В Центре Образования №1678 г.Москвы уже много лет успешно работает Студия дополнительного образования “Буратино”. Это позволяет оказывать дополнительные образовательные услуги по различным направлениям. Информатика представлена направлениями “Увлекательная информатика” и “Информатика и человек”.
Программы по информатике в студии “Буратино”: “Увлекательная информатика”, “Информатика и человек”.
- Классы: 5, 6, 7.
- Количество часов в неделю – 2 час.
- Образовательная область: “Информатика”.
Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в Интернет, подготовить компьютерную презентацию.
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения (компьютерных игр) использование компьютера как помощника в обучении потеряло свое значение. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, использование компьютера в учебных целях связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль использования компьютера для развития практических навыков работы с компьютером, которые в дальнейшем будут использованы учеником в профессиональной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли воспитания в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности компьютера, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая основы практической работы на компьютере, учащиеся прочнее усваивают навыки работы, приобщаются к систематической и целенаправленной работе в сфере информационных технологий.
Курс рассчитан на учеников 5,6,7 классов, проводится 2 часа в неделю.
Курс выполняет очень важную задачу – вовлечение учащихся в учебную деятельность с помощью использования информационных технологий. Не секрет, что многие ученики пассивно относятся к обучению в школе, но активно работают на компьютере. Этот курс – совмещает приятное с полезным, решает практические задачи по основным школьным предметам с помощью информатики.
Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.
Цели и задачи курса
- Формирование интереса к изучению профессии, связанной с использованием компьютера, компьютерной культуры.
- Дать ученику возможность реализовать свой интерес к школьным предметам.
- Научить учащихся структурному решению практических задач на компьютере.
- Приобретение знаний и навыков работы на компьютере учащимися в ее структурном варианте.
- Освоение всевозможных методов решения поставленных задач, реализуемых на компьютере.
- Развитие творческого мышления учащихся.
- Формирование навыков грамотной работы на компьютере.
- Углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроке информатики.
- Повышение интереса к другим предметным областям и увеличение качества обученности учащихся.
Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно – создать на уроке ситуацию успеха.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. В течение изучения курса предполагается написание нескольких практических работ (в зависимости от слаженности коллектива учеником и их знаний и умений). Итоговый контроль реализуется в форме творческих проектов.
Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система практических занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обычным жизненным ситуациям.
Занятие. Представление учебного материала учащимся проводится в виде лекций учителя, также и при непосредственном участии учащихся при изложении нового материала. Широко используется метод проектов (как индивидуальных, так и групповых). Каждое занятие – дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на изложение теоретического материала (по 0,5 часа). Для лучшего восприятия материала – лекции сопровождаются демонстрацией презентаций и готовых работ.
Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики.
Эти две формы работы предполагают следующее:
Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи.
Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к предмету.
Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.
Конкурсы творческих работ. После завершения практикума каждый ученик защищает свои работы на конкурсе перед другими учениками, делится новыми способами решения. Отвечает на возникшие вопросы в ходе обсуждения.
“Увлекательная информатика” (5-й класс)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Компьютер. Для чего он нужен? | 2 |
2 | Устройство компьютера. | 2 |
3 | Где применяется компьютер. | 2 |
4 | Рабочий стол. | 2 |
5 | Манипулятор мышь. | 2 |
6 | Знакомство с пакетом LOGO. | 2 |
7 | Понятие алгоритма и формализация записи. | 2 |
8 | Классификация и конструирование. | 2 |
9 | Алгоритмы и модели. | 2 |
10 | Исполнитель. | 4 |
11 | Основные команды исполнителя. | 4 |
12 | Понятие программы. | 2 |
13 | Работа с алгоритмами в обучающей среде “Роботландия”. | 8 |
14 | Составление программ по линейным алгоритмам на LOGO | 6 |
15 | Графические команды. | 4 |
16 | Модульный подход к решению задачи. | 2 |
17 | Разбиение задачи на основные этапы. | 2 |
18 | Объединение нескольких программ в одну | 2 |
19 | Творческие работы по созданию динамических картинок, использующие все полученные знания. | 4 |
20 | Проведение конкурса “Мой первый мультфильм”. | 2 |
“Информатика и человек” (6-й класс)
№ |
Тема | Кол-во часов |
1. | Назначение компьютера. | 2 |
2. | Устройство компьютера. | 2 |
3. | Где применяется компьютер. | 2 |
4. | Рабочий стол. | 2 |
5. | Манипулятор мышь. | 2 |
6. | Знакомство с пакетом LOGO. | 2 |
7. | Понятие алгоритма и формализация записи. | 2 |
8. | Классификация и конструирование. | 2 |
9. | Алгоритмы и модели. | 2 |
10. | Исполнитель. | 2 |
11. | Основные команды исполнителя. | 2 |
12. | Понятие программы. | 2 |
13. | Процедуры. Редактирование процедур. | 2 |
14. | Работа с алгоритмами в обучающей среде “Роботландия”. | 8 |
15. | Составление программ по линейным алгоритмам на LOGO | 6 |
16. | Использование LOGO для решения задач по различным предметам. | 2 |
17. | Графические команды. | 2 |
18. | Модульный подход к решению задачи. | 2 |
19. | Разбиение задачи на основные этапы. | 2 |
20. | Объединение нескольких программ в одну | 2 |
21. | Творческие работы по созданию динамических картинок, использующие все полученные знания. | 2 |
22. | Текстовый редактор. | 2 |
23. | Назначение редактора. Основные возможности по созданию и редактированию текстов. | 2 |
24. | Механизм обработки текстовой информации.. | 2 |
25. | Редактирование текста. Запись и чтение файлов. Печать документов. | 2 |
26. | Разработка творческих проектов, используя создание документов в текстовом редакторе. | 2 |
27. | Проведение конкурса на лучший проект. | 2 |
“Информатика и человек” (7 класс)
№ | Тема |
Кол-во часов |
1. | Назначение компьютера. Где применяется компьютер. | 2 |
2. | Устройство компьютера. | 2 |
3. | Рабочий стол. Манипулятор мышь. | 2 |
4. | Работа с пакетом LOGO. Исполнитель. | 2 |
5. | Алгоритмы и модели. Классификация и конструирование. | 2 |
6. | Составление программ на LOGO. | 2 |
7. | Процедуры. Редактирование процедур. | 2 |
8. | Работа с алгоритмами в обучающей среде “Роботландия”. | 8 |
9. | Использование LOGO для решения задач по различным предметам. | 2 |
10. | Графические команды. | 2 |
11. | Модульный подход к решению задачи. | 2 |
12. | Разбиение задачи на основные этапы. | 2 |
13. | Объединение нескольких программ в одну | 2 |
14. | Текстовый редактор. | 2 |
15. | Назначение редактора. Основные возможности по созданию и редактированию текстов. | 2 |
16. | Механизм обработки текстовой информации.. | 2 |
17. | Редактирование текста. Запись и чтение файлов. Печать документов. | 2 |
18. | Мультимедиа. | 4 |
19. | Интернет. Поиск информации. | 4 |
20. | Обработка информации. | 4 |
21. | Создание творческих мультимедиа- проектов | 6 |
22. | Проведение конкурса на лучший творческий проект | 2 |