Творческий урок оргдеятельностного типа "Урок-зачет по теме "Наречие" (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель урока: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Обобщение и систематизация знаний. Наблюдение за употреблением наречий в текстах, составление своих текстов с наречиями; развитие творческих способностей учащихся.

Использование 2-х методов обучения:

  1. Контрольный – цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция.
  2. Систематизирующий – цель: обобщение и систематизация знаний.

  Ход урока

1. Слово учителя

Наречия мы изучаем только один раз в 7 классе, в отличие от некоторых других самостоятельных частей речи. Об этой части речи написано гораздо меньше, чем о существительном и прилагательном.

Вопрос: Почему? Что это за часть речи?

Вывод: у наречий нет стольких грамматических признаков, сколько, например, у существительных; главный грамматический признак наречия – неизменяемость.

2. Индивидуальное задание (использование из креативных методов обучения – метод «Если бы…»)

Лингвистическая сказка «Если бы исчезла в русском языке часть речи «Наречие».

Жили-были в одном царстве-государстве под названием «Русский язык» все части речи, а знаки препинания: запятые, точки, кавычки, тире, вопросительные и восклицательные знаки служили у них придворными. В этом государстве было очень красиво и уютно, спокойно и комфортно. Все жили дружно, весело и добросовестно выполняли свою работу. Благодаря этому все жители могли ясно выражать свои мысли и чувства.

Но вдруг кто-то, уже не помню кто, начал ни с того, ни с сего спорить о своем превосходстве. Существительное и глагол закричали:

- Мы самые важные части речи, потому что мы главные члены предложения.

- Без меня е обойтись! Такие слова, как человек, дом, земля – моя часть речи, - продолжало существительное.

-А без меня человек ничего не сможет делать: ни ходить, ни читать, ни говорить, ни писать, - не унимался глагол.

     Потом присоединилось прилагательное:

- Не будь меня, не опишешь ни человека, ни его характер, какой он – добрый или злой, грустный или веселый. Никто не узнает, какого цвета трава и ромашки.

Тут заспорило числительное:

- Без меня не посчитаешь, сколько рук и сколько ног и какой сегодня год.

- Нет, нет, я, я и только я – самое важное! – возмущалось местоимение.

Все спорили, кричали, возмущались. Только наречие сидело тихо, скромно в стороне. И все подумали, что от него нет никакой пользы.

- Зря вы так! Очень глупо все и бессмысленно, - не смогло сдержать обиды наречие и удалилось прочь.

Образовавшуюся пустоту тут же заняли частицы НЕ и НИ. Представьте, что тогда там началось. Никто никому не мог объяснить – как? куда? когда? где? зачем? с какой целью? Вот попробуйте поймите, где находится школа, если она ни слева, ни справа, ни спереди, ни сзади. Узнайте, какая погода, если на улице ни тепло, ни холодно, ни жарко. Или догадайтесь, какое у человека настроение, если ему не весело и не грустно. Люди не смогли назначать друг другу встречи, объяснять место нахождения, время, причину, цель, меру. Началась полная неразбериха, в общем, все стало неконкретно и невыразительно.

Призадумались все части речи и решили позвать наречие обратно. Оно не обиделось, а с радостью вернулось в свой дом, потому что ему одному тоже было плохо, грустно и одиноко.

Все помирились и простили друг друга, потому что поняли, что каждая часть речи важна, нужна и по-своему полезна. Ведь русский язык очень выразительный и гармоничный.

После этого они больше никогда не ссорились, а жили очень дружно, весело и интересно.

Вывод: наречия нужны, необходимы, они уже были известны в древнерусском языке и нашли свое отражение в словаре Срезневского, где отмечено его значение как части речи. (Краткое сообщение учащегося об истории возникновения наречия).

3. Использование метода образного видения (эмоционально-образное исследование объекта)

Предлагается, глядя на слово, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной образной форме.

Ребятам были предложены 6 наречий (к ним придумать образы):

  • высоко – гора, дом, башня, небо, дерево, облака;
  • белым-бело – снег, зима, выпавший снег, зимний день, облака, простыня;
  • светло – солнце, день, лампочка, ясный день, фонарь;
  • темно – вечер, ночь, выключили свет, мрачная комната;
  • ароматно – цветы, духи, сирень, поляна цветов, варенье, луговые цветы, чай;
  • красиво – природа, картина, лето, тайга, девушка, цветок, лес, река, роза, закат, подарок, вечерний пейзаж, красивая машина, звездное небо, платье, галактика, красота человека.

Учитель: эти образы – ваши. А посмотрите, как выразила свое ВИДЕНИЕ юная Эля Куклина в своем стихотворении, а ваша одноклассница выразила это в образной картине, то есть с помощью рисунков (метод образной картины), символов, ключевых терминов фундаментальной основы природы, связи между ними, то есть ученик во время такой работы ощущает смысл изображаемой реальности.

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи «Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек,
Вспомнится наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!

То есть, исходя из данного вида работы, мы увидели, что именно наречия привлекли внимание юной поэтессы, и я выяснила, какие представления и чувства вызвали в вас данные слова. Уже по образам, которые вызвали в вас эти наречия, можно многое о вас сказать, что вы любите, о чем мечтаете, какая у вас душа.

4. Правописание наречий

В правописании наречий меньше орфограмм, хотя это очень трудные случаи написания, и как вы усвоили эти написания, сегодня проверим на уроке.

1) Вновь обратимся к прежним наречиям: высоко, белым-бело, светло, темно, ароматно, красиво.

- Как образованы данные наречия? Давайте вспомним, когда пишется одна и две буквы Н в наречиях на – О и – Е. (орф. № 59) (вспомнить ветрено, безветренно), далее предлагается работа по перфокартам:

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
-Н-   Х     Х       Х   Х Х
-НН- Х   Х Х   Х Х Х   Х    
  1. переносить мужественно
  2. прекрасно себя чувствовать
  3. держаться уверенно
  4. откровенно удивляться
  5. сделать искусно
  6. сегодня безветренно
  7. идти медленно
  8. работать напряженно
  9. поступать ветрено
  10. особенно опасен
  11. всмотреться пристально
  12. лаять бешено

2) Вспомнить, как отличать наречия от кратких причастий и кратких прилагательных. У доски работает учащийся. Записаны три предложения: определить части речи, вставить пропущенные буквы, указать, каким членом предложения являются данные слова.

  1. Класс сосредоточенно слушал объяснения учителя.
  2. Лица всех были сосредоточенны, серьезны.
  3. Войска были сосредоточены на равнине.

Далее идет тест: определить часть речи, вставить пропущенные буквы, указать, каким членом предложения являются данные слова.

  1. Он поступил необдума…о.
  2. Дело обдума…о со всех сторон.
  3. Решение задачи изящно и обдума…о.

3) Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (орф. № 58) (задание №3)

     Обвести в кружочек номера тех предложений, где пишется НИ- (задание №3)

  1. Н…когда Россия ярма не носила.
  2. Велика Россия, а отступать н…куда.
  3. Н…где не дышится так легко, как на Родине.
  4. На чужбине чувствуешь себя путником, которому н..где голову преклонить.
  5. Совершить хорошее дело никому и н..когда не поздно.
  6. Отважному все н..почем.
  7. Смелый человек н..где не пропадет.

4) Слитное и раздельное написание не с наречиями на –О и –Е (орф. № 57)  (задание №4)

Записать сочетания слов, выделив орф. №57.

Вовсе не интересно; бегут неуклюже; не глубоко, а мелко; идти неторопливо; спал неспокойно; говорил негодующе; нисколько не трудно; поступил не хорошо, а плохо; приблизиться незаметно.

5) Хорошо и молоко.

Одинаков ли состав данных слов? Почему?

Использование метода придумывания (креативный метод обучения)

На доске записаны слова: неласково, неумело, приоткрыть, непоследовательно, выполнить, произнести.

Какое слово соответствует схеме:

Часть речи?

Придумайте свое слово, чтобы соответствовало данной схеме.

6) Буквы О и Е после шипящих на конце наречий (орф. № 60)  (задание № 6 в карточке)

Даны слова, с ними учащиеся составляют СС, обозначая при этом орф. 60, но чтобы данные слова выступали в роли наречий.

  1. ещ…
  2. неуклюж…
  3. хорош…
  4. блестящ…
  5. горяч…
  6. свеж…

7) Проверка индивидуальных домашних заданий. (Метод гипотез – учащимся предлагается задание – сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию.)

Задание 1-му ученику: с помощью «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова определите значение наречий СЫЗДАВНА и СЫЗНОВА. К какой группе лексики они относятся? Составьте и запишите с данными наречиями предложения, разберите по членам.

Задание 2-му ученику: прочитайте данные наречия (правильность постановки ударения проверить по орфоэпическому словарю). Записать с одним из этих наречий простое предложение, осложненное деепричастным оборотом. НЕЗАДОЛГО, НЕНАДОЛГО.

Задание 3-му ученику: запишите в столбик наречия ТОЧНО, НАРОЧНО, СКУЧНО. Рядом запишите их в транскрипции. Есть ли разница в правописании и произношении сочетания ЧН в данных словах. Придумайте и запишите с данными наречиями СП. Наречия разберите по составу.

Задание 4-му ученику: прочитайте и запишите предложения. Одинаковое ли значение в них имеет наречие ЗАТЕМНО? Графически объясните орфограмму в суффиксе данного слова.

  1. Станционный писарь сообщил мне, что он уехал еще затемно.
  2. Астахов вернулся к взводу уже затемно.

Задание 5-му ученику: почему в словах ДОСУХА и ДОСРОЧНО на конце пишутся разные буквы, хотя они оба имеют приставку до-.

Вспомнить следующее правило: «Буквы О и А на конце наречий» (орф. №61)  (задание №7)

ТЕСТ

а) выписать номера слов, где на конце наречий нужно писать букву О:

  1. издалек…
  2. насух…
  3. заведом…
  4. напрв…
  5. искос…

б) выписать номера слов, где на конце наречий нужно писать букву А:

  1. засветл…
  2. изредк…
  3. докрасн…
  4. слев…
  5. досыт…

8) Умение различать наречия от прилагательных.

У доски работает учащийся. Слева – омонимы подчеркнуть как члены предложения.

  1. Отец будет высылать тебе деньги (по)московскому адресу.
  2. Мама любит готовить салат (по)московски.

Далее в зачетной карточке выполнить подобное задание.

  1. Кешка (по)прежнему бежал по твердо укатанной лыжне.
  2. (По)прежнему пути уже никто не ездит.
  3. (По)весеннему небу плыли легкие облака.
  4. На улице сегодня (по)весеннему тепло.

5. Использование метода придумывания

Незадолго до зачетного урока ребята получили на дом творческое задание: написать лирическую зарисовку по данному началу. Выбрать одно из предложений и придумать далее текст, используя (по возможности) в своей работе наречия с изученными ранее орфограммами.

Предложенные начала сочинений:

  1. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. (Ф. Тютчев).
  2. Снежные заносы слепящее, нестерпимо блещут. (М. Шолохов).
  3. Кусты и деревья стоят неподвижно, молчаливо. (П. Павленко).
  4. Давай всерьез, по-настоящему, поговорим с тобой про счастье. (Н. Асеев)

Вывод учителя о данной работе: как справились, зачитать интересные, творческие работы, справились ли с дополнительным заданием.

6. Вывод по уроку

Наречие – развивающаяся часть речи. Роль наречий в языке очень велика. Без них, как и без прилагательных, наша речь теряет конкретность, образность. Чем лучше развита устная и письменная речь учащихся, тем чаще они употребляют наречия и тем меньше допускают ошибок. Учащиеся должны уметь разграничивать наречия от других частей речи: имени прилагательного, причастия. Необходимо знать, что правописание многих наречий основано не на логическом рассуждении, а на запоминании, на знании соответствующих орфограмм.

7. Домашнее задание

Повторить не рассмотренные на уроке орфограммы, упражнение № 272, готовиться к контрольному диктанту.