Урок информатики в 9-м классе по теме "Операторы присваивания, ввода и вывода"

Разделы: Информатика


Цели:

  • знакомство учащихся с оператором присваивания LET … = и форматом его применения
  • знакомство учащихся с оператором ввода INPUT и форматом его применения
  • развитие логического и алгоритмического мышления
  • обучение технологии программирования
  • ввод понятия переменной и ее значения

Задачи:

  • научить использовать в программе операторы ввода данных INPUT и присваивания LET … =
  • продолжить обучение правилам записи математических выражений на языке QBASIC
  • обучение технологии разработки, редактирования и отладки программы

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку, отметить отсутствующих в журнале.

II. Проверка выполнения домашнего задания. Форма проверки: взаимопроверка.

К уроку было задано записать на языке QBASIC следующие алгебраические выражения:

(После взаимопроверки целесообразно раздать учащимся правильный вариант выполнения домашнего задания, подготовленный учителем. Можно выполнить проверку с использованием мультимедийного проектора, если он есть.)

III. Актуализация познавательной деятельности.

Учитель: Тема сегодняшнего урока "Вычисление значений алгебраических выражений в среде QBASIC".

Цель нашей работы – научиться разрабатывать, редактировать и отлаживать программу для вычисления значений алгебраических выражений в среде QBASIC.

Приложение

(Запись на доске или на компьютерном слайде: Составить программу вычисления значения выражения

Учитель: На доске (на слайде, на листе раздаточного материала) записано алгебраическое выражение. Вычислите его значение.

Ученики: Эту задачу решить нельзя.

Учитель: Почему?

Ученики: Неизвестно, какие значения принимают a и b.

Учитель: Хорошо. А если я изменю условие задачи: вычислить значение данного алгебраического выражения при a = 2, b = 3? Можно теперь решить задачу?

Ученик: Конечно можно.

Учитель: Чтобы компьютер мог решить аналогичную задачу, ему тоже необходимо "знать" не только какие операции выполнить, но и с какими данными.

Сообщить компьютеру значения величин a и b можно несколькими способами.

Первый способ.

Прежде чем потребовать вычисления значения алгебраического выражения нужно присвоить каждой переменной конкретное значение. Для этого во всех языках программирования служит специальный оператор, его называют оператором присваивания.

В Basic(e) это: LET ….. =

Формат его применения:
LET <имя переменной> = <значение>

Например,
LET а = 2

Для экономии времени слово LET можно опустить, например, запись а = 2 равнозначна LET а = 2.

(Формат и назначение оператора записать в тетрадь)

Чтобы выяснить, каким еще способом можно задать значения переменных a и b, немного изменим условие задачи: пусть надо вычислить значение данного алгебраического выражения при произвольных допустимых значениях a и b.

Что изменилось в условии?

Ученики: переменные a и b могут принимать разные пары значений, а не только как в первом случае a = 2, а b = 3.

Учитель: Верно. Если опять переменным присваивать конкретные значения с помощью оператора LET, то для каждой новой пары значений и b придется вносить изменения в текст программы. А если таких пар значений переменных 10, 20, 100? Рационально? Конечно же, нет. Значит должен быть другой подход к заданию значений переменных. И он есть. На многих языках программирования можно так составить программу, что необходимые для решения задачи данные можно вводить с клавиатуры прямо во время исполнения программы.

Итак, второй способ.

Вводить значения переменных с клавиатуры в процессе программы. Для этих целей служит оператор INPUT (ввести с клавиатуры)

Формат оператора:

INPUT "<пояснительный текст>"; <имя переменной 1>, <имя переменной 2>

Например,

INPUT "Введите значения переменных a и b"; a, b

(Формат и назначение оператора записать в тетрадь)

Запишем программу для вычисления значения выражения при произвольных значениях a и b.

CLS
INPUT "Введите значения a и b"; a, b
PRINT ………………………………….
END

(Текст программы можно записать на доске, можно показать на слайде)

Учитель: Как вы думаете, что следует записать вместо многоточия?

Ученики: Данное выражение на языке BASIC.

Учитель: Верно, молодцы. (Вызвать к доске ученика, предложить заполнить пропуск в строке текста программы.)

(Запись вместо многоточия:

Учитель: Вот теперь программа готова.

CLS
INPUT "Введите значения a и b"; a, b
PRINT ………………………………….
END

В тексте программы – ошибки. Отыщите и исправьте их. вместо

Запишите исправленную программу в качестве примера в тетрадь. А как запустить программу на выполнение?

Ученики: Нажать <Shift> и <F5>.

(Если ученик забыли, как запустить программу, то, естественно, напомнить)

Учитель: Верно. Вопросы? (Если есть, то ответить.)

Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу (раздать текст заданий можно заранее)

(Каждому учащемуся раздается лист со всеми тремя вариантами практической работы. В классе каждый выполняет один вариант (какой укажет учитель))

Учитель: Оформление работы в тетради:

записать номер варианта, формулу функции, интервал и шаг изменения аргумента x. Затем начертить таблицу, заполнить первую строку (x). Для заполнения второй строки (y) составить программу и запускать ее столько раз, сколько значений принимает переменная x. Значения аргумента вводить с клавиатуры, запуская каждый раз программу заново.

После того, как работа в тетради будет выполнена, заполнить Лист ответов и сдать его учителю. В вашем распоряжении 15–18 минут.

Учитель: Ваши вопросы? (Если есть, то ответить)

(Вместе с текстом заданий Практической работы раздается каждому учащемуся и Лист ответов)

Лист ответов

Вариант ____

x -2 -1,8 -1,6 -1,4 -1,2 -1 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2
y
x 0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 1,8 2
y

Работу выполнил(а) _________________________________________________

Класс ___________ Дата _______________ Оценка ______________________

(Так как работа не контролирующего, а обучающего характера, то учитель должен наблюдать за практической работой своих учеников, анализировать их ошибки, помогать учащимся самостоятельно найти и исправить их. По окончании работы каждому учащемуся раздать правильно заполненный Лист ответов его варианта – самостоятельно сравнить результаты)

Учитель:

Домашнее задание. По лекциям (в тетради) повторить "Циклы с параметром". Выучить формат операторов ввода и присваивания. Выполнить практическую работу аналогично работе в классе (два оставшихся варианта). Принести электронный вариант домашней программы (на любом носителе). Если дома нет возможности выполнить работу, то ее можно выполнить в кабинете информатики в любой день после уроков.

Учитель: Ваши вопросы по домашнему заданию? (Если вопросы есть, то ответить)

– Итак, подводим итог:

– чтобы вычислить значение алгебраического выражения нужно ……. (отвечают учащиеся) – задать, определить значения входящих в него переменных;

– как это можно сделать? (отвечают учащиеся) – присвоить им конкретные значения;

– какой оператор будем использовать? (отвечают учащиеся) – оператор LET;

– еще варианты? (отвечают учащиеся) – ввести значения с клавиатуры;

– какой оператор поможет в этом случае? (отвечают учащиеся) – INPUT.

Учитель: Спасибо за урок. До свидания.

Приложение