В семье жить будешь - счастье добудешь

Разделы: Внеклассная работа


Цель: социализация и интеграция в общество.

Задачи:

  • формировать желание создать большую и дружную семью;
  • учить распределять обязанности и занятия в семье;
  • развивать и корректировать межличностные отношения.

Оборудование: см. по содержанию конкурсов.

I. Организационный момент

Объявить тему, условия проведения соревнования и критерии подведения итогов.
Представить жюри. После каждого конкурса жюри комментирует его  и объявляет баллы.
Сформировать две команды – «семьи»: бабушка, дедушка, папа, мама, дочка-внучка, сын-внук и малыш. На груди участников укрепить соответствующие визитки.
Каждая «семья» располагается в своем «доме» – определенном месте зала, где стоят столы, за которыми участники будут выполнять некоторые задания. На них лежат ножницы, клей, скотч.

«Семьи» выбирают себе общую фамилию, пишут ее на альбомном листке и укрепляют на стене в своем «доме».
У ведущего должен быть помощник, который будет помогать участникам организованно выполнять задания.

II. Основная часть

1 конкурс (общий) «Все дома»

Членам «семей» разойтись и по сигналу – песне из передачи «Пока все дома» собраться всем вместе.

2 конкурс «В доме красоту наведешь – душевный покой обретешь»

Дедушки и папы вырезают «деревянные кружева» из двух бумажных полос размером 15 см х 100 см с заранее нанесенным рисунком и укрепляют их на стене.
Мамы и бабушки «ткут гобелен»: выкладывают на пластилиновой основе узор из деталей разной формы и размеров, нарезанных из разноцветных пластиковых бутылочек. Вывешивают на стене.
Дети «выращивают комнатные цветы»: собирают и наклеивают на лист картона картинку из отдельных деталей цветочного горшка, листьев, стеблей, лепестков. Вывешивают на стену.

Конкурс для зрителей. «Как это называется?» (Лит-ра: О.В.Зайцева, Е.В.Карпова. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.)

1) В них играют все дети. (Игрушки)
2) Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)
3) Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
4) Это такое маленькое, пищащее, доставляет много хлопот, но его все равно все любят. (Ребенок)
5) Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на земле. (Мама)
6) Это когда все вместе – я, папа, мама, бабушка, дедушка. (Семья)
7) Место, где вся семья собирается каждый день. (Дом)

Пока участники выполняют задания 2 конкурса, зрители отвечают на вопросы и за правильный ответ выбирают  какой-либо подарок для «семьи» – картинку с изображением домашних животных, деревьев, домашней утвари и укрепляют их на стене  в «доме» любой «семьи».
Жюри комментирует и оценивает результаты 2 конкурса.

3 конкурс «У каждого своя работа – о семье забота»

Папы и мамы – «зарабатывают деньги». Набрать как можно больше очков в дартс. Конкурс проходит в определенном месте под наблюдением членов жюри.
Дедушка и внук – «на рыбалке». Удочки магнитные. Рыбки – канцелярские скрепки, надетые на бумажные контуры рыбок. Пойманную рыбу складывают в ведро (из-под майонеза) и относят в жюри.
Дочки-внучки и малыши – «пропалывают огород». Отгадывают загадки об овощах, которые задают зрители.

1) На грядке привалился на бочок солидный, крутолобый … (кабачок).
2) Наш огород в образцовом порядке, как на параде построились … (грядки).
3) Словно живая ограда вокруг – пики зеленые выставил … (лук).
4) Он круглый и красный как глаз светофора, среди овощей нет сочней … (помидора).
5) Лопаты не нужно, сидит она близко, красная с белой подкладкой … (редиска).
6) От частой поливки едва не промокла мохнатая темно-лиловая … (свекла).
7) Вот соль тебе, вот хлеб и ложка, сварилась к ужину … (картошка).

Жюри комментирует и оценивает результаты конкурса.

4 конкурс «Не сиди, не ленись – для семьи потрудись»

Папы и мамы – «на базаре». Каждой «семье» выдаются по 2 набора карточек:

1 набор: артишок, чеддер, сазан, фисташки, хурма, брусника, буженина, рис.
2 набор: овощ, сыр, рыба, орехи, фрукт, ягода, мясо, крупа.

1 набор: индейка, кефаль, кольраби, кумыс, бастурма, пшено, голубика, рябчик.
2 набор: птица, рыба, овощ, напиток, мясо, крупа, ягода, птица.

Составить (можно наугад) пары из слов 1 и 2 наборов, наклеить их на лист картона и отнести в жюри.
Бабушки и дедушки – «собирают грибы». Из набора картинок выбрать съедобные грибы и наклеить их на лист картона. Отнести в жюри.
Дети «идут на прогулку» с малышом. Зрители, начиная с задних рядов, передают каждой команде одежду: кофты со множеством пуговиц, обувь со шнурками. Мальчик и девочка должны одеться сами, а затем одеть малыша.
Жюри комментирует и оценивает конкурс.

5 конкурс «В семье любое дело в радость»

Мужчины (папа, дедушка, внук) – «строят дачу» из конструктора «Лего».
Бабушки и внучки – «варят борщ»: из набора продуктов или картинок выбрать необходимые, отнести в жюри и
идти помогать «строить дачу».
Мамы и малыши – «развешивают белье»: на веревках укрепить прищепками определенное количество салфеток. По окончании работы – идут помогать «строить дачу».

Конкурс для зрителей «Идем в гости»

Проводится в то время, пока «семьи» заканчивают строительство. У какой семьи соберется больше гостей в очерченном круге.
По окончании конкурса «семьи» представляют на обозрение зрителей свои «дачи». Жюри оценивает.

III. Заключительная часть

Жюри подводит итоги, определяет победителей.
В это время «семьи»  рисуют семейный портрет, а зрители объясняют смысл половиц:
Дом не велик, да лежать не велит.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
У мужа и жены мысли одни.
В родной семье и каша гуще.
Женился на скорую руку, да на долгую муку.

IV. Итог

Жюри объявляет результаты соревнования и вручает призы самой дружной семье, самой трудолюбивой, самой веселой, самой доброй, самой рукодельной, самой гостеприимной и т.п., 1-й приз и 2-й приз. В качестве призов могут быть книги, настольные игры, наборы для творчества и т.п.