Цели:
- Систематизация умений и навыков учащихся по данной теме.
- Формирование интереса к русскому языку.
Ход урока
1. Постановка темы и цели урока.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Наречие”. Мы должны систематизировать наши знания по этой теме.
2. Слово учителя.
Из наших уроков вы помните, что Наречие помогло Глаголу в воспитании его младшей дочери принцессе Деепричастие. Зовут бывшую няньку тетушка Настежь, и живет она на планете Наречие, а мы у нее сегодня в гостях.
Текст № 1 Тетушка Настежь находилась в том возрасте, когда необходимо соблюдать режим. Она съедала утром яйцо всмятку и принималась за чрезвычайно интересный журнал, усевшись удобнее в кресло. Задание:
|
В это время в гостях у тетушки Настежь были имена прилагательные и наречия, разобраться, кто есть, кто было невозможно, все они обсуждали одну тему:
Обеды тетушки Настежь лучше всех.
Тетушка Настежь все делает лучше всех.
Запишите предложения в тетрадь, определите, какой частью речи являются одинаковые слова.
На этом наш визит не закончился. В дверь позвонили.
Текст № 2 Почтальон принес конверт и бойко выписал квитанцию. Тетушка Настежь получала изредка вести от принцессы Деепричастия. Доныне нянька помнила свою воспитанницу и подолгу перечитывала письма от нее. Задание:
|
Итак, что же написала принцесса своей няньке?
Текст № 3 Дорогая тетушка Настежь! Пишу Вам немедля после отъезда графа. Его посещение для меня было волнующе, но я держалась мужественно. Он проверял меня подолгу по всем предметам, экзаменовал меня изо дня в день. Еще я получила домашнее задание. Задавая его, граф смотрел на меня умоляюще. У нас уже стало свежо, день сократился. Певуче воет по вечерам ветер. Горячо обнимаю тебя, принцесса Деепричастие. Задание:
|
Прочитав его, тетушка Настежь дала принцессе совет.
Текст № 4 Советую (по) дружески и прошу (по) прежнему: (кое) как ничего н..когда не делать. (Во) первых, если делать наспех, сделаешь все на смех. (Во) вторых, выполняй все задания внимательно, н..куда не торопясь. (В) третьих, развивай память, больше заучивай наизусть. Задания:
|
Текст № 5 Милая моя девочка! (Не) проявляй небрежности в выполнении задания графа. Неожиданное известие о состоявшемся экзамене задело и меня за живое. Жаль, что кое в чем ты проявила не образованность, а невежество. Но справедливая оценка должна быть не тяжела, а легка. Теперь ты знаешь, как невозможно отговориться незнанием правил. |
Мы повторили, привели в систему наши знания и правописании наречия, но тетушка Настежь дала и нам задание. Мы должны его выполнить и отправить ей на проверку.
Тест
1. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета; б) признак предмета по действию; в) признак действия; г) признак другого признака.
2. Наречия
а) изменяются по числам; б) изменяются по лицам; в) не изменяются.
3. С наречиями на -о, -е не пишется слитно, если:
а) в предложении есть противопостановление;
б) у наречия есть зависимое слово;
в) наречие можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением;
г) к наречиям относятся слова далеко не; вовсе не; отнюдь не; ничуть не;
никогда не.
4. В приставках не- и ни- отрицательных наречий пишется буква е, если она находится:
а) под ударением; б)без ударения.
5. После букв ш,ч на конце наречий ь:
а) пишется; б) не пишется.
6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
а) по / лисьи, кто / то, во / первых;
б) по / братски, как / будто, в /двое;
в) по /немногу, где /нибудь, кто /либо;
г) какой /то, черно /белый, по /этому.
Д/з написать тетушке Настежь письмо “Что я узнал о наречии”.