородие невысокое, зато много строительного материала. В степи хоть и плодородные почвы, на лесных полянах урожай хоть и скромный, но относительно стабильный. Люди, леса и степи получают возможность пользоваться преимуществами и той, и другой зоны.

V. Природные каналы проницаемости и размещение человечества.

Закрепление.

Цель: Выработка географической зоркости учащихся.

Учитель: Важнейшее значение рек это их значение как естественных каналов повышенной проницаемости пространства. По рекам идут связи, связи формируют растущие узлы-города. По речным каналам человечество расселяется на протяжении всей своей истории. И вдоль этих осей расселения формируются водные пути, развиваются пространственные связи, а на них вырастают узлы.

Учитель: А сейчас рассмотрим Игрек-образные конфигурации.

Приложение № 1 (рисунок 2)

Мы найдем немало случаев размещения городов при слиянии двух рек. Например: г. Благовещенск (смотрим карту) между рек Амуром и Зеей, кроме этого проходит ж/дорожный и автомобильный транспорт. Привозит сырье для обрабатывающей промышленности. Готовую продукцию вывозит в другие регионы.

Учитель: А теперь Вы найдите на карте такую конфигурацию и обозначьте их на контурной карте.

Ответ учащегося с показами на карте: г. Тура – между – р. Ниж. Тнгуска и р. Кочечум. Г. Туруханск – р. Ниж. Тунгуска и р. Енисей г. Хандыга – р. Амга и р. Алдан. Г. Ханты – Мансийск – р. Иртышь и р. Обь.

VI. Обобщение по теме. Итог урока.

Учитель: Сегодня в течение урока мы с вами работали с картами. Карты развивают наше воображение, развязывают наши языки. Карта выступает как язык географии. Именно поэтому работа с картами сегодня должна стать важнейшим составляющей географического образования.

VII. Подведение итогов.

Количество учащихся на уроке 22 Поставлено оценок “5” – 4

“4” – 12

“3” – 6 Успеваемость 100%, качество знаний – 72,7 %, эффективность урока (коэффициент качества) – 83,3 %, т.е.хороший.

Рефлексия. Домашнее задание

“Чем интересен был урок для вас?”

Большинство учащихся дали положительную оценку проведенному уроку ответив “У-образная конфигурация. Особенно привлекла внимание исследовательская работа по контурной карте города – миллионеры”.

Домашняя работа: подготовить рефераты по городам-миллионерам:

  1. Москва.
  2. Санкт-Петербург.
  3. Ростов на Дону.

Из доп. источника “города России”, Москва: научное издательство – энциклопедия, 2002 г.

Приложение 1

Приложение 2