Внеклассное мероприятие по экологии. Краеведческая панорама "Живи, родник!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. развивать познавательные способности учащихся;
  2. воспитывать бережное отношение к природе, к историческому и настоящему родного края; воспитывать потребность в охране окружающей среды.

Оборудование: схема «Образование родника», слайды «Родник чистый», «Родник загрязненный», аудиозапись песни О. Газманова «Родники», видеозапись «Родники Лениногорска», магнитофон, видео, голубые ленты, энциклопедии.

План-конспект

1. Организация класса. Приветствие.

2. Слово учителя:

- Сегодня мы поговорим о самом необыкновенном чуде на Земле – воде, о её назначении и об экологической культуре людей.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь, »- так говорил о воде А. де Сент-Экзюпери.

- Да, вода – сама жизнь. Всем: животным, растениям, людям нужна вода. Без воды жизнь на Земле невозможна. Человек использует воду и в быту и на производстве. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать фабрики и заводы.

- Домой к людям вода приходит из рек. А откуда же берётся вода в реке? (Ответы детей).

- Да, многие реки, даже большие, начинаются с маленьких ручейков, которые вытекают из родников. Значит, родники являются родиной, местом рождения рек.

В сегодняшнем нашем разговоре о воде мне помогают творческие группы:

  1. учёные
  2. краеведы
  3. экологи
  4. поэты
  5. медики
  6. астрологи
  7. артисты

3. Слово группе «Учёные».

- Что такое родник с вашей точки зрения?

Ученик: (по схеме «Образование родника»)

- Родник – водный источник, текущий из глубины земли.

Вода, попадая на землю в виде дождя или снега, просачивается через почву, песок, фильтруется, очищается. Над пластами пород, не пропускающими воду, такими как глина, камни, находится водоносный слой, в котором заключены грунтовые воды. Вода, встречая преграду, пробивается наружу, образуя родник.

4. Звучит песня О. Газманова «Родники вы мои, родники» (1 куплет).

5. Слово краеведам.

Ученик: Издавна родники на Руси пользовались почитанием, их называли живунами, то есть дающие жизнь. За родниками ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливались навесы, а рядом оставляли ковшик- черпачок, вырезанный из липы или сплетённый из бересты.

- Пейте досыта, люди добрые!

- Пейте, звери и птицы! Всем хватит!

- Пейте, деревья и травы! Что бы мы без вас делали?

Там, где родники погибали, земля сиротела.

Ученик: В нашей республике насчитывается более чем 3 000 родников. Многие из них имеют историческую и культурную ценность. В нашем Лениногорском районе около 300 родников, из них под наблюдением находятся 64 родника. Это родники «Лесная прохлада», «Легенда», «Петушок», «Прохладный», «Раздолье», «Старая мельница», «Муртаза» у деревни Зай-Каратай, «Тёплый ключ» у деревни Старая Письмянка, родник на базе отдыха «Ландыш», «Сернистый источник» у села Каркали и многие другие.

6.Видеофильм «Родники Лениногорска».

7. Учитель:

- Продолжим разговор о красоте наших родников стихами местных поэтов.

Слово группе «Поэты».

1) Анатолий Киселёв «Пусть поют родники»:

Как прекрасно в родной стороне,
Где журчат родники под горою,
Где на утренней ранней заре
Отдыхать мы уходим с тобою.

Мы в ответе за всё на земле,
Не должны допустить мы промашки.
Родники под горой, а на ней
Хороводом белеют ромашки.

Дышит песнею звонкий родник
И пред ним я стою очарован.
Красоту эту надо хранить
И беречь её снова и снова.

Песни звон и в тебе, и во мне
Ясным днём и в любое ненастье.
Пусть поют родники по весне,
Пусть поют свои песни о счастье!

2) Михаил Кузьмин «Лесной уют»:

Для нас с тобою родники,
Журча, выходят с глубины.
Сберечь бы этот дар земной –
Он наш уют лесной.

Здесь, путник, отдохни,
Заботы с плеч сними,
В тени берёз у родника
Блаженствует душа.

Вот осень тихо подойдёт
Багрянцем лес покроет,
Потом зимой до вешних дней
Укроет землю и ручей.

Когда весной снега сойдут,
Родник и лес вновь оживут.
Сюда тропинка приведёт
В лесной уютный уголок.

3) Александр Володин «Родники»:

Наша добрая земля
Дарит нам леса, поля,
Дарит реки и пруды,
И цветущие сады.
Но известен край родной
Родниковою водой,
И близки, и далеки –
Родники, родники.

У деревни Каркали
Я попью святой воды,
Что от матушки-земли
Нам дарована.
У деревни Каркали
Поклонюсь я до земли, -
Там, где чудо-родники
Окольцованы.

Родниковая вода
Нам желает лишь добра,
Чтоб могли мы молодеть,
Не тужить и не болеть.
Только нужно так нам жить –
Родников не погубить,
Чтоб звенели и влекли –
Родники, родники.

4) А. Вьюгина «Сказ о живой воде»:

(инсценирование)

Действующие лица:

Дедушка

Внук

Бабушка

Автор

Автор:

Тёплый летний вечер. Тихий ветерок.
К дедушке седому пристаёт внучок:

Внук:

Дедушка, дедуля, деда дорогой,
Расскажи мне сказку о земле родной.

Автор:

Редкие ресницы вздрогнули, и вдруг
Тросточка упала из ослабших рук,
И глаза потухли, головой поник,
Волосы пригладил и сказал старик:

Дед:

Расскажу не сказку, внучек дорогой,
Расскажу о жизни, о воде живой.
Время летит быстро, скоро подрастёшь,
В книжках интересных многое прочтёшь,
Как здесь нефть искали, как фонтан забил,
Город основали и всё это быль.
Я ж тебе раскрою, внучек дорогой,
Сердца боль живую, что всегда со мной:
Был тогда я молод и неплох собой,
Скважины бурили в стороне родной.
Жизнь ключом бурлила, время торопя,
Было всё прекрасно, но пришла беда!
Тяжкая хвороба мать подстерегла,
Намертво вцепилась, и она слегла.
Доктора старались матери помочь.
У её постели день сидел и ночь.
Мамочка, родная, ты в себя приди,
Что тебе поможет? Сыну подскажи!
Веки приоткрыла, молвила с трудом:

Бабушка:

Есть родник у леса, за большим холмом.
Мне бы той водицы ледяной испить,
Верю, он сумеет жар в груди залить.

Дед:

Не знаю, что толкнуло поверить в те слова,
Но баночка с водою была принесена.
Горячими губами припала к ней она,
Глоточка три хлебнула и сразу ожила.
Я в чудеса не верил, но факт неоспорим,
Водица оживила ослабший организм.
Казалось, в каждой капле, словно в кладовой,
Своё тепло оставил луч солнца золотой.
И вопреки прогнозам хвороба та ушла,
Знать вода живою в том ключе была!

Автор:

Много лет минуло, прошло и много зим.
У родника-спасителя сын с матерью стоит.
Сложила руки лодочкой, поближе подошла,
Молитву прошептала, водицы набрала,
Глоточек отхлебнула, ладоши разняла,
На камушки стекала из родника вода.
В тучке скрылось солнце, и словно бирюза
Из глаз её катилась горючая слеза.
Секрет раскрылся скоро, лишь к роднику припав:
Была вода та горькой, родник солёным стал!
Мать молча постояла. Такая боль в глазах!
И тихо прошептала:

Бабушка: Да разве ж можно так?!

Автор:

То не вода струится сквозь камни-голыши,
То Мать-Земля рыдает и горше нет слезы!

Дед:

Прошу тебя, запомни рассказ мой о воде.
Не мёртвой, а живою, она нужна везде!

8. Учитель:

- Что помогло выздороветь бабушке?

- Почему плачет Мать-Земля?

(Ответы детей)

Демонстрация слайдов «Родник чистый» и «Родник грязный» (презентацию вы можете получить у автора статьи).

Беседа.

9. Слово «экологам».

Ученик: Родники до последнего времени были эталоном чистой воды. Однако общее загрязнение окружающей среды достигло и подземных вод. А виноваты в этом сами люди. От загрязнения воды страдает всё живое. В реках, озёрах погибают растения и животные. Загрязнённая вода опасна для здоровья человека. В нашем районе загрязнено хлоридами 9% родников.

Ученик: Для оздоровления ситуации принята программа «Экология», где особое внимание уделяется проблеме чистых родников, но оздоровление родников – дело не простое. Люди! Будьте бдительны! Плачут загрязнённые родники горькими слезами! Ребята! Не дайте погибнуть роднику и речке! Помогайте взрослым в оздоровлении и сохранении ценнейшего дара земли!

10. Учитель:

- Ребята! Посмотрите, как весел чистый родник и как печален грязный! (Соотнесение слайдов).

- Что же нужно делать, чтобы родники всегда были чистыми, весёлыми? (Ответы детей).

- Да, судьба родников в наших руках! Мы должны их оберегать, чтобы они могли звенеть, журчать, приносить людям радость, петь так звонко, как поёт наша Айгуль.

11. Песня «Ручеёк» (музыка Луиза батыр Булгари) в исполнении ученицы.

12. Слово «медикам».

Ученик: Вода является непременной составной частью всех живых организмов. Суточная потребность организма человека в воде в нормальных условиях составляет около 2,5 литров. Родниковая вода считается самой чистой, целебной водой, в ней содержатся вещества, необходимые человеку, такие как железо, марганец, медь, фтор и другие. При нарушении, т.е. загрязнении водоисточников вода представляет большую опасность, в ней появляются и размножаются бактерии, которые служат возбудителями опасных болезней, таких как холера, брюшной тиф, дизентерия. Ребята, не пейте воду из реки, озера. В ней могут быть болезнетворные микробы. А чтобы вода была чистой, берегите природу, не загрязняйте водоёмы! Пейте чистую родниковую воду!

13.Музыкальная композиция «Ручейки» (акробатический этюд с голубыми лентами).

14.Слово «астрологам».

Ученик: Люди, родившиеся под знаком Воды – Раки, Скорпионы, Рыбы характеризуются как яркие, эмоциональные, щедрые, но в то же время терпеливые и чувствительные натуры. Символами для них являются раковина, волна, краб. Вода их стихия.

В ближайшее время вас ожидают приятные поездки на отдых к морю, возможна поездка к целебным источникам. Приятного отдыха!

14.Затейник.

(Подвижная игра «Ручеёк»).

15. «Рекламное агентство».

Ученик: На ваших столах продукция – чистая родниковая вода. Изготовитель – ООО Агропак-Татарстан:

  1. вода минеральная «Письмянская», источник № 3, Старописьмянский водозабор;
  2. вода «Тутти-фрутти», высококачественная природная минеральная вода специально подготовленная с фруктовыми подсластителями;
  3. в ассортименте воды «Колокольчик», «Сливочный ирис», «Крем-сода», «Дюшес» и другие.

Пейте на здоровье экологически чистую родниковую воду!

16. Заключительная часть:

Учитель:

- Что нужно делать, чтобы жили родники, дарили нам хрустальной чистоты воду?

Подводя итоги, примем Нравственный кодекс юного эколога:

  1. Люби природу, береги её богатства.
  2. Не бери от природы ничего лишнего.
  3. Сохрани природу для будущих поколений!

ПОМНИ! СУДЬБА ПРИРОДЫ – В НАШИХ РУКАХ!

17. Звучит песня О. Газманова «Родники» (последний куплет).

18. Учитель:

- Давайте же жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтоб на ней цвели цветы, пели птицы и журчали чистые родники!