Цели:
- систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу «Что и кто?»;
- учить классифицировать предметы по их назначению;
- развивать мышление, внимание, взаимопомощь, взаимовыручку.
Оборудование:
- Рисунки: космических кораблей, инопланетян, школы, созвездия, деревьев, домашних и диких животных, несуществующего животного, реки с рыбками, домика муравья.
- Глобус.
- Плакат: «Солнечная система».
- Опасные предметы: ножницы, иголка, спички, лекарства.
- Иллюстрации: флаг, герб, гимн.
- Раздаточный материал: звёзды, шишки ели и сосны, шар, куб, конус, конверты с карточками, цветные полоски.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (приветствие, готовность к уроку)
II. Актуализация знаний
– Ребята, как называется наш урок?
– Что мы делаем на этом уроке?
– А хотелось бы вам узнать ещё что – нибудь
интересное?
– Тема нашего урока: Повторение изученного по
разделу: «Что и кто?». Мы повторим изученный
материал, а работать будем сегодня в группах.
– Ребята, а вы любите путешествовать?
– На чём вы путешествовали?
– А вот на космическом корабле кто – нибудь
путешествовал?
III. Систематизация и обобщение знаний по разделу «Что и кто?»
1. – Сегодня мы отправимся в путешествие на
космическом корабле, но прежде наш экипаж
разделим на группы и выберем капитана. Готовы?!
– Занять посадочные места, пристегнуть
удерживающие ремни. Начинаем обратный отсчёт.
Хором: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 – пуск! (Музыка).
– Ребята, мы с вами во Вселенной. Посмотрите,
сколько вокруг всего интересного: Солнце,
планеты...
– А вот это что такое сияет вдали?
Рассыпалось к ночи зерно
Глянули утром – нет ничего (Звёзды)
– Почему звёзды кажутся нам такими маленькими?
– А как называются скопления звёзд? (Созвездия)
– Вспомните, какое созвездие похоже на ковш? (Большая
Медведица)
– Сколько ярких звёздочек мы видим в нём? (7)
– Из звёзд, которые у вас на столах, я предлагаю
вам составить созвездие Большой Медведицы.
Практическая работа (составляют созвездие, проверка правильности по моему рисунку)
2. – Ребята, посмотрите, что это там такое блестящее и необычное.
(Звучит музыка. Появляется НЛО)
– Как вы думаете, кто это?
– Что, что? Ребята, они что-то говорят. (Учитель
подходит к доске, где висят нарисованные
инопланетяне)
– Они сказали, что летят с планеты Марс (показываю
планету на плакате) и хотят познакомиться с
нашей планетой, побывать у нас в школе и попасть к
нам на урок. Ну, как, ребята, возьмём их? (Да)
– Мы возьмём вас с собой на нашу планету, покажем
нашу страну, школу.
– Ребята, наши друзья не знают, как называется
наша планета. Давайте мы им расскажем.
– Как называется наша планета? (Земля)
– А как называют всех жителей нашей планеты? (Земляне)
Практическая работа. Выберете из предметов, которые у вас лежат на столах тот, на который похожа Земля (Шар)
– Как называется модель нашей планеты? (Глобус) (Показываю)
3.– Ребята у нашего корабля заканчивается
топливо. Мы вынуждены приземлиться на нашу
планету.
– Но приземлиться мы должны в той стране, в
которой живём. Готовы? Пристегнуть ремни! Идём на
посадку…
– Как называется наша страна? (Россия)
– Назовите столицу нашей страны. (Москва)
– У каждого государства есть свои символы. У
нашей страны они тоже есть.
– Это герб, гимн, флаг. (Показываю)
– Предлагаю вам из цветных полосок составить
флаг нашей страны.
Практическая работа (составляют флаг из цветных полосок, проверка правильности)
4.– А теперь вместе с нашими друзьями мы совершим небольшое путешествие по стране.
(Звучит фонограмма со звуками леса)
– Это где же мы с вами оказались? (В лесу)
– Давайте прогуляемся по лесу.
(На фоне музыки чтение стихотворения учителем)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
– Отгадайте-ка, ребятки, вы сейчас мои загадки:
(Рисунки ели, сосны)
– Её всегда в лесу найдёшь.
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем (Ель)– У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
– Посмотрите на ветки деревьев и скажите, какие это деревья? Почему?
Практическая работа. У вас на столах есть шишки ели и сосны. Рассмотрите их, посоветуйтесь, а затем покажите шишку ели, сосны.
5.– Посмотрите, сколько здесь птиц и зверей!
– Но что-то здесь не так.
– Какие животные оказались здесь случайно?
Почему? (Домашние)
– Ребята, а может, мы с вами исправим эту
ситуацию? (Да)
Практическая работа. У вас есть конверты с карточками. На карточках нарисованы животные. Вам надо разложить карточки на две группы и объяснить ваше решение.
(Группируют карточки, обосновывают свой выбор, я на доске убираю картинки, но нарочно оставляю одно домашнее животное)
– Я тоже убрала лишние картинки (дети
доказывают, что животное домашнее). Молодцы!
Справились с заданием!
– А теперь ещё более сложное задание для вас:
6. Игровой момент на внимание
– Один нерадивый художник нарисовал вот такое животное:
Я смотрю, – глазам не верю:
Что за птицы?
Что за звери?
То ли лошадь;
То ли слон?
То ли сказочный дракон?
Я гляжу вторые сутки,
Не найду ни пса, ни утки…
Помогите мне скорей,
Объясните мне зверей!
(Называют зверей на картинке) Молодцы, ребята!
7. – Хорошо, ребята, в лесу. Чистый воздух, пение
птиц, шелест листьев. Мягкий мох под ногами
словно ковёр. И мы легко по нему ступаем.
– Ой! Что-то блестит впереди. Что это?
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
– А это кто же?
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком…
– Угадайте, названия каких рыб спрятаны в загадках?
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. (Ёрш)Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна. (Щука)
– Как одним словом мы назовём этих рыб? (Речные)
– А как называют рыб, которые живут в море? (Морские)
– Назовите морских рыб. (Дети приводят примеры)
8. – Ну вот. Отдохнули мы с вами у реки и
пойдём дальше.
– Посмотрите-ка, какой интересный дом. Как он
называется? (Муравейник)
– Может, постучимся? (Да)
(Учитель стучит и открывает двери домика)
– Да это же Муравьишка!
– Что же мы видим?
– Если вещи не лежат в порядке, как мы это
назовём? (Беспорядок)
– Поможем навести Муравьишке порядок? (Да)
Практическая работа. – У вас на столах есть конверты с карточками. Я предлагаю вам из группы предметов убрать лишние и обосновать свой выбор (посуда – одежда).
– Какие предметы в доме могут быть опасными? (Приводят
примеры)
– Много опасных предметов, а вот некоторые из
них. (Показываю)
– Давайте расскажем о них нашим друзьям и научим
их правильно с ними обращаться.
(Учитель показывает опасный предмет, а ученик говорит правило)
– Я думаю, что наши друзья и вы запомните эти
правила и постараетесь их выполнять.
– Ребята, нам пора прощаться с Муравьишкой и идти
дальше.
– До свидания, Муравьишка!
9. – А что это там впереди? (Наша школа).
– На какой улице находится наша школа? (Гаджиева)
– Какие вы ещё знаете улицы нашего города? (Называют)
– Давайте пригласим наших друзей к нам в класс, и
проведём для них маленький урок, на котором мы
расскажем о нашем городе.
– Как называется наш город? (Полярный)
– Какие есть достопримечательности в нашем
городе? (Морская душа, музеи, Свято-Никольский
храм, школа №1, циркульный дом…)
– А вам нравится наш город?
(Дети читают 2-3 стихотворения о городе.)
– Наши друзья получили сигнал с планеты Марс о
том, что им пора возвращаться на свою планету. Я
думаю, что они обязательно расскажут обо всё, что
узнали своим друзьям. Марсиане говорят, что им
очень понравилось путешествовать с нами.
– Давайте пожелаем им удачи. – До свидания!
IV. Подведение итогов урока
– А вам, ребята, понравилось наше путешествие?
– Посмотрите, как много знаний вы получили при
знакомстве с темами в разделе «Что и кто?».
– Что вам больше всего понравилось?
– Кто считает, что он работал на уроке очень
хорошо?
(Отметить, похвалить)