Информационные технологии на уроках географии. Урок "Край, в котором я живу, край, который я люблю"

Разделы: География


Цели урока:

  • применить полученные ранее знания о климате, почве, растительности, рельефе к конкретному географическому объекту;
  • привить интерес к изучаемому предмету;
  • определить перспективы развития родного поселка.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Видеопроектор.
  3. Физическая карта России, карта Московской области.
  4. Образцы почв.
  5. Электронная презентация (см. приложение 1).

Учитель. Здравствуйте, ребята. В этом году мы начали изучать географию России: ее пространства, рельеф и недра, климат и почву, взаимосвязь природы и человека. Мы с вами живем в России, а если брать точный адрес, то это

Ответ. Московская область, Луховицкий район, поселок Красная Пойма.

Учитель. Сегодня на уроке мы обобщим знания, которые получили на прошлых занятиях, постараемся уловить взаимосвязь между большим и малым, сравнивая основные понятия и характеристики географии России и отдельного населенного пункта, т. е. нашего поселка.

Итак, Московская область. Ответьте на вопросы:

– Где расположена МО?

Ответ. Московская область расположена в центре Восточно-европейской равнины, почти на равном расстоянии от крайних точек Европы и России. В этом смысле его географическое расположение удачно. Она находится на небольшом расстоянии от Поволжья (800 – 1000 км) и Урала (1500 – 2000 км).

Почему считается, что такое расположение достаточно удачно?

Ответ. Располагается в центре Центрального экономического района. Имеет выход ко всем морям Восточной Европы (Балтийское, Белое, Черное).

– Что является отрицательным в расположении МО?

Ответ. Удалена от быстрорастущих районов Сибири и Дальнего Востока.

– Что можно сказать о климате МО?

Ответ. В течение года преобладает континентальный воздух умеренных широт. Поступление воздушных масс из Атлантики происходит, как правило, в циклонах. Зимой – это теплый воздух, ослабляющий морозы, вызывающий снегопады и даже оттепели, летом – прохладный, смягчающий жару. В местные континентальные воздушные массы часто вторгается холодный арктический воздух. Он вызывает резкое похолодание зимой, заморозки весной, в начале лета и осенью. Летом арктический воздух бывает относительно теплым и его вторжение приводит к установлению антициклональной погоды с безоблачным небом. При длительной задержке антициклона происходит сильное прогревание воздуха и земной поверхности, что может привести к засухе. Иногда на территорию воздуха проникают тропические воздушные массы, сильно прогретые в южных районах России или в Афганистане, Иране, Турции.

Осадки связаны с прохождением циклонов, поступающих из Арктики, Атлантики или Средиземноморья, а иногда зарождающихся на территории Среднерусской равнины.

– Перечислите положительные особенности климата области

Ответ.

  1. Четко выраженную сезонность
  2. Умеренность летней жары и зимних холодов
  3. Достаточные запасы влаги и тепла для выращивания сельскохозяйственных культур

Существуют ли отрицательные особенности климата?

Ответ.

  1. Поздневесенние и раннеосенние заморозки
  2. Сильная изменчивость погоды в отдельные годы, приводящая к чрезмерному переувлажнению или засухам.

– Что вы можете сказать о температурном режиме?

Демонстрация слайда

Ответ. Луховицкий район расположен на юго-востоке Московской области. Занимает западную часть Мещерской низменности и северо-восточные отроги Среднерусской возвышенности. Площадь его 1340 км?. Имеет границы с районами: Егорьевским, Коломенским, Озерским.

Геологическое строение местности имеет свои особенности. Кристаллический фундамент находится на большой глубине и поверх него лежат осадочные породы. В них залегают в основном нерудные полезные ископаемые.

По территории района распространены известняки, формовочные пески и кирпичные глины. Наибольшее промышленное значение имеет торф. Торфяные болота занимают 37 тыс га.

Климат Луховицкого района умеренно-континентальный, среднегодовая температура зимы -11°С, лета +18,5°С. Среднее число дней со среднесуточной температурой выше 0С = 215. Средняя мощность снежного покрова не более 35 см.

Среднее число дней с устойчивым снежным покровом менее 120. устойчивый снежный покров устанавливается с 27 ноября, разрушение снежного покрова происходит в начале апреля.

Над Луховицким районом преобладают континентально-полярные массы воздуха, которые формируют умеренно-континентальный климат с характерным относительным постоянством погод.

Учитель.

Теперь давайте вместе дадим географическую характеристику нашему хозяйству.

Демонстрация слайда. “Схема расположения ГУП “ПНО Пойма”

ГУП “ПНО Пойма” находится в Луховицком районе Московской области, в 4 км от города Луховицы и 140 км к юго-востоку от Москвы. Естественная граница землепользования хозяйства с севера проходит по реке Оке мимо сел Дединово, Любичи и Ловцы, с востока – частично по реке Вобля, с юга по железной дороге Москва-Рязань, с запада граничит с коломенским районом и лесным массивом Гослесфонда (рис. 1).

Общая площадь землепользования – 6052 га.

На территории хозяйства протекают река Ока и река Вобля, имеется три родника, находятся много озер: Глинковское 1-е, Глинковское 2-е, Прорва, Гнетко, Резвань.

– Что оказывает существенное влияние на климат нашего хозяйства?

Ответ. Река Ока.

– Какое это влияние?

Ответ. Частые туманы летом и осенью.

– Скажите, что является основным богатством нашего хозяйства?

Ответ. Пойменные луга. Они высоко ценятся исстари, т. к. являются копилкой запасов органического вещества и элементов питания растений в результате смыва наиболее плодородный частиц почвы с водораздела и осаждения их в долинах рек. Сенокосные угодья расположены главным образом в центральной и притеррасной части поймы реки Ока.

– Какое значение для жизнедеятельности они имеют?

Ответ. Они обширны, занимают северную часть территории. Рельеф поверхности поймы выровненный. Южная часть территории представляет собой террасные склоны, которые прорезаются балками и оврагами, в их днищах протекают водотоки, впадающие в реку Вобля. Учитель. Поверхность поймы имеет небольшой уклон от прируслового вала к притеррасью. Полые воды, поступая в верхней части Дединовского расширения через прорыв в прирусловом вале Продор, теряют свою скорость, и на поверхности поймы оседает в виде наилка огромное количество взвешенных в воде частиц.

Прирусловый вал тянется неширокой полосой вдоль русла реки. Полыми водами он заливается лишь в годы их максимального подъема и на непродолжительное время. За последние 4 десятилетия заливание полыми водами прируслового вала наблюдалось дважды – в 1963 и 1972 годах.

В прирусловой части пойма заливается на короткий срок, обычно от склона прируслового вала к центральной пойме. Мощность отлагаемого наилка здесь незначительна (до нескольких миллиметров).

Грунтовые воды летом опускаются до 2 – 2,5 метров и ниже. В течение вегетационного периода уровень грунтовых вод резко колеблется.

Центральная пойма ежегодно заливается полыми водами на 6 – 20 дней. Мощность отложения наилка неравномерна по годам и колеблется от 0,8 до 1,6–1,7 м. в отдельные годы уровень грунтовых вод опускается до 2,2 м. На прирусловой части поймы количество отлагаемого наилка составляет от 0,4 до 30,2 т/га. Большее количество наилка откладывается в годы, когда заливание полыми водами продолжительное. Наилок имеет нейтральную и слабощелочную реакцию и содержит значительное количество азота и доступных оксидов фосфора и калия. Общее количество всех питательных веществ, приносимых с наилком возрастает от прирусловой к центральной пойме.

– Что повлияло на формирование рельефа, растительного и животного мира?

Ответ. Ледники.

Учитель.

Самое древнее оледенение, Окское, достигло реки Оки. Затем пришел период межледниковья, который продолжился недолго. Последнее оледенение, пришедшееся на период 80 – 12 тыс. лет тому назад, не затронуло территорию Луховицкого района.

Геологическое строение местности имеет свои особенности. Кристаллический фундамент находится на большой глубине, и поверх него лежат осадочные породы. В них залегают нерудные полезные ископаемые. По реке Оке на поверхность выходят известняки, мощь которых в некоторых местах достигает 10 метров.

Давайте теперь поговорим о почве. Какая же почва будет нас интересовать в первую очередь?

Ответ. Пойменная.

Учитель.

Предлагаю провести небольшую практическую работу по определению видов почв. (В пробирках даются 4 вида почв, которые учащиеся должны определить по схеме, результаты записать в таблицу)

Характеристика

1

2

3

4

1. Цвет

       

2. Структура

       

3. Плодородие

       
4. Место нахождения        
5. Название        

Учитель. Давайте сейчас обратимся к плану нашего поселка и найдем места, которые вызывают достаточно серьезные опасения. Недаром говорится: “Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят”

Какие это места?

Ответ. Там, где стоят мусорные контейнеры. Там иногда целые горы мусора, убирать не успевают, пройти невозможно.

Демонстрация слайда. План поселка.

Учитель. Откройте ваши дневники, посмотрите план поселка и схему вашего движения в школу. Определите места выброса мусора, отметьте их на ваших планах.

Теперь покажите эти места на слайде.

А теперь посмотрим на план хозяйственных объектов ГУП “ПНО Пойма”.

Демонстрация слайда. План хозяйства.

Внимательно посмотрите и определите объекты повышенной экологической опасности.

(Учащиеся обозначают на плане эти объекты)

Учитель:

Космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин, первым из землян сказал: “Люди, а Земля-то маленькая!” А еще сказал: “Она прекрасна!”

И ничего вроде бы особого в этом нет, все это знали и так, но он сказал это, увидев Землю со стороны, и его слова прозвучало по-новому, заставив задуматься над таким простым и очевидным: Да, маленькая,

Да, прекрасная!

А маленькую и прекрасную планету, единственную, где есть цветы, ручьи и березы, прекрасные женщины и наивные дети, где есть смех, улыбки и любовь – надо беречь, беречь, беречь!

Он сказал об этом не так – гораздо проще. А вложил в это слово свое именно это – весь мир! Весь – от начала до конца!

“Берегите Землю, она прекраснаяи маленькая!”

Вам решать, ребята, что останется на планете для ваших потомков.

Ребята, нами был проработан достаточно большой материал. Какой вывод из урока вы можете сделать:

1. Существует взаимосвязь между большим и малым. Так по географическому положению крупного объекта, его климату, особенностям можно дать географическую характеристику более мелкому объекту.
2. Любой маленький объект может иметь и отличительные особенности
3. Экологическая ситуация страны напрямую зависит от экологии каждого населенного пункта.

Задание на дом:

1. Определить географическое положение вашего дома по схеме
2. Дать характеристику экологического состояния улице, на которой вы живете.