Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя сформировать у школьников познавательный интерес к приобретению знаний, любви к природе, к своему краю, дому. Бережливому отношению к родной природе. Интерес и способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому в начале изучения биологии, как предмета, необходимо заинтересовать школьника, что биология – это наука, она необходима человеку, т.к. он сам не разделимая часть природы. Знакомя с начальным курсом биологии, очень важно заложить этот интерес, и привить его. Для этого эффективно использовать факультативные занятия, на которых можно развивать такую организацию обучения, позволяющую ученику вовлекаться в процесс познания данного предмета. Используя дополнительный материал и задания, которые составлены с учетом краеведческого материала, изучения многообразия растительного и животного мира, их взаимосвязей с другими объектами природы. При объяснении наблюдаемых явления, обращается внимание на формирование умений наблюдать, фиксировать, классифицировать и анализировать. Навык таких умений позволяет учащимся осознавать сущность явления протекающих в растениях. Трудно себе представить уроки биологии, на которых не применялись бы, такие методы как – опыт, демонстрация, не проводился бы эксперимент, а элективные курсы являются продолжением урока, что позволяет дополнительно включать в обучение ряд опытов, практических, демонстрационных работ. Велико значение познавательного материала выходящего за рамки учебного процесса, это позволяет формировать всесторонне развитую личность. Но, учителю не нежно забывать и психологическую сторону, что учение не должно быть “горьким”, т.е. принудительным. Ибо, еще К.Д. Ушинский отметил, что “учение, взятое принуждением и силой воли”, едва ли будут способствовать созданию развитых умов. Поэтому учитель должен так заинтересовать школьника, чтобы он испытывал потребность к знанию биологии. [2]
Программой предусмотрено, возможности для привлечения к самостоятельной деятельности, к обучению планировать ее, ставить проблемы и принимать решения, что позволяет у детей развивать стремления к познанию и творчеству, а также ответственность и сознательную дисциплинированность.
Программа рассчитана на 34 часа по курсу “Растения, их строение и роль в природе”. Распределение часов и тем, связаны с региональным компонентом, т.е. учитывается разнообразие растительного мира Краснодарского края.
Программа включает ряд практических работ, которые углубляют изучение материала основного урока. Использование практических работ и закладка опыта развивают у учащихся познавательные и творческие способности, а также способность анализировать свои наблюдения и умения демонстрировать результаты этих наблюдений. Широкое использование опытных работ в учебном процессе повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует познавательной активности учащихся.
Цель данного курса
Через возможности элективных курсов, углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес как к экспериментальной науке.
Задачи:
– Воспитывать любовь к природе – своей малой Родины;
– Научить наблюдать за жизнью природы;
– Повысить интерес к опыту, эксперименту, развивать всесторонний интерес выходящий за рамки учебного процесса;
– Дать навыки работы в кабинете биологии, на пришкольном участке, в лесу;
– Воспитывать ответственность за порученное дело, ставить цели и планировать ход работы для достижения цели и анализировать их.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
– Что такое фенология;
– Разнообразие растительного мира;
– Строение и работа увеличительных приборов;
– Химический состав и клеточное строение растений;
– Строение и функции корня;
– Строение и функции побега;
– Движение питательных веществ;
– Фотосинтез и его космическая роль;
– Строение цветка и его роль;
– Опыление и оплодотворение цветковых растений;
– Виды размножения растений;
– Виды плодов;
Учащиеся должны уметь:
– Проводить фенологические наблюдения;
– Работать с увеличительными приборами и самостоятельно готовить микропрепараты для исследований;
– Клеточное строение всех частей растения;
– Строение и функции всех органов растения;
– Понимать разницу между опытом и наблюдением;
– Ставить цель исследования;
– Ход выполнения исследования и опыта;
– Умение анализировать проделанную работу;
– Уметь обобщать знания, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.
Принцип построения курса.
На современном этапе развития российского государства еще необходимее стало чувство любви, заботы к природе, и поэтому бережное отношение, любовь детей к природе нужно прививать как можно раньше. Какую бы специальность в будущем не получили, они всегда будут частью природы, их жизнь будет связана с ней неразделимо. И как сейчас мы научим понимать и беречь природу, от этого будет зависеть и их жизнь.
Весь курс рассчитан на 34 часа, включая 7 тем. Значительное место отводится практическим работам, экспериментам, кроме этого включается изучение разнообразия растительного мира Краснодарского края. Распределение времени дается ориентировочно, оно может изменяться учителем по необходимости.
Содержание программы.
Введение. Знакомство с природой. Растение и человек.
1. Общие сведения о растениях:
– Практический урок “осенние явления в жизни растения”. Работа на пришкольном участке.
– Фенология в растительном мире.
– Практическая работа. Оформление стенда “Юный фенолог”.
– Развитие растительного мира. Высшие и низшие растения.
2. Состав и строение растительной клетки.
– Практическая работа “Изучение строения и работы увеличительных приборов”.
– Химический состав растения. Практическая работа “Вещества из которых состоят растения”.
– Строение растительной клетки.
– Виды тканей и их функции.
– Рост и деление клетки.
– Практическая работы “Работа с микроскопом. Изготовление микропрепаратов”.
3. Морфологическое строение семени и корня.
– Строение семени.
– Практическая работа “Строение и химический состав семени”.
– Практическая работа “Прорастание семян и рост проростков”.
– Виды корней, корневые системы и их роль в жизни растения.
– Клеточное строение корня. Практическая работа “Рост корня в длину”.
– Что такое почва? Почвы Краснодарского края.
– Вода и растения. Когда вредна вода в почве.
4. Морфологическое строение побега.
– Строение побега и его основные функции.
– Практическая работа “Как развиваются почки”.
– Правое и левое в жизни растения. Практическая работа “Развитие веток”.
– Роль человека в управлении роста и ответвлении побега.
– Роль листьев в жизни растения и их разнообразие.
– Клеточное строение листа. Почему лист краснеет и богравеет?
– Разнообразие лиственного и хвойного леса Краснодарского края.
5. Морфологическое строение цветка и виды плодов.
– Цветок и его строение. Соцветие.
– Роль запахов и красоты цветков.
– Опыление цветков.
– Плоды. Самые крупные семена.
– Основные жизненные функции растений.
6. Физиологические процессы в жизни растения.
– Фотосинтез. Газообмен.
– Испарение воды и перемещение питательных веществ по стеблю.
– Практическая работа “Движение питательных веществ по стеблю”.
7. Виды размножения растений.
– Половое размножение.
– Споровое размножение.
– Вегетативное размножение.
– Практическая работа “Вегетативное размножение на примере комнатах растений”.
Заключение. Приспособления к среде обитания у цветковых растений.
Экскурсия “Весенний лес”.
Планирование учебного материала
Элективного курса “ Растения, их строение и роль
в природе”.
(34 часа)
№ урока |
Тема урока или практической работы. |
Кол-во часов |
1 | Введение. Знакомство с природой. Растение и человек. | 1 |
Общие сведения о растениях. (4) |
||
2 | Практический урок “Осенние явления в жизни растения”. Работа на пришкольном участке. |
1 |
3 | Фенология в растительном мире. | 1 |
4 | Практическая работа. Оформление стенда “Юный фенолог”. | 1 |
5 | Развитие растительного мира. Высшие и низшие растения. | 1 |
Состав и строение растительной клетки. (5) |
||
6 | Практическая работа. “ Строение и работа увеличительных приборов. | 1 |
7 | Химический состав клетки. Практическая работа “Вещества из которых состоит растение”. | 1 |
8 | Строение растительной клетки. Виды тканей и их функции. | 1 |
9 | Рост и деление клетки. | 1 |
10 | Практическая работа “ Работа с микроскопом. Изготовление микропрепаратов”. | 1 |
Морфологическое строение семени и корня. (6) |
||
11 | Строение семени. Практическая работа “ Химический состав семени”. | 1 |
12 | Практическая работа. “Прорастание семян и рост проростков”. | 1 |
13 | Виды корней, корневые системы и их роль в жизни растений | 1 |
14 | Клеточное строение корня. Практическая работа. “Рост корня в длину”. | 1 |
15 | Что такое почва? Почвы краснодарского края. | 1 |
16 | Вода и растения. Когда вредна вода в почве. | 1 |
Морфологическое строение побега. (6) |
||
17 | Строение побега и его основные функции. | 1 |
18 | Практическая работа. “ Как развиваются почки”. | 1 |
19 | Правое и левое в жизни растения. Практическая работа “ Роль человека в управлении роста и ответвлении побега”. | 1 |
20 | Роль листьев в жизни растений и их разнообразие. | 1 |
21 | Практическая работа. “Клеточное строение листа”. Почему лист краснеет и богравеет? Листопад. | 1 |
22 | Разнообразие лиственного и хвойного леса Краснодарского края | 1 |
Морфологическое строение цветка и виды плодов. (4) |
||
23 | Цветок и его строение. Соцветие. | 1 |
24 | Роль запахов и красоты цветов. Опыление цветков. | 1 |
25 | Плоды. Самые крупные семена .Распространение плодов и семян . | 1 |
26 | Основные жизненные функции растений. Возрастные изменения у цветковых растений. | 1 |
Физиологические процессы в жизни растений. (3) |
||
27 | Фотосинтез. Газообмен. | 1 |
28 | Испарение воды и перемещение питательных веществ по стеблю. | 1 |
29 | Практическая работа “Движение питательных веществ по стеблю”. | 1 |
Виды размножения растений. (5) |
||
30 | Половое размножение растений. Споровое размножение. | 1 |
31 | Вегетативное размножение: естественное и искусственное. | 1 |
32 | Практическая работа “ Вегетативное размножение на примере комнатных растений”. | 1 |
33 | Приспособление к среде обитания у цветковых растений. | 1 |
34 | Экскурсия “Весенний лес”. Фенологические наблюдения в весеннем лесу. Задание на лето. | 1 |
Список использованной литературы.
- Алексейчик Н.И., Санько В.А. Дары лугов, полей, рек. Изд. 2е, доп. И испр. – М.: Физкультура и спорт, 1994. – 285 с.: ил.
- Биология в школе. Научно – методический журнал №2. 2005 г. Главный редактор Л.В. Реброва. Министерство образования РФ ООО Издательство “Школа – Пресс”.
- Книга для чтения по биологии: Растения: Для учащихся 6 – 7 кл./ Сост. Д.И. Трайдак. – 3е изд., перераб. – М.: Просвещение: АО “Учеб. Лит.”, 1996. – 191 с. Ил.
- Красная книга Краснодарского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. – Краснодар: Кн. Из-во, 1994. – 285 с.
- Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Мир. – 1988. – 223 с
- Одум Ю. Экология, в 2х т. – М.: Мир, 1981.
- Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс. Учебник/ Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2003.