В ходе урока учащиеся должны
условия выбора о - а в корне - гор - - -
гар -; условия написания известных корней с
чередующимися гласными;
План урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Устный фронтальный опрос.
3. Объяснительный диктант.
4. Распределительный диктант.
5. Выборочно-распределительное письмо.
6. Лингвистическая игра.
7.Домашнее задание на следующий урок.
8. Итог урока.
Ход урока
1. Слово учителя.
Загорелый, озаренье:
Что писать под удареньем,
Что писать без ударенья?
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья
Вызывает он сомненья.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать по теме "Буквы о - а в корне -гор- - -гар -".Наш урок является очередным этапом работы над проектом под названием "Корни с чередованием". Начнём урок с проверки домашнего задания. На дом вам предлагались дифференцированные задания на выбор: а) составить 5 - 6 предложений, используя слова с корнями -гор - - -гар -; б) составить словарный диктант, используя слова с чередующимися гласными в корне; в) индивидуальные задания отдельным учащимся.
Индивидуальное задание №1.
- Вспомните слова с корнями -гор- -- гар -, которыми можно воспользоваться для описания рисунка. С найденными словами составьте и запишите словосочетания.
- Сравните мальчика, стоящего в центре, с остальными. Запишите прилагательные, укажите антонимы.
Индивидуальное задание №2.
- Какой глагол: сг:реть или приг: реть - лучше использовать для описания рисунка? С этим глаголом составьте и запишите сложное предложение. Объясните правописание гласной в корне.
- Какое выражение лица у повара? Запишите существительные, которые потребуются для ответа.
Индивидуальное задание №3.
- Составьте и запишите словосочетания со словами р :стения, р:стки, выр:щенные. Объясните правописание гласной в корне.
- Подберите фразеологический оборот со значением усердно, запишите его.
Домашнее задание проверяется фронтально.
2. Слово учителя. А сейчас, ребята, я ещё раз проверю, как вы усвоили теоретический материал.
Вопрос: от чего зависит написание корней с чередующимися е - и? что командует написанием этих корней? Рассказать правило.
Ответ:
Cлово учителя. Значит, суффикс -а - любит командовать корнями, где чередуются -е -и -. Но суффиксу -а - мало этого. Он захватил власть и над другими корнями, в которых распоряжается, где писать - о - или - а -.
Вопрос: назовите эти корни, расскажите правило их написания?
Ответ:
Слово учителя. Есть в русском языке корни, в которых командуют согласные гласными и заставляют их чередоваться.
Вопрос: какие это корни, и каким правилам написания они подчиняются?
Ответ:
А ещё, ребята, командовать написанием корней может ударение. Приведите примеры таких корней и расскажите правило их написания.
Ответ:
Слово учителя. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. А теперь переходим от теории к практике.
3. Объяснительный диктант. Костёр разгорается, красивый загар, вырастить цветы, слегка прикасаться, отрасль развивается, прилагать усилия, замирать от счастья, приехать в Ростов, угарный газ.
Диктант проверяется по цепочке. Вопрос: в данном диктанте назовите те слова, написание которых проверяется ударением?
Ребята, предлагаю вам ещё раз повторить написание корней, зависящих от ударения. (Учащиеся выполняют это задание в парах.)
Ребята, вы должны не только хорошо знать корни с чередованием, но и уметь отличать их от безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Следующий вид работы поможет нам разобраться в этом.
4. Распределительный диктант. Растение, положение, отпирать, касаться, прилагательное, удивительный, запереть, блистать, показаться, хохотать, заря, блестеть, дрожать, возгорание, веселиться. Учащиеся распределяют слова в два столбика в соответствии с правилом. Проверка осуществляется через компьютер.
5. Слово учителя. Сейчас я предлагаю вам более сложный вид работы - выборочно-распределительное письмо. Вы должны прочитать текст (листочки с текстом лежат у учащихся на столе), найти в нём слова с пропусками, определить орфограмму и распределить слова по группам.
Слова с чередованием, написание которых зависит от суффикса - а -. | Слова с чередованием, написание которых зависит от ударения. | Слова с чередованием, написание которых зависит от согласного. | Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. |
Текст.
Мы предпол:гали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой пор... сли, не было видно никакой другой р :стительности. В полдень мы устроились на отдых у озера. Заг... релые ребятишки плавали на самой его середине на пл... ту. Солнце п... кло так, что к песку нельзя было прик:снуться. В лучах солнца озеро сверкало, как зеркало.
Дог:рала в:черняя з:рька, когда мы вернулись домой.
Проверка осуществляется через компьютер на большом экране.
6. Слово учителя. Итак, ребята, вы хорошо поработали. Предлагаю вам поиграть в лингвистическую игру. Каждый ряд приготовил для двух других задание, которое сейчас представит.
- Задание 1 ряда: найдите лишнее слово: растут, загореть, роскошный, замирать.
- Задание 2 ряда: распределите данные слова в 2 столбика: прикасаться, перебирать, выращивать, положить, расти. Объясните свой выбор.
- Задание 3 ряда: однокоренные ли это слова: гора, загорать, горе? Почему? Что такое омонимы?
7. Домашнее задание.
1) Написать небольшое сочинение на тему "Осенняя сказка", используя слова с чередованием в корне (6 -7 предложений).
2) Составить распределительный словарный диктант, используя слова с чередующимися гласными и слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (10 - 12 слов).
8. Итог урока.
Сегодня на уроке мы ещё раз закрепили правописание корня -гор- - - гар -. Повторили другие известные корни с чередованием. Научились классифицировать корни с чередующимися гласными и отличать их от безударной гласной в корне, проверяемой ударением, а также пополнили материал к проекту "Корни с чередованием".