Цель:
- познакомить с правилами правописание корней с чередующимися гласными е-и;
- учить применять полученные знания на практике;
- выработка умения видеть опознавательные признаки данной орфограммы и обозначать ее на письме.
Материал: медиапроектор, перфокарты или карточки для буквенного диктанта.
Предварительная работа: индивидуальная работа с учащимися, занятыми в инсценировке грамматической сказки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
1. Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с орфограммой – «чередующиеся гласные в корне слова».
Когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударный гласный. Если бы все корни подчинялись одной и той же команде, было бы, конечно, проще.
Но так просто бывает далеко не всегда. Оказывается, у разных корней бывают разные командиры.
2. Инсценировка «Суффикс-консультант» (грамматическая сказка).
Ведущий: Поручили Незнайкину написать плакат. Начал он было писать: «Соб…» – да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. Тут он вспомнил, что можно позвонить в справочное бюро, в котором сидит дежурная буква.
– Скажите, пожалуйста, как правильно написать: собирайте или соберайте?
– Сейчас Вам ответит Суффикс-консультант.
– Здравствуйте. Вы спрашиваете, какую букву е или и писать в корне слова «собирайте»? Дело в том. Что в таких корнях, где встречаются И и Е , хозяином являюсь я, Суффикс А, я и командую корнями с чередующимися гласными. Если я стою после корня, то допускаю к корню только букву И; если стоит любая другая буква, пишите Е (Презентация):
Посмотрите внимательно, в некоторые слова «забралось» сочетание букв, похожее на девичье имя Ира. Сочетание складывается из части корня -…ир- и идущего за ним суффикса -а-: -…ира-, или похожие на женские имена ..-иста-.., ..-ига-.. .
Эти корни надо обязательно запомнить, чтобы при написании не допускать в них ошибки. Ясно?
– Да. Спасибо, я их обязательно запомню.
Ведущий: Спасибо вам, вы помогли ребятам познакомиться с правилом написания чередования е-и в корне слова.
3. Работа с учебником. Учитель: Вот вы и познакомились с правописанием чередующихся гласных е-и в корне слова. Откройте учебник, § 112 (знакомство с теоретическими сведениями орфограммы № 24.).
III. Закрепление.
1. А запомнить это правило вам поможет рифмовка, которая даст возможность вам быстро ориентироваться в правописании этой сложной орфограммы:
2. Фронтальный опрос.
– Ребята, так можем ли мы проверить гласную в этих корнях? Почему?
– А кто командует этими корнями?
IV.
1. Комментируемое письмо.
Задание: Вставить пропущенные буквы, показать графически орфограмму. (Презентация):
Выдерем сорняки, собирают урожай, застелить кровать, запираем двери, стереть с доски, зажигать факел, замереть от испуга, блестеть на солнце.
2. Объяснительный диктант (строчки из стихотворений А.С.Пушкина, И. Никитина).
- Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
- Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…
- Вдали колокольчик звенит, замирает.
- Ковыль сухой и стар и сед, блестит на нем мороза след.
- Замерли грома раскаты.
3. Выборочный диктант.
Задание: выписать глаголы с чередующимися гласными в одну из колонок:
е | I | и |
1. Все замерло. 2. Кругом зажигаются огни. 3. Сердце замирает от страха. 4. Пчелы собирают мед. 5. Пчелы соберут мед и улетят в улей. 6. Дуб вершиной упирается в облака. 7. Спортсмены одержали блистательную победу. 8. Мама вытерла ручку ребенка.
V. Проверочная работа.
Буквенный диктант (учащиеся вместо слов записывают только буквы е или и)
I | II | III | |
1 | блистать | блестеть | пробираться |
2 | замереть | запирать | растереть |
3 | замирать | застелить | заблестеть |
4 | расстелить | соберу | блистательный |
5 | постелить | сдираю | собираю |
6 | блестеть | поджигать | сдерет |
7 | протирать | запереть | вытереть |
8 | растирать | удирать | приберу |
9 | расстилать | вытирать | блеснуть |
VI.
- Подведение итогов урока.
- Объяснение домашнего задания.
VII. В запас.
Упр 655 (по заданию учебника)
Литература:
- Секреты орфографии: Кн. Для учащихся 5-7 кл./ Г.Г.Граник и др. – М., Просвещение, 1991.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- Родные поэты.Стихотворения русских поэтов- классиков. / Сост.Н.С.Шер.: М., «Дет.лит.», 1973.