Цели мероприятия:
- Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
- Формировать коммуникативную и нравственную компетентность школьников.
- Обучать совместной творческой деятельности, умению вести диалог.
- Укреплять уверенность в своих силах, развивать умение слушать и правильно понимать других, адекватно реагировать на вопросы и ответы.
План мероприятия:
- Деление на компании с распределением ролей.
- Представление компаний руководителями.
- Составление графиков работы компаний и индивидуальных графиков работы служащих.
- Представление перспективных планов работы компаний.
- Заключение договоров между компаниями.
- Подведение итогов игры.
- Рефлексия.
Ход мероприятия
1. Деление на компании с распределением ролей и вывод алгоритма хорошего общения.
На доске представлены списки компаний и должностей. Участникам игры предлагается за три минуты разделиться на компании и распределить роли самостоятельно.
Ребятам предоставлено мало времени и мало информации о предстоящей игре, значит, возникнет конфликт при выборе должностей и сферы деятельности.
Ребята рассаживаются за столы по группам и, обсудив, называют причины неудачи при разделении на компании и распределении должностей. (Ребята обсуждают в группах ситуацию, и представитель группы объявляет увиденные ими причины, ведущий записывает их на доске).
Ведущий (учитель) предлагает ребятам объединить названные причины в три общие группы, назвать эти группы и изобразить в виде рисунка. Из предложенных вариантов общим решением выбирается один, более точно отражающий смысл и рисуется на доске. Ведущий (учитель) предлагает ребятам изменить «ситуацию неудачи» на «ситуацию удачи» на рисунке, а затем обсудить, как это сделать в жизни.
В результате обсуждения получаем формулу алгоритма хорошего общения Я + ТЫ = МЫ (Я - услышал, ТЫ - предложил, МЫ - договорились).
Применение алгоритма хорошего общения обеспечивается работой психологов в каждой компании.
После этого компании знакомят с правилами игры и должностными обязанностями.
Компании | Должности |
Рекламное агентство | Руководитель |
Печатное издательство | Секретарь |
Банк | Бухгалтер |
Мебельное производство | Юрист |
Агентство по информационным технологиям | Психолог |
Правила игры:
- За все решения в компании отвечает руководитель и решающее слово за ним.
- За атмосферу в компании отвечает психолог, он следит за выполнением законов общения и напоминает о них.
- За денежные вопросы отвечает бухгалтер, он несет ответственность так же, как и руководитель.
- За вопросы взаимоотношений между руководством и служащими, между компаниями отвечают юристы.
- За своевременное оформление документов и выполнение требований в заданиях отвечает секретарь.
2. Представление компаний руководителями.
Ребятам предлагается за пять минуты составить краткое резюме своей компании и перечень предлагаемых услуг для представления всем остальным компаниям. Руководитель компании представляет резюме и отвечает на вопросы. (Жюри оценивает полноту выступления, учитывает активность команд и серьезность заданных вопросов). Каждая команда имеет право задать три вопроса.
3. Составление графиков работы компаний и индивидуальных графиков работы служащих.
Ребятам предлагается за пять минут составить график работы компании и индивидуальные графики работы служащих с учетом представленных условий и ограничений. Юрист и бухгалтер представляют составленные графики и отвечают на вопросы. (Жюри оценивает выступление с точки зрения эффективности составленных графиков и их экономической целесообразности, соответствия информации законодательству, а также учитывает активность команд и серьезность заданных вопросов). Каждая команда имеет право задать выступающим три вопроса.
Возможные условия и ограничения:
- Обговорить «социальный пакет» (отпуск, больничный лист).
- В компании есть студенты – заочники.
- В компании есть работники, которым по состоянию здоровья положен «лёгкий труд».
4. Представление перспективных планов работы компаний.
Ребятам предлагается за восемь минут составить перспективный план работы компании. Юрист и бухгалтер представляют перспективный план работы компании и отвечают на поставленные вопросы. (Жюри оценивает выступление с точки зрения соответствия резюме компании и их приближенность к жизни, а также учитывает активность команд и серьезность заданных вопросов). Каждая команда имеет право задать выступающим три вопроса.
5. Заключение договоров между компаниями.
Компаниям предлагается за десять минут заключить договора между собой с предварительно оговоренными условиями сделок и ожидаемыми результатами. Руководитель и секретарь представляют договора и отвечают на поставленные вопросы. (Жюри оценивает выступление с точки зрения возможностей выполнения данных договоров, а также учитывает активность команд и серьезность заданных вопросов). Каждая команда имеет право уточнять условия договора, заключенного с ней.
6. Подведение итогов игры.
Компаниям предлагается обсудить возможность предоставления одной из компаний дополнительного балла за позитивные качества (объяснить свой выбор).
Проводится обсуждение работы компаний. Выступления психологов об отношениях, сложившихся в их коллективах и разрешении возникших конфликтов.
Жюри объявляет результаты по каждому конкурсу, дает пояснения и подводит итоги игры.
7. Рефлексия.
- Понравилась ли игра?
- Что было особенным сегодня?
- Кто больше всех поддерживал алгоритм хорошего общения?
- Кто из нас умеет договариваться?
- Можно ли применить этот алгоритм в другом деле?