Цели:
- Сформировать у учащихся понятие о личном дневнике.
- Организовать беседу с учащимися о личных дневниках, о содержании дневников, правилах ведения дневников,целях ведения дневников.
Оборудование: Книгоиздательские дневники писателей, поэтов, их друзей, жён декабристов, путешественников, страницы из дневника Т.Савичевой, копии рукописных страниц дневников великих людей, дневник класса, личные дневники учащихся и классного руководителя.
План проведения.
Виды дневников.
- Дневники великих людей.
- Личные дневники учащихся.
- Дневник классного руководителя.
- Дневник класса.
- Личный дневник - записки личного, научного, общественного характера, ведущие ежедневно.
Виды дневников:
- Личные
- литературные
- дневники путешественников
- дневники школьников
- дневники воспитателя и др.
Дневник К. Д. Ушинского.
Сам он называл его " Мой бедный журнал" Записи он вёл ежедневно (иногда не писал)
Записи от 20 января 1845г.-страницы распределения дней недели по часам- распорядок дня на неделю (стр. 12-15т. 11 п.с.с.)
....прости , меня мой личный журнал, я так долго не писал..
Опять должен своё исправление. Каждый день я опять начну беседовать с тобою, мой сговорчивый приятель!..
Рецепт.
Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
Прямота в словах и поступках.
Обдуманность действия.
Решительность.
Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не что случится.
Издерживать только на необходимое, приятное, а не по страсти издерживать.
Каждый день, вечер добросовестно давать отчёт в своих поступках.
Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Никому не показывать этого журнала.
Эти правила позднее после опубликования дневников молодые люди брали за основу, критерии, за образец.
Дневник жены декабриста.
П.Аненкова (Полина Гебель)- жена декабриста Анненкова, последовавшая за мужем в Сибирь, в своём дневнике описала длительное путешествие, документы, необходимые в дороге, правила, касающиеся жён декабристов, ссылаемых на каторжные работы.
Жёны, следуя за своими мужьями и оставаясь с ними в брачном союзе, естественно, должны разделять их участь и мириться с условиями проживания, лишиться своих прежних прав, т.е. они будут считаться впредь их жёнами ссыльно каторжных, и дети их, рождённые в Сибири, будут причислены к числу государственных крестьян.
С момента отправления их в Нерчинск им будет воспрещено иметь при себе значительные суммы денег и особенно ценные вещи...
Каждой женщине дозволяется оставить при себе лишь одного из крепостных...
Если жёны этих преступников прибудут к ним из России с намерениями разделить участь своих мужей и пожелают жить вместе с ними в остроге, то это им не возбраняется.
Лидия Чуковская (подруга А.Ахматовой) об Анне из книги- дневника "Записки об Анне Ахматовой", сопровождающиеся стихами, которые читала Анна в тот или иной день, её мысли "вслух": ".... Веемы живём для будущего, и я не хочу, чтобы на мне осталось грязное пятно... " Сентябрь 1941г. " ...нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть чёрные сукна покроют,
И пусть унесут фонари ночь...
Дневник Ф. Конюхова.
Федор Филиппович Конюхов родился в 1951г., профессиональный путешественник, заслуженный мастер спорта, яхтенный капитан, член Союза художников России. Первое путешествие совершил в 15 лет-в одиночку на весельной шлюпке пересёк Азовское море. Среди профессиональных путешественников мира - он самый универсальный, совершил наибольшее число уникальных экспедиций различного типа: пешие, альпинистские восхождения, одиночные кругосветные путешествия- плавания.Страницы из дневника: "...я ушёл в плавание из бухты Джексон г.Сиднея 28 октября 1990г. Я мечтал пройти вокруг света без заходов в порты по самому сложному пути между ревущими сороковыми и неистовыми пятидесятыми. " Караана" отошла то причала яхт-клуба в 10ч. 20 мин. По австралийскому времени. Я попрощался с друзьями, которые пришли меня проводить. И едва успел взглянуть в последний раз на город, как мы с " Карааной" вышли в море..."
5ноября. Прошёл по лагу 542 мили. Штиль... Где-то вблизи должны быть айзберги...
7ноября. Курс 130. С каждым днём всё холоднее и холоднее, т.к. я спускаюсь к Антарктиде...
Дневник Тани Савичевой
Дневник Т. Савичевой- ленинградки, знаменитые страницы которого стали всемирно известным памятником на въезде в С. Петербург. Учащиеся читают отрывки из поэмы С. Смирнова "Сердце и дневник" (Трагедия, т.2)
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится
Очень
Скромный
Дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечёт.
Пред ним
Стоят
Сельчане,
Горожане,
От старца до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца....
Хочет Таня чуточку согреться,
А встаёт существенное- но, -
На исходе топливные средства,
Всё, что было дома, сожжено.
Полистала старые тетради,
Где известно всё наперечёт.
И взяла из них, почти не глядя,
Свой наивный школьный дневничок.
Заглянула и смутилась как-то,
Неужели это всё она,
Собирала мизерные факты.
Так была беспечна и смешна?
Ни один из них не повторится,
Бесполезно их перебирать,
И она - страницу за страницей-
Стала жечь Заветную тетрадь...
Не метель в горелом переулке
Клок афиши трогает и гнёт-
Вынимает Таня из шкатулки
Памятную книжечку- блокнот.
Ищет букву "Ж" по алфавиту,
Карандаш достала из стола,
А затем, недетски деловито,
Вписывает: "Женя умерла" Женя умерла
28 дек. В 12-30ч.
Утра
1941г.
Вносит Таня
В свой дневник- блокнотик
Этот скромный факт-
Где буква "Б"
Бабушка умерла
25 января Зч. дня 1942г.
И опять же -
Вынула украдкой
Свой блокнотик младшая сестра
И вписала
... Лёка Умер 17 марта в 5ч. 1942г.
И вписала строго, крупно, кратко :
"Лёка умер..в 5 ч. Утра..."
И под новой тягостью раздумий
Сжав дневник,
Как птаху в рукаве,
Таня пишет:
"Дядя Вася умер..."
На страничке , с чёрной буквой "В"
Дядя Вася
умер 13 апр.
В 2ч. Ночь1942г. ...
И Таня, взяв блокнот, вписывает кратко:
"Дядя Лёша...
А пол ним - число , и час, и год.
Умер спец.- находчивый, тот самый
Кто всё жизнь преуспевал и креп.
Умер ..
И оставил Тане с мамой
Собственную карточку на хлеб.
Дядя Лёша 10 мая
в 4ч. Дня1942г.
..Нет, не глянет,
Не обронит слова
Не обнимет...
Мамы больше нет...
И раскрыла свой блокнотик снова
Девочка одиннадцати лет.
Примостилась около стола.
И строка за тягостной строкою
На страницу каменно легла Мама
13 мая в 7ч. 30 мин. Утра 1942г.
Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок.
Всё семейство Савичевых стало
Перед нею Вновь наперечёт.
И она, буквально,
По два слова,
Пишет, как на крайней полосе
Савичевы Умерли
И снова: Умерли...
И добавляет: Все..
За окном-весеннее блистанье.
А она сиротски занесла
В свой дневник: осталась
Одна Таня...
Даже не поставила числа.
Дневник Т. Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе в 1945г как один из обвинительных документов против фашистких преступников.
Выступления учащихся. Обмен мнением.
Рассказ о том, где впервые услышали, когда и кто впервые стал вести дневник. Об опыте со старшими братьями. Сестрами, родителями, учителями. Рассказывали и показывали свои личные дневники. Современная полиграфическая промышленность выпускает разные по внешнему виду дневники, в которых имеются разделы о личных данных, о родных, важные даты , анкеты, полезные советы, пожелания и т.д.
Отдельный разговор был о дневниках для учащихся, ещё раз напомнили о правилах ведения , о рекомендациях учителей на каникулы, после окончания учебного года.
Дневник классного руководителя.
Классный руководитель продемонстрировал свои педагогические дневники за несколько лет, учащиеся смогли познакомиться с внешним и внутренним содержанием, с различными разделами.
Дневник класса.
Классный руководитель познакомила учащихся с дневниками учащихся прошлых выпусков, с которым они делились всем свом содержанием, важными и повседневными делами класса, записи на вечере встречи выпускников.
Учащиеся приняли решение продолжить традицию выпускников, вести дневник - летопись жизни своего класса, тут же распределили обязанности художников, редакторов.
Выводы: Данная тема оказалась очень актуальной, так в процессе проведения подобного классного часа можно частично решить несколько проблем, которые были в классе и не решались в учебном процессе. Здесь же ребята всё услышанное и увиденное пронесли через себя, о многом они услышали впервые, им захотелось высказаться даже там, кто записан был в разряд "молчаливых". Некоторые молча перелистали свои дневники и после окончания классного часа подошли к классному руководителю, им нужно было высказаться лично, что теперь к своему даже школьному дневнику они будут относиться по- другому, что-то перевернулось в их душе, а это дорого стоит. Классный час давно перешёл границы академического времени, но от учеников как из "рога изобилия" потоком шли новые идеи, предложения. В "очередь" записались на дневник Ф.Конюхова, он опубликован в нескольких журналах для детей "Я сам. Я сама". Сами предложили писать в классный дневник подробнее и откровеннее. Делиться советами и вообще доверять дневнику - это же для истории, для потомков.