Развитие современного общества неразрывно связано с системой образования: именно в сфере образования закладываются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные предпосылки общественного развития.
В 21 веке обучение, ориентированное на ученика, отличается от традиционного, в центре которого стоял учитель, различными подходами к содержанию образования, методике обучения, атмосфере в классе, оценки и технологиям.
Как помочь ученикам развить навыки необходимые для того, чтобы стать успешным в 21 веке?
Круг компетентностей, которым следует учить сегодняшних школьников, не определен окончательно, как и само понятие "компетентность". [1]
За основу понятия "компетентный человек" взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникших проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.
В информатике на сегодняшний день выработано только определение ИКТ - компетентностей.
Под ИКТ-компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. [3]
На мой взгляд, именно учителя информатики на своих уроках первыми почувствовали необходимость внедрения компетентностного подхода к обучению. Многие думают, что предмет информатика - это просто работа на компьютере (игра, развлечение и т.д.). Чаще всего ученики думают, зачем нужна тема "Системы счисления" или "Программирование", они многим не пригодятся в жизни. И действительно, в соответствии с понятием компетентность, если выпускник средней школы после изучения некоторого школьного курса может применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в своей жизни, т.е. решать возникающие проблемы, то его можно считать компетентным в этой области.
Компетентности, которые формируются на уроках информатики у учащихся, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. [2]
В основу построения личностно-ориентированной системы развития компетенций обучающихся на уроках информатики были положены основные принципы, которые сформулировал О.Е.Лебедев:
- способность самостоятельно решать проблемы на основе использования собственного и социального опыта;
- дидактически представленный социальный опыт решения проблем как основное содержание образования.
Главной целью изучения информатики можно выделить формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся. Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности. [4]
Цели обучения в рамках компетентностного подхода формируются не в виде действий учителя, а как результат деятельности обучающихся, с точки зрения его продвижения и развития в процессе усвоения определённого социального опыта.
Ключевой точкой в преподавании информатики становится опыт деятельности ребёнка. Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать "способность к деятельности". В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. [5]
Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена в нескольких вариантах:
- "точечная" - небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами (например, "Информация в будущем", 6 класс, придумать устройство для работы с информацией в будущем);
- организация проектов от предметного содержания курса с их продолжение и расширением на курсах по выбору, факультативных курсах, элективных курсах (например, "Создание локальной сети в школе" в 9 классе или 10 классе может быть представлена на элективном курсе "Интернет");
- организация тематических проектов для класса или параллели (например, для 11 класса можно предложить составить опрос учителей по выявлению самых развитых учащихся школы, а данные затем обработать в табличном редакторе Excel.
Внедрение проектных форм работы влияет на организационные формы учебного процесса, изменение форм и методов оценивания, а также формирует способность работать с информационными источниками, навыков работать в группе, умений спланировать деятельность по достижению результата. [6]
Педагогический опыт показывает, что в 5-6 классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых.
В программе "Путь к успеху" обучение компьютерной грамотности осуществляется посредством именно комбинированных уроков.
Грамотность подразумевает способность использовать компьютер для общения, решения проблем, сбора, организации обмена информацией.
Ученики получают возможность на практике учиться выполнять различные задания с помощью компьютера и исследовать его возможности.
Учащиеся в данном курсе могут не только использовать компьютер для поиска информации в Интернете, но и научиться рисовать картинки (графика), писать (работа с текстом), решать математические задачи (электронные таблицы), создавать презентации (мультимедиа).
Критическое мышление, наряду с технологической грамотностью и сотрудничеством, является ключевым навыком данного учебного курса.
Также критическое мышление включает умение решать проблемы. Учащиеся вовлекаются во множество процессов, которые помогают им развить и продемонстрировать умение решать проблемы и мыслить критически.
Сотрудничество в данном курсе подразумевает командную работу - умение работать вдвоем или в группе над выполнением задания.
Программа курса предусматривает создание условий для совместной деятельности. Сотрудничество помогает ученикам достичь больших успехов в обучении.
Как традиционные, так и новые подходы признают обучение в рамках определенной темы.
Содержание занятий или уроков данного курса подчинено одной теме или идее, представляющий широкий контекст для выполняемых заданий. Основная тема "Местное сообщество" проходит через все учебные занятия и проекты.
Освоение темы начинается с учебных заданий, направленных на формирование обобщенных предметных умений; также на формирование информационной компетенции (способности при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию).
Затем учитель поощряет учеников, просит задавать вопросы и искать на них ответы. Т.о. тематический подход способствует развитию и приобретению новых знаний.
Во время занятий формируются учебно-познавательная компетенция (владение механизмами целеполагания, планирования и анализа, рефлексии самооценки успеваемости собственной деятельности) и коммуникационная компетенция (владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в малых группах, знакомство с различными социальными ролями).
Моя концепция: привить учащимся навыки сознательного и рационального использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой жизни, научить их работать с готовыми программными средствами и создавать собственные программные продукты.
Таким образом, с применением данной концепции на моих уроках информатики повышается методическая компетентность учителя, которая необходима для эффективной организации проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики в школе.
Список литературы.
- Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие. Под ред. : Е. А. Коган. - Самара: Корпорация "Федоров", 2006.
- Козырева О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия. Науч.-информ. журн. - 2004. - N2.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5.
- Мельник Е.В. Содержание коммуникативной компетентности педагога / Е.В. Мельник // Психология и шк. : науч.-практ. журн. - 2004. - N4.
- Петров А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы / А. Петров // Альма Матер. Вестник высшей школы : журнал - 2004. - N10.
Селевко Г. Педагогические компетенции и компетентность: Их классификация / Г. Селевко // Сел. шк. : рос. пед. журн. - 2004. - N3.