План конспект урока
- Тема урока
- Образовательные : формировать и углубить знания учащихся по выявлению особенностей границ природных зон, продолжать формирование умения анализировать карту, умения “предвидеть” возможные последствия факторов размещения городов.
- Развивающие : развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
- Воспитательные: воспитание у учащихся познавательного интереса, географической зоркости, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности.
- Психологические : учет возрастных и психологических возможностей учащихся данного возраста и сотрудничество “Учитель-ученик”.
- Оборудование урока : Физическая карта России. Федеральные округа. Природных зон, географические атласы 8-9 классов.
- Тип урока – комплексное применение знаний.
- Методы обучения : частично-поисковый исследовательский метод, (наблюдение – анализ – эвристическая беседа).
- Средства обучения : дидактический материал, карточки задания.
Структура урока
Эпиграф
Карта помогает изучать планету, она зовет в путешествие, исследование.
Н. Н. Баранский
I. Подготовка к изучению нового материала
Учитель: Сегодня мы проведем не совсем обычный урок, посвященный -знанию географической карты, а это прежде всего – знание географических объектов на ней.
Здание классу:
1. Показать реку Волгу.
2. Найти города на этой реке.
Ответ учащихся: Города: Тверь, Ярославль, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань.
П. Новый материал
Учитель: Объясняет на примере г. Ярославля (смотреть атлас стр. 34).
Вопросы классу: Ребята, как вы думаете, какие факторы могут влиять на размещение этого города?
Ответ учащихся: Это хорошие природные условия, здесь, проходит транспортная связь, выгодное географическое положение.
Задание: Используя данный план, рассказать о географическом положении города (по плану).
План
- Рельеф.
- Природные условия.
- Природные ресурсы.
- Промышленность.
- Транспорт.
- Вывод.
Ответ учащегося у карты: г. Ярославль равнинный рельеф, умеренно-холодная зима, теплое лето.
В городе развита нефтеперерабатывающая промышленность, производство синтетического каучука, и хлопчатобумажная промышленность.
Транспорт: проходят нефте– и газопроводы, ж/дорожный, речной, автомобильный, авиационный.
Город Ярославль имеет выгодное географическое положение.
III.
Практическая работа.
(По вариантам)
I вариант – река Обь.
II вариант – река Енисей.
III вариант – река Амур.
Учитель: Найти на этих реках города и показать их.
Ответы учащихся:
I вариант
На реке Оби находятся города: Барнаул, Новоалтайск, Камень на Оби, Могочин, Колпашево, Нижневартовск, Сургут.
II вариант
Река Енисей – города Минусинск, Абакан, Красноярск, Лесосибирск, Енисейск, Туруханск, Игарка, Дудинка.
III вариант
Река Амур – города: Благовещенск, Хабаровск, Амурск, Комсомольск на Амуре
Учитель: Охарактеризовать город по выбору учащихся по данному плану.
I вариант
Ответ учащихся:. г. Барнаул. Рельеф возвышенный, климат континентальный. Почвы плодородные. Развита химическая и хлопчатобумажная промышленность. Транспорт: речной, ж/дорожный, автомобильный, воздушный. Выгодное географическое положение.
II вариант
Ответ учащихся: г. Игарка. Рельеф холмистый. Климат резко континентальный. Имеется рыбный промысел. Морской порт для погрузки леса на морские суда. Ведутся работы по строительству автомобильных дорог, которые свяжут наш край с Западной Сибирью. Аэропорт является запасным для северных авиалиний.
Транспорт: водный, авиационный. Выгодное географическое положение.
III вариант
Ответ учащихся: г. Хабаровск. Равнинный рельеф. Муссонный тип климата. Плодородные почвы. Развито машиностроение, легкая и пищевая промышленность.
Транспорт: речной, ж/дорожный, авиационный, автомобильный. Выгодное географическое положение.
Вывод учителя о выгодном географическом положении названых городов.
IV. Природные рубежи и размещение человечества. (Творческое задание по исследованию природных зон)
Работа с контурными картами.Учитель: Подписать города миллионеры и определить границу природных зон (раздаточный материал на каждой парте атласы 8-9 класс и контурные карты)
Задание:
- Найти на контурной карте города-миллионеры и подписать их.
- Соединить полученные точки.
- Назвать границу природных зон.
Проверка:
Учитель: Назвать границы природных зон, городов-миллионеров.
Ответ учащихся: граница тайги, смешанного леса и степи.
Учитель: Большая часть городов миллионеров России сформировалась на границах основных природных зон. На рубеже смешанного леса и степи лежат Самара, Уфа, Челябинск, Омск и Новосибирск. Вблизи рубежа смешанного леса и тайги или прямо на этом рубеже развились Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург, Санкт-Петербург – зона лиственных лесов.
Ростов на Дону – зона степи.
Москва – эта лесная царица, создавшая великое государство народа смешанного леса – единственная из городов – миллионеров, кто позволяет
себе жить посреди своей природной зоны.
В лесной зоне плодородие невысокое, зато много строительного материала. В степи хоть и плодородные почвы, на лесных полянах урожай хоть и скромный, но относительно стабильный. Люди, леса и степи получают возможность пользоваться преимуществами и той, и другой зоны.
V. Природные каналы проницаемости и размещение человечества.
Закрепление.
Цель: Выработка географической зоркости учащихся.
Учитель: Важнейшее значение рек это их значение как естественных каналов повышенной проницаемости пространства. По рекам идут связи, связи формируют растущие узлы-города. По речным каналам человечество расселяется на протяжении всей своей истории. И вдоль этих осей расселения формируются водные пути, развиваются пространственные связи, а на них вырастают узлы.
Учитель: А сейчас рассмотрим Игрек-образные конфигурации.
Мы найдем немало случаев размещения городов при слиянии двух рек. Например: г. Благовещенск (смотрим карту) между рек Амуром и Зеей, кроме этого проходит ж/дорожный и автомобильный транспорт. Привозит сырье для обрабатывающей промышленности. Готовую продукцию вывозит в другие регионы.
Учитель: А теперь Вы найдите на карте такую конфигурацию и обозначьте их на контурной карте.
Ответ учащегося с показами на карте: г. Тура – между – р. Ниж. Тнгуска и р. Кочечум. Г. Туруханск – р. Ниж. Тунгуска и р. Енисей г. Хандыга – р. Амга и р. Алдан. Г. Ханты – Мансийск – р. Иртышь и р. Обь.
VI. Обобщение по теме. Итог урока.
Учитель: Сегодня в течение урока мы с вами работали с картами. Карты развивают наше воображение, развязывают наши языки. Карта выступает как язык географии. Именно поэтому работа с картами сегодня должна стать важнейшим составляющей географического образования.
VII. Подведение итогов.
Количество учащихся на уроке 22 Поставлено оценок “5” – 4
“4” – 12
“3” – 6 Успеваемость 100%, качество знаний – 72,7 %, эффективность урока (коэффициент качества) – 83,3 %, т.е.хороший.
Рефлексия. Домашнее задание
“Чем интересен был урок для вас?”
Большинство учащихся дали положительную оценку проведенному уроку ответив “У-образная конфигурация. Особенно привлекла внимание исследовательская работа по контурной карте города – миллионеры”.
Домашняя работа: подготовить рефераты по городам-миллионерам:
- Москва.
- Санкт-Петербург.
- Ростов на Дону.
Из доп. источника “города России”, Москва: научное издательство – энциклопедия, 2002 г.