Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучения учащихся

Разделы: Начальная школа


Я работаю в обычной школе, в микрорайоне с концентрацией семей: с низким образовательным уровнем; неблагополучных и социально незащищенных; прибывших из стран СНГ (Средняя Азия, Кавказ). Отсюда, недостаточная учебная мотивация учащихся начальной школы, которая приводит к снижению уровня обученности и качества знаний по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Я задавала себе вопросы: “Но почему у учеников такой уровень знаний? Как помочь детям улучшить свои результаты?”

Раньше я работала по традиционной программе, УМК “Школа России”. В своей работе искала методы и приемы, способствующие повышению мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставила перед собой следующую задачу:

Как научить учиться младшего школьника в современных условиях?

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью.

Только после встречи с авторами УМК “Начальная школа 21 века”, я поняла, что надо менять формы, методы и подходы к обучению.

Обучение по УМК строится с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, ориентируется на формирование компонентов учебной деятельности, на развитие умения, и желания детей учиться, на воспитание духовной и эмоциональной культуры школьника, развитие его эрудиции и творчества.

Поэтому я отдала предпочтение образовательной модели “Начальная школа XXI века” под руководством Н.Ф.Виноградовой.

Много лет я преподавала окружающий мир по УМК “Школа России”. Основными методами при ознакомлении с природой были рассказ учителя, беседа с учащимися и работа с учебниками. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили текст, на мой взгляд, выполняли неинтересную, монотонную работу. Я считаю, что отсюда и возникла проблема: ребята пассивны на уроках, они запоминали слабо, так как учеба не заинтересовывала их. Я находилась в поиске, как сделать обучение ребенка радостным и интересным.

Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир” по УМК - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", “Учимся познавать окружающий мир".

Особое внимание уделяется творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера, наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.

Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по "Окружающему миру" особенно в 1-х и 2-х классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, - "Путешествие в прошлое"

Здесь созданы благоприятные условия для проектной деятельности учащихся. В своей работе я использую метод проектов, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах. Использование данного метода - возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся.

“Человек рожден для мысли и действия”,- говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

Учебный проект – это совокупность задания учащимся, проблемы, которую надо решить, способов ее решения, форм организации взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности и, наконец, анализа результата и сопоставление его с предварительной гипотезой или намеченной целью.

На мой взгляд, проект – это

  • П – практическое;
  • Р – решение;
  • О – обоснование какой-либо проблемы силами единого творческого коллектива;
  • Е – единое;
  • К – коллективное;
  • Т – творчество.

Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, помощь учителя может состоять:

  • в подборе литературы и других источников информации по теме;
  • в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
  • в показе способов и приемов работы с найденным материалом;
  • в обсуждении собранного материала;
  • в подготовке текста выступления;
  • в моделировании, в том числе и компьютерном.

По программе “Начальная школа XXI века” я работаю пятый год. Хочу поделиться своим опытом работы с использованием метода проекта на уроках окружающего мира по УМК под руководством профессора Н.Ф. Виноградовой.

У первоклассников отсутствуют навыки совместной деятельности, следует учитывать возрастные особенности. Начиная с первых уроков, в первом классе провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша коллективная творческая работа (КТР) “Дерево нашего класса”.

Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитание чувства уважения одноклассников.

Этапы проведения КТР:

  • изготовление на уроках изобразительного искусства и художественного труда коллективной аппликации “Дерево”, дубовых листочков и цветочков;
  • на первом уроке окружающего мира по теме “Давай познакомимся” рисование ребятами своих портретов и изображение на рисунках своих любимых занятий, увлечений; пояснение рисунков; игра “Кто я”;
  • на втором уроке по этой же теме крепление на дерево дубовых листочков, с написанными именами учащихся и цветочков (сколько лепестков на цветке, только и любимых занятий), рассказывание о себе);
  • поиск и обсуждение названия и девиза классного коллектива с привлечением помощи родителей; название коллектива “Дружная семейка”, девиз: “Семеро не один – в обиду не дадим”.

В результате КТР дети поняли, что надо учиться дружить с одноклассниками и уважать друг друга, потому что мы – одна семья.

По аналогии было выполнено КТР “Московский Кремль” (панно).

Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.

Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. В основе каждого проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Проект “Безопасность на дороге”.

Цель: расширить и закрепить знания детей о правилах поведения пешеходов, о светофоре, дорожных знаках; учить различать дорожные знаки и научиться применять эти правила в жизни; развивать умение самостоятельной работы с литературой; развивать творческие способности учащихся; обучать работать в группе и индивидуально по плану проекта.

2 класс тема: “Твои друзья – взрослые и сверстники”. На этом уроке ребята обсуждают понятие “правила поведения” и выясняют, какие правила существуют, составляют памятки и заповеди второклассника. Далее отчет о проделанной работе по группам, составление Азбуки дорожного движения.

Этапы проведения проекта.

  • Исследовательский (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я использую метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. В результате область проблемы определена – “Безопасность на дороге”. Проблемный вопрос: как защитить себя от опасностей на дороге?
  • Обсуждение темы проекта. Выбор творческого названия проекта (“На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!”)
  • Формирование 4 групп учащихся, состоящих из 5-7 человек. (1-ая - подбирает материал о светофоре; 2-ая – правилах пешехода; 3-ая – о дорожных знаках; 4-ая – о правилах поведения велосипедиста). Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся.
  • Обсуждение и составление плана работы учащихся в группе с помощью учителя. Каждый учащийся получил свою часть работы.
  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
  • Предварительное ознакомление с собранным учащимися материалом, консультация для учащихся проекта.
  • Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению заданий.
  • Выполнение творческой работы. Проведение презентации творческой работы “Азбука дорожного движения” (Приложение 1). Были выпущены буклеты (Приложение 2); проведено выступление агитбригады (Приложение 3) с информационной минуткой в классах начальной школы участие в городской акции “Письмо водителю нарушителю” (Приложение 4)
  • Оценивание проведенной работы. После защиты и просмотра проектов проводилось их обсуждение с акцентом на успехах детей и на организации работы в группах.

Объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников помогают оценочные листы проектов. (Взаимопроверка и самооценка).

Оценочный лист проекта

Группа №__

Тема проекта ___________________

Этапы выполнения проекта Оценки
1. Исследовательский (Сбор информации)  
2. Практический (Работа в группе)  
3. Творческий (Защита проекта)  
4. Самооценка  
Итоговая оценка  

Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Каждый учащийся в группе должен владеть учебным материалом по теме, уметь представить и свою работу, и работу других членов группы. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами.

В этом случае метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический микроклимат в группе.

3 класс тема “Журнал мод”. Результатом проекта “По одежке встречают…” стал выпуск и презентация журнала мод “Эхо времен” (Приложение 5).

Цель проекта: показать историю развития одежды человека, определить назначение одежды; организовать индивидуальную и групповую деятельность учащихся; выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме, воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; развивать навыки публичных выступлений.

Это проект был представлен на школьной научно-практической конференции. Младшие школьники наравне со старшеклассниками представляли свои проекты. Для учащихся начальной школы полезно привыкание к научной терминологии, наблюдение за техникой выступлений, сравнение себя с ровесниками и учащимися старших классов, расширение круга общения. Мы получили грамоту за активное участие в научно-практической конференции и заняли 2 место.

Работа над проектом повышает интерес младших школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

Анализируя качество и уровень обученности (во 2, 3,4 классах) по УМК “Школа России” и УМК “Начальная школа 21 века”, можно сказать следующее: происходит повышение качества обучения уровня обученности по предмету “окружающий мир” при обучении по УМК “Начальная школа 21 века” (Приложение 6).

Отсюда следует, что проектная деятельность при обучении учащихся окружающему миру по УМК “Начальная школа 21 века” способствует повышению мотивации учащихся, развитию познавательных интересов.

Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования и в этом учебном году – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.

В настоящее время у меня первый класс. По окружающему миру по УМК “Начальная школа XXI века” есть темы о различных праздниках, которые интересны детям.

Я с учителями первых классов, мои ученики совместно с учащимися параллельных классов и родителями начали работу над межпредметным долгосрочным проектом (на 4 года) “Сколько праздников в году” смотрите фрагмент (Приложение 7). Результат работы учащихся над проектом - выпуск периодической газеты “Солнышко”, в которой рассказывается о различных праздниках и о школьной жизни наших учеников.

Первый выпуск газеты отражает разные культурные традиции и обычаи празднования Нового года, знакомство с издателями газеты.

Главным результатом своей работы я считаю не столько цифры и столбики мониторинга, а весёлые лица ребятишек, которые хотят познавать новое, пробуют свои силы, узнают этот мир, ищут своё место в жизни, приходят в среднее звено самостоятельными, неординарными и творческими людьми.