Урок-презентация "Буквы е, и в корне с чередованием"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • познакомить с правилами правописание корней с чередующимися гласными е-и;
  • учить применять полученные знания на практике;
  • выработка умения видеть опознавательные признаки данной орфограммы и обозначать ее на письме.

Материал: медиапроектор, перфокарты или карточки для буквенного диктанта.

Предварительная работа: индивидуальная работа с учащимися, занятыми в инсценировке грамматической сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1. Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с орфограммой – «чередующиеся гласные в корне слова».

Когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударный гласный. Если бы все корни подчинялись одной и той же команде, было бы, конечно, проще.

Но так просто бывает далеко не всегда. Оказывается, у разных корней бывают разные командиры.

2. Инсценировка «Суффикс-консультант» (грамматическая сказка).

Ведущий: Поручили Незнайкину написать плакат. Начал он было писать: «Соб…» – да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. Тут он вспомнил, что можно позвонить в справочное бюро, в котором сидит дежурная буква.

– Скажите, пожалуйста, как правильно написать: собирайте или соберайте?

– Сейчас Вам ответит Суффикс-консультант.

– Здравствуйте. Вы спрашиваете, какую букву е или и писать в корне слова «собирайте»? Дело в том. Что в таких корнях, где встречаются И и Е , хозяином являюсь я, Суффикс А, я и командую корнями с чередующимися гласными. Если я стою после корня, то допускаю к корню только букву И; если стоит любая другая буква, пишите Е (Презентация):

Посмотрите внимательно, в некоторые слова «забралось» сочетание букв, похожее на девичье имя Ира. Сочетание складывается из части корня -…ир- и идущего за ним суффикса -а-: -…ира-, или похожие на женские имена ..-иста-.., ..-ига-.. .

Эти корни надо обязательно запомнить, чтобы при написании не допускать в них ошибки. Ясно?

– Да. Спасибо, я их обязательно запомню.

Ведущий: Спасибо вам, вы помогли ребятам познакомиться с правилом написания чередования е-и в корне слова.

3. Работа с учебником. Учитель: Вот вы и познакомились с правописанием чередующихся гласных е-и в корне слова. Откройте учебник, § 112 (знакомство с теоретическими сведениями орфограммы № 24.).

III. Закрепление.

1. А запомнить это правило вам поможет рифмовка, которая даст возможность вам быстро ориентироваться в правописании этой сложной орфограммы:

2. Фронтальный опрос.

– Ребята, так можем ли мы проверить гласную в этих корнях? Почему?

– А кто командует этими корнями?

IV.

1. Комментируемое письмо.

Задание: Вставить пропущенные буквы, показать графически орфограмму. (Презентация):

Выдерем сорняки, собирают урожай, застелить кровать, запираем двери, стереть с доски, зажигать факел, замереть от испуга, блестеть на солнце.

2. Объяснительный диктант (строчки из стихотворений А.С.Пушкина, И. Никитина).

  1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
  2. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…
  3. Вдали колокольчик звенит, замирает.
  4. Ковыль сухой и стар и сед, блестит на нем мороза след.
  5. Замерли грома раскаты.

3. Выборочный диктант.

Задание: выписать глаголы с чередующимися гласными в одну из колонок:

е          I          и

1. Все замерло. 2. Кругом зажигаются огни. 3. Сердце замирает от страха. 4. Пчелы собирают мед. 5. Пчелы соберут мед и улетят в улей. 6. Дуб вершиной упирается в облака. 7. Спортсмены одержали блистательную победу. 8. Мама вытерла ручку ребенка.

V. Проверочная работа.

Буквенный диктант (учащиеся вместо слов записывают только буквы е или и)

  I II III
1 блистать блестеть пробираться
2 замереть запирать растереть
3 замирать застелить заблестеть
4 расстелить соберу блистательный
5 постелить сдираю собираю
6 блестеть поджигать сдерет
7 протирать запереть вытереть
8 растирать удирать приберу
9 расстилать вытирать блеснуть

VI.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Объяснение домашнего задания.

VII. В запас.

Упр 655 (по заданию учебника)

Литература:

  1. Секреты орфографии: Кн. Для учащихся 5-7 кл./ Г.Г.Граник и др. – М., Просвещение, 1991.
  2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Родные поэты.Стихотворения русских поэтов- классиков. / Сост.Н.С.Шер.: М., «Дет.лит.», 1973.