Цели урока: формировать умение прибавлять число 7 с переходом через десяток; закреплять умения складывать и вычитать числа с переходом через десяток; повторить состав чисел; закреплять умение решать задачи с отношениями "больше на :", "меньше на :"; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, интереса к предмету
Ход урока
I. Организационный момент
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в сказку. В ходе этого путешествия мы будем учиться прибавлять число 7 с переходом через десяток, закрепим знания о составе чисел, умение складывать и вычитать числа с переходом через десяток, решим задачи.
II. Устный счет
- Итак, мы отправляемся в сказку! А в какую сказку, вы узнаете, если откроете замок на воротах дворца.
На доске - рисунок дворца. На воротах висит замок. Ниже расположены карточки-ключи с примерами:
8+4
9+5
6+5
7+6
9+6
8+6
- Давайте подберем подходящий ключ. Шифр замка - число "13". Что вы знаете об этом числе?
(Дети называют ответы и выбирают нужный ключ)
- Открываем замок. В какую сказку попали? ("По щучьему велению")
- На чем путешествовал Емеля? (На печке)
- Мы тоже будем путешествовать на печке вместе с Емелей.
Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением печки, на которой сидит Емеля.
- Что нам нужно, чтобы затопить печь? (Дрова)
Учитель показывает поленья.
- На каждом полене есть задача. Эти задачи нужно решить.
- Вот первая:
"На веревочке Баба-Яга сушит грибы. Отгадайте сколько их: мухоморов на 2 больше, чем 6 (6+2=8), сыроежек на 10 меньше, чем 14" (14-10=4)
- Вторая:
"На волшебной яблоне было 10 яблок. Садовник разрешил детям сорвать по одному яблоку. На яблоне осталось 6 яблок, сколько было детей?" (4 человека, 10-6=4)
- Третья:
"Кошка вышила ковер,
Посмотри, какой узор:
Три большие клеточки
В каждой по три веточки.
Села кошка на кровать,
Стала веточки считать,
Но никак не может,
Кто же ей поможет?" (3+3+3=9)
- На четвертом полене - задание:
"Дополнить до 10 числа: 7, 5, 8, 6, 9".
- Теперь мы можем растопить печь и отправиться в путешествие. Ребята, мы отправляемся в царство Марьи-царевны, нам нужно помочь Емеле с ней встретиться. На пути нас будут ждать разные препятствия.
III. Работа по теме урока
Звучит "Песня Водяного". В это время учитель вывешивает на доску рисунок с изображением Водяного, рядом - рисунок с болотом, на болотных кочках - задания.
- Ребята, через болото мы можем перебраться только по кочкам. Чтобы Водяной нас пропустил, нужно выполнить задания, записанные на этих кочках.
- 1 кочка: 7=:+:
- 2 кочка: 7+7
- Давайте вспомним алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
1. Дополню до 10 первое слагаемое.
2. Прибавлю оставшиеся единицы.
- Разобьем второе слагаемое 7 на части так, чтобы при прибавлении первой части сразу получилось 10, а потом прибавим оставшуюся часть: 7 дополним до10 - это 3, а 7 - это 3 и 4, 7+3=10, 10+4=14.
На доске: 7+7=7+3+4=10+4=14
- 3 кочка: 8+7
- 4 кочка: 9+7
Примеры, записанные на третьей и четвертой кочках, решают с объяснением у доски ученики.
- Болото по кочкам переехали, а теперь немного отдохнем.
Физ. минутка
Мы можем весело шагать
По тропе волшебной.
На двух ногах и на одной скакать,
Руками радостно махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями пробежать бегом
И отдохнуть потом:
А дальше не зевать,
На вопросы отвечать:
Учитель спрашивает, показывая карточки с заданием по составу чисел. (8=5+:; 9=7+:; 7=:+5; 6=:+3) Ученики отвечают на вопросы и выполняют нужные движения.
Сколько раз ногами топнем? (1, 2, 3)
Сколько раз руками хлопнем? (1, 2)
Мы присядем сколько раз? (1, 2)
Мы наклонимся сейчас? (1, 2, 3)
- Отдохнули? Садитесь!
IV. Закрепление
Звучит "Песня Бабок-Ежик". Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением Бабы-Яги.
- Ребята, на пути нас встречает Баба-Яга. Она нас не пропустит, пока мы не решим примеры из учебника на стр.74, задание № 3 (Рудницкая В.Н. "Математика", 1 класс, учебник - 2 часть).
Задание выполняем по вариантам: 1 вариант - решает первую строчку примеров, 2 вариант - вторую. На доске от 1 и 2 вариантов работают ученики.
Проверка после выполнения на доске и в тетрадях.
- Как легче было складывать числа? (К большему числу прибавлять меньшее)
- Какое математическое правило использовали? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)
V. Решение задачи
Вот мы к речке подошли,
Но моста здесь не нашли.
Чтобы речку переплыть,
Придется задачу решить.
Дети составляют и решают задачу по учебнику на стр. 75 № 8.
- Из чего состоит текст любой задачи? (Из условия и вопроса)
- Что мы видим на рисунке? (Пингвинов на двух льдинах)
- Сколько пингвинов на первой льдине? (4 пингвина) А на второй? (На 7 больше)
- Составьте задачу. (На одной льдине сидело 4 пингвина, а на другой на 7 пингвинов больше. Сколько пингвинов на второй льдине?)
- Запишите самостоятельно решение и ответ к задаче.
Взаимопроверка в парах.
- Прочитайте решение и ответ к задаче.
- Речку мы переплыли, а теперь немного отдохнем.
Физ. минутка для глаз
VI. Работа с геометрическим материалом
- Едем мы, едем, в царство Марьи-царевны никак не доедем. Что это? Вдруг солнце исчезло, стало холодно и посыпался снег. Ребята, мы попали в царство Снежной королевы.
Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением Снежной королевы и Кая, выкладывающего фигурки из льдинок.
- Нам нужно помочь Каю выполнить задание.
На доске чертеж треугольника, поделенного на три маленьких треугольника.
- Рассмотрите чертеж и скажите, сколько здесь всего треугольников? (5)
- Какую фигуру еще здесь видите? (Четырехугольник)
VII. Самостоятельная работа (Разноуровневая)
На партах у учеников карточки в форме слезинок разного цвета. Красный цвет - высокий уровень, синий - средний, зеленый - низкий уровень.
- Ребята, у вас на партах слезинки Марьи-царевны. Слезинки - разного цвета. Давайте поможем царскому горю и выполним задания в рабочей тетради.
- Кому досталась зеленая слезинка, выполняет № 7 на стр. 22. У кого синяя слезинка, выполняет № 8 на стр. 22. У кого красная - № 12 на стр. 23. (Рудницкая В.Н. "Математика", 1 класс, рабочая тетрадь № 3)
- После урока сдадите тетради со слезинками на проверку.
VIII. Итог урока
- Марья-царевна перестала плакать и, наконец, встретилась с Емелей. А мы подведем итог урока.
- Чему сегодня учились на уроке?
- Что было интересного?
- Какое задание понравилось больше всего?
- На этом сказке конец, а кто слушал и работал на уроке, тот молодец! (Учитель отмечает активных учеников)