Урок русского языка во 2-м классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с признаками родственных слов, продолжить работу по обогащению словаря и речи уч-ся, упражнять в написании слов с изученными орфограммами, развивать логическое мышления, внимание и каллиграфию, воспитывать любовь к природе и родному языку.

Оборудование: картинки со словарным словом, родовым древом и древом слов, телефонный справочник, бумага с пропиткой хвойным маслом, карточки-памятки, орфографический словарь для начальных классов.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Чистописание.

- Сегодня будем писать первую букву отгадки:

Днём сидит он как слепой,
А лишь вечер - за разбой.
Парный звук, к тому ж глухой
Обозначен буквой той.

ф/ф фл ф/ф фм

филин фонарь фотоаппарат

III. Знакомство с новым словарным словом.

- Это родовое имя: его особенность в том, что оно принадлежит не одному, а нескольким людям, членам одной семьи. От отцов оно переходит к детям, от мужей к женам, дается людям на основании единственного признака - родства.

Близкая родня моя:
Папа, мама, дед и я,
Бабушка, еще сестра
У всех одна:..(фамилия)

Дети записывают слово с пропущенной безударной гласной, ищут его в орфографическом словаре, подбирают ассоциации

- Но если мы откроем, например, телефонный справочник, то увидим множество одинаковых фамилий. Как вы думаете, все ли эти люди родственники?

- Нет.

- А кто же они?

Выступает подготовленный ребенок с толковым словарем:

Однофамилец - человек, который не состоит в родстве, носит одинаковую с кем-нибудь фамилию.

-Таким образом, одну и ту же фамилию могут носить и родственники и однофамильцы, но

IV. Сообщение темы и задач урока.

- Вот и сегодня, путешествуя по морю слов, мы узнаем, что и среди них есть много и родственников и однофамильцев.

V. Новая тема.

1. Главное надо помнить, что у всех родственников есть общий предок - самое короткое маленькое слово, от которого образуются похожие слова, с ним связанные:

Дети выписывают родственные слова :

Школа, школьник, дошкольник, дошкольный, пришкольный, школяр, школьный.

2. Упражнение в определении "предка" слова.

- Давайте вместе попробуем отыскать в родственных словах прадеда.

Гриб, грибник, грибной.

Береза, березовый, подберезовик.

Морозный, морозить, мороз.

Ночевать, ночь, ночная.

(Можно использовать презентацию для зрительного восприятия родственных слов. Слайд 1-3.)

Физминутка:

Вот зайчишка и лиса,
И медведь спешит сюда.
Звери здесь в лесу гуляли,
Мы звериный след читали.

3. Упражнение в самостоятельном подборе родственных слов.

- Скажите, ребята, следы какого из этих зверей нельзя прочесть на снегу? Почему?

- Назовите родственные слова, которые вы услышали и придумайте к ним новых родственников.

Звери , звериный, зверек, зверюшка, зверинец, зверский.

4. Упражнение в нахождении родственных слов в тексте.

- Ребята, кто из вас знает, что такое бор?

- Бор - это сосновый лес.

Сейчас мы отправимся туда. В таком лесу много хвои, пахнет смолой, поэтому воздух

здесь лечебный и чистый. А чтобы представить себя в таком лесу, понюхайте листочек, что находится у вас на парте в коробочке. ем он пахнет? Верно, сосновой смолой.

А теперь, внимание, текст:

(Используется презентация. Слайд 4.)

Сосновая роща. Высоко поднялись к небу смолистые стволы. Точно слезинки на них капли смолы. Смолистым запахом пропитан воздух.

- Найдите родственные слова, выпишите их, "прадеда" поместите на первом месте.

Смола, смолистые, смоляным.

- Молодцы, вы хорошо усвоили, что такое родственные слова. А теперь я хочу предложить вам хитрое задание. Попробуйте среди родственников отыскать чужака - однофамильца. Подчеркните это слово.

Вода, водица, водитель, наводнение, водянистый, водяной.

Медь, медяк, медный, медовый.

Осина, осинник, осиный, осиновый.

VI. Обобщение.

- Верно, родственные слова имеют не только одинаковую часть, но еще и близки по смыслу.

Таким образом, чтобы определить родственные слова, надо найти два признака:

  • одинаковую часть
  • близость по смыслу

Каждый ребенок получает от мудрой совы карточки- памятки:

VII. Дом. задание. При подготовке пользуйтесь этой памяткой!

Приложение.