Цели: способствовать выявлению знаний и умений у обучающихся в нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования; формировать познавательный интерес к предмету математики и здоровому образу жизни через игровую форму; воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Информация для учителя
За каждый правильный ответ команда получает жетон. 1 жетон – 1 балл.
Если команда ответить не может, отвечает команда соперников.
Ход урока
I. Организационный момент
- Пусть эпиграфом к нашему уроку послужат слова, которыми можно описать здоровье.
«Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо также всегда помнить, что купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными посто -янными усилиями! Наша главная задача – беречь свое здоровье.
II. Разминка
Вопросы для двух команд (1 балл за правильный ответ).
- Высший балл в школах России (5.)
- Это доступный и эффективный способ снять умственное и физическое напряжение. Надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (Сон)
- Назовите пословицы или поговорки про сон. (Утро вечера мудренее!)
- Сон дарит силы и бодрость. Должны соблюдаться условия для здорового сна: удобная подушка, чистое и проветренное помещение, температура воздуха около 20°С. Спать нужно не меньше 10 часов. - Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
- Наименьшее четное число. (2.)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат.)
- Треугольный платок. (Косынка.)
- Область медицины, изучающая влияние на здоровье человека всего, что его окружают. (Гигиена.)
- В честь какой древнегреческой богини названа эта область медицины? (Гигиена названа так в честь молодой красивой женщины- богини древнегреческой мифологии Гигиейн.)
- Масса кубического метра воды? (1000 кг.)
- Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из одной точки. (Угол.)
- Какую геометрическую фигуру обозначают малыми латинскими буквами?
- Соперник нолика. (Крестик)
- Если съесть одну сливу, то что останется? (Косточка.)
III. 1-й гейм «Дальше…дальше…дальше…»
(Вопросы задавать по очереди: 1 команде- 1 вопрос,
2 команде- 1 и 2 вопросы, 1 команде – 2 и 3 и т.д.)
1 команда
- Что тяжелее: 1 кг. ваты или 1 кг железа?
- Чему равно 3 в третьей степени?
- Чему равен периметр квадрата?
- Как называется результат сложения
- Сколько секунд в 1 ч?
- На что похожа половина яблока? (На вторую половину яблока.)
- Чему равна площадь прямоугольника?
- Как из двух спичек получить десять, не ломая их? (X)
- Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю?
- Сформулируйте признак делимости на 9.
- Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда?
- 49 – составное число?
- Как называется прибор для измерения углов?
2 команда
- Что длиннее: 1 км. шоссе или 1000 м тропинки?
- Чему равно 2 в четвертой степени?
- Чему равен периметр прямоугольника?
- Как называется результат вычитания?
- Сколько миллиметров в 1 м?
- Чему равна половина торта?
- Чему равна площадь квадрата?
- Как из трех спичек получить четыре, не ломая их? (IV)
- Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
- Сформулировать признак делимости на 3.
- Чему равен объем куба?
- 41 – простое число?
- Как называется прибор для измерения отрезков?
IV. Физкультминутка
- Как называется несколько несложных упражнений, которые обеспечивают повышение физической и умственной работоспособности на весь день, укрепляют организм, делают его устойчивым к болезням? (Зарядка.)
V. 2-й гейм «Темная лошадка»
1 команда
- Натуральное число, которое имеет только 2 делителя: единицу и само это число, называется…(простым)
- Если 2 натуральных числа имеют наибольший общий делитель, равный 1, то они называются…(взаимно простыми)
- Если числитель и знаменатель дроби взаимно простые числа, то такую дробь называют…(несократимой)
- Число, на которое надо умножить знаменатель дроби, чтобы получить новый знаменатель, называется…(дополнительный множитель)
- Наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа а и b, называется… этих чисел (НОД).
- Можно ли нуль разделить на натуральное число?
- Если запись натурального числа оканчивается четной цифрой, то число делится…(на 2.)
- Какое четное число не является составным?
2 команда
- Натуральное число, которое имеет более двух делителей, называется…(составным)
- Как называется 2 числа, у которых наибольший общий делитель равен 1? (Взаимно простые)
- Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от 1, называется… (сокращением дробей).
- Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже натуральное число, то получится…( равняя ей дробь)
- Наименьшее натуральное число, которое кратно числам a и b, называется… этих чисел (НОК).
- Можно ли натуральное число разделить на 0?
- Если запись натурального числа оканчивается 0, то число делится…(на 10 и на 5).
- Среди простых чисел есть два числа, разность которых равна 1. Что это за числа?
VI. 3-й гейм «Заморочки из бочки»
(вытягивают номера вопросов)
- Что больше: 100/101 или 99/100? (100/101.)
- Дана дробь 13/21. Какое число нужно прибавить к числителю и знаменателю, чтобы получилась дробь 3/4?
- Дана дробь ¾. Какое число нужно вычесть из числителя и прибавить к знаменателю, чтобы получилось дробь 1/10?
- Как можно разделить поровну семь хлебов между восемью людьми, пользуясь единичными дробями? (1/2; 1/3; ¼;1/5 и т.д. – это так называемые единичные дроби.) (Ответ: 1/2+1/4+1/8 на каждого.)
- Бублик разделили на 3 части. Сколько сделали разрезов? (3.)
- Батон разделили на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2.)
VII. «Гонка за лидером»
Право первого ответа имеет команда, набравшая меньшее количество баллов.
- Очень плохая оценка знаний. (Двойка)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь)
- Наименьшее составное число. (Два.)
- Знак для записи числа. (Цифра.)
- Сотая часть числа. (Процент)
- Геометрическая фигура в любовных делах? (Треугольник)
- Объем килограмма воды. (Литр.)
- Количество музыкантов в квартете. (Четыре.)
VIII. Подведение итогов урока
Ребята могут самостоятельно оценить себя и своих ребят, выделить тех, кто принес больше баллов свой команде.
Пожелания друзьям
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
С. Маршак
IX. Рефлексия
- У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».
Карточка желтого цвета обозначает: « Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий. мне было на уроке достаточно комфортно».
Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал. о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов».
X. Творческое задание (по желанию)
Подобрать и оформить занимательные задачи для следующего игрового урока.