Цель: познакомить с признаками родственных слов, продолжить работу по обогащению словаря и речи уч-ся, упражнять в написании слов с изученными орфограммами, развивать логическое мышления, внимание и каллиграфию, воспитывать любовь к природе и родному языку.
Оборудование: картинки со словарным словом, родовым древом и древом слов, телефонный справочник, бумага с пропиткой хвойным маслом, карточки-памятки, орфографический словарь для начальных классов.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Чистописание.
- Сегодня будем писать первую букву отгадки:
Днём сидит он как слепой,
А лишь вечер - за разбой.
Парный звук, к тому ж глухой
Обозначен буквой той.
ф/ф фл ф/ф фм
филин фонарь фотоаппарат
III. Знакомство с новым словарным словом.
- Это родовое имя: его особенность в том, что оно принадлежит не одному, а нескольким людям, членам одной семьи. От отцов оно переходит к детям, от мужей к женам, дается людям на основании единственного признака - родства.
Близкая родня моя:
Папа, мама, дед и я,
Бабушка, еще сестра
У всех одна:..(фамилия)
Дети записывают слово с пропущенной безударной гласной, ищут его в орфографическом словаре, подбирают ассоциации
- Но если мы откроем, например, телефонный справочник, то увидим множество одинаковых фамилий. Как вы думаете, все ли эти люди родственники?
- Нет.
- А кто же они?
Выступает подготовленный ребенок с толковым словарем:
Однофамилец - человек, который не состоит в родстве, носит одинаковую с кем-нибудь фамилию.
-Таким образом, одну и ту же фамилию могут носить и родственники и однофамильцы, но
IV. Сообщение темы и задач урока.
- Вот и сегодня, путешествуя по морю слов, мы узнаем, что и среди них есть много и родственников и однофамильцев.
V. Новая тема.
1. Главное надо помнить, что у всех родственников есть общий предок - самое короткое маленькое слово, от которого образуются похожие слова, с ним связанные:
Дети выписывают родственные слова :
Школа, школьник, дошкольник, дошкольный, пришкольный, школяр, школьный.
2. Упражнение в определении "предка" слова.
- Давайте вместе попробуем отыскать в родственных словах прадеда.
Гриб, грибник, грибной.
Береза, березовый, подберезовик.
Морозный, морозить, мороз.
Ночевать, ночь, ночная.
(Можно использовать презентацию для зрительного восприятия родственных слов. Слайд 1-3.)
Физминутка:
Вот зайчишка и лиса,
И медведь спешит сюда.
Звери здесь в лесу гуляли,
Мы звериный след читали.
3. Упражнение в самостоятельном подборе родственных слов.
- Скажите, ребята, следы какого из этих зверей нельзя прочесть на снегу? Почему?
- Назовите родственные слова, которые вы услышали и придумайте к ним новых родственников.
Звери , звериный, зверек, зверюшка, зверинец, зверский.
4. Упражнение в нахождении родственных слов в тексте.
- Ребята, кто из вас знает, что такое бор?
- Бор - это сосновый лес.
Сейчас мы отправимся туда. В таком лесу много хвои, пахнет смолой, поэтому воздух
здесь лечебный и чистый. А чтобы представить себя в таком лесу, понюхайте листочек, что находится у вас на парте в коробочке. ем он пахнет? Верно, сосновой смолой.
А теперь, внимание, текст:
(Используется презентация. Слайд 4.)
Сосновая роща. Высоко поднялись к небу смолистые стволы. Точно слезинки на них капли смолы. Смолистым запахом пропитан воздух.
- Найдите родственные слова, выпишите их, "прадеда" поместите на первом месте.
Смола, смолистые, смоляным.
- Молодцы, вы хорошо усвоили, что такое родственные слова. А теперь я хочу предложить вам хитрое задание. Попробуйте среди родственников отыскать чужака - однофамильца. Подчеркните это слово.
Вода, водица, водитель, наводнение, водянистый, водяной.
Медь, медяк, медный, медовый.
Осина, осинник, осиный, осиновый.
VI. Обобщение.
- Верно, родственные слова имеют не только одинаковую часть, но еще и близки по смыслу.
Таким образом, чтобы определить родственные слова, надо найти два признака:
- одинаковую часть
- близость по смыслу
Каждый ребенок получает от мудрой совы карточки- памятки:
VII. Дом. задание. При подготовке пользуйтесь этой памяткой!