Мудрец, беседуя с учеником, спросил его.
- Какой путеводный свет для человека?
- Свет солнца!
- А когда солнце зашло?
- Лунный свет.
- А когда луны не видно?
- Огонь служит ему светом.
- А когда зашло солнце, луны не видно, и погас огонь, что является для человека путеводным светом?
- Речь и источник душевного света. Человек идёт туда, где слышна речь, пусть даже там абсолютная тьма. С этими качествами человек никогда не заблудится в окружающем мире.
(народная притча).
В начале 21 века появляются документы, направленные на модернизацию российского образования. Это Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция содержания непрерывного образования(17.06.2003г.), Федеральный компонент государственного стандарта общего образования(2004) и т.д. ;
В этих документах сформулированы изменённые цели образования и соответственно параметры его качества: "Базовое звено образования общеобразовательных школ, модернизация, которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а, также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования и воспитания".
Поэтому результатами образования, сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. В числе приоритетов воспитательной стратегии выделено направление, ориентированное на формирование определённых компетенций.
Коммуникативная компетентность- это способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Нет сомнения, что одной из характеристик личности ученика является его коммуникабельность и владение культурой слова, устной и письменной речью.
Цель программы:
- Формирование классного коллектива, создание в нём эмоционально-благоприятной, тёплой атмосферы общения.
- Развитие коммуникативной компетенции в свете новых требований к воспитательному и образовательному процессу.
Чтобы программа заработала, я использовала опыт доктора педагогических наук Надежды Егоровны Щурковой.
Современные школьники познают мир совсем по-иному. Во-первых, их общение не ограничивается тем пространством, в котором они живут; во-вторых, они познают не только те реалии, с которыми их хотели бы познакомить взрослые. Сегодняшние дети живут в окружении техносферы, связывающая их с миром и с помощью, которой они познают этот мир. Исследования показали, что лишь 20 0/0 информации усваивается из средств массовой коммуникации. Откуда же он черпает остальные 80 0/0? Ответ: по каналам межличностного общения. Таким образом, сегодня общение по-прежнему остаётся основой человеческого познания.
Мы общаемся непрерывно. Мы непрерывно учимся общаться.
Я уверена, что чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие.
В содержание коммуникативных задач входит:
- Обогащение знаниями о значении коммуникации в деятельности младших школьников.
- Обучение их вербальному и невербальному общению.
- Развитие умения слушать и понимать собеседника.
- Высказывать и отстаивать свою точку зрения.
- Владение устной и письменной речью.
- Расширение лингвистического кругозора учащихся.
- Быть способным к сотрудничеству.
- Воспитание социально-ответственной личности.
- Формирование социально-адаптированного школьника.
- Сохранение и укрепление здоровья.
Общение как многообразный социальный и психологический процесс достаточно сложен, он выполняет разнообразные функции, в том числе:
- Информативную (получение, передача и создание информации);
- Познания действительности и мира;
- Усвоения и создания социальных норм деятельности и взаимоотношений;
- Социального контроля;
- Самоутверждения личности.
Как классный руководитель и как учитель я стараюсь на уроках и во время проведения внеклассных мероприятий:
- Знакомить учащихся с традициями и обычаями различных поколений.
- Формировать у детей культуру общения в системе (учитель- ученик), (ученик-ученик), (взрослый- ребёнок).
- Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса, школы.
- Учить детей приёмам преодоления проблем в общении.
Развитие коммуникативной компетенции происходит через различные формы работы:
- тематические классные часы;
- тренинги общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставления;
- праздники, конкурсы, ролевые игры, коллективную творческую деятельность;
- беседы и экскурсии.
Технологическая цепочка любого воспитательного дела:
Подготовительный этап;
а) предварительное формирование отношения к делу, интерес к нему;
б) подготовка педагогом необходимых материалов;
Психологический настрой, или начало воспитательного дела;
а) вступительное слово учителя;
б) музыкальное сопровождение, приветствие;
3. Содержательная деятельность;
4. Завершение;
5. Проект на будущее.
Надежда Егоровна Щуркова считает, что ключевыми элементами воспитательной технологии является общение с воспитанниками и организация деятельности.
В своей работе я считаю важным следующие идеи:
Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности ученика, его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.
Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности ребёнка - ученика.
Идея сотрудничества. Совместная коллективная творческая деятельность детей; родителей и детей; сотворчество детей и учителя в процессе обучения и воспитания.
Идея выбора и ответственности. Идея возможности самому ребёнку выбирать интересные ему виды и формы деятельности, ребёнок должен научиться предполагать возможные результаты и нести за них ответственность.
Идея деятельности. По самому выражению идеи - деятельность не является набором разнообразных форм деятельности, а призвана породить удовлетворённость и радость от процесса деятельности и реализуемой идеи, от переживания ценностного эмоционального отношения к объекту деятельности.
Идея открытости. Тесный контакт с семьёй ребёнка, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребёнка, взаимодействие с культурными и воспитательными учреждениями окружающего социума.
На мой взгляд, необходим системный подход к построению программы развития коммуникативной компетенции. Метод заключается в формировании системного мышления - не прямолинейного по своей сути, а циклического, в котором связи между объектами знаний образуют циклы обратной связи. Обратная связь - возвращение информации на следующем этапе её передачи. Дети, усваивая новый материал, обязательно обращаются к знаниям, приобретённым ранее, таким образом, вписывая новое в имеющую систему миропонимания, что влечёт к её изменению, дополнению, а иногда и к пересмотру уже существующих элементов системы знаний.
Очень важное место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки - выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, - т.е. умения и навыка речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.
Речевые условия, диктующие говорящему выбор слов и грамматических средств:
- Взаимоотношения между собеседниками (официальные / неофициальные) и их социальные роли ( ученик, учитель, пол, возраст).
- Место общения ( на уроке, на перемене, в дружеской беседе и т. д
- Цель и намерения говорящего ( приказ, просьба, требование, сообщение, радость, обиды и т. д
Приёмы и методы воспитательной деятельности:
- убеждения;
- перспективы;
- создание ситуаций успеха;
- опора на индивидуальные способности;
- досуговая педагогика;
- общественное мнение;
- поощрения.
Основные виды деятельности:
- познавательная и интеллектуальная;
- деятельность по интересам;
- индивидуальная, групповая, коллективная творческая деятельность;
- социально - значимая деятельность;
- оздоровительная;
- игровая.
- условия успешной реализации цели:
- опора на традиции класса и школы;
- сотрудничество с учителями, работающими в классе;
- осуществление взаимодействия с семьёй, использование воспитательного потенциала семьи;
- опора на индивидуальные способности детей.
Прогнозируемые результаты:
К концу 4 класса ученики видятся личностью:
- духовной;
- активной и инициативной;
- творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
- способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
- способной к саморазвитию, самовоспитанию.
- свободно владеющей всеми видами общения;
- коммуникабельной.
Мероприятия, способствующие сплочению коллектива учащихся, родителей, учителей.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | День Знаний. | Сентябрь 2008 год |
2. | День именинника. | Сентябрь |
3. | Экскурсия "Осенние краски природы". | Октябрь 2008 год |
4. | Спортивный праздник "Сбор овощей". | Октябрь |
5. | Акция Доброй воли "Нам нужен Мир!" | Ноябрь 2008 год |
6. | Формула вежливости - "доброе слово". | Ноябрь |
7. | "Традиции празднования Нового года на Руси". | Декабрь 2008 год |
8. | Новогодний праздник. | Декабрь |
9. | Посещение "Театра Музыкальной комедии". | Январь 2009 год |
10. | Викторина "Что делать если:" | Февраль |
11. | Праздник пап и дедушек. | Февраль 2009 год |
12. | Здравствуй, Масленица! | Март |
13. | Для наших мам. | Март 2009 год |
14. | Смех, да и только! | Апрель |
15. | Всемирный день здоровья. | Апрель 2009 год |
16. | Викторина "Весёлая школа" | Май |
17. | Здравствуй, лето, дорогое - долгожданное! | Май 2009 год |