Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью моей педагогической работы.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта:
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Охранять и укреплять здоровье детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный.
2 этап – Основной.
3 этап – Заключительный.
Подготовительный этап
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
- Апробация содержания краткосрочного проекта “Чистый мир”.
- Проведение мероприятий в группах.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
- Размещение материалов для родителей на сайте МДОУ №74 <dou74.ru>
Заключительный этап
- Мини-выставка продуктов детской деятельности
- Фотомонтаж
- Подведение итогов
- Презентация проекта
Участники проекта:
- Дети
- Воспитатели
- Родители
Срок реализации проекта: 5 июня 2008 года.
Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательностизаключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта:
- Экологические занятия.
- Наблюдения и экологические экскурсии.
- Познавательное чтение.
- “Уроки доброты”.
- Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
- Природоохранные акции.
- Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности
Основные мероприятия по реализации проекта | Группа | |
Работа с детьми | Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. | Все |
Проведение опытов и экспериментов в лаборатории “Опыты”. | Старшая | |
Чтение художественной и познавательной литературы. | Все | |
Продуктивная деятельность детей. | Средняя, старшая, подготовительная | |
Инсценировки и театрализации на экологическую тематику. | Подготовительн. | |
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. | Все | |
Проведение экологического занятия “Земля – наш общий дом”. | Старшая | |
Работа с родителями | Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки по теме). | Старшая |
Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу. | Старшая, подготовительная | |
Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике). | Все | |
Фотовыставка. | Все | |
Беседы из рубрики “Это интересно”. | Средняя, 2 младш. | |
Организация просмотра тематических видеофильмов, слад фильмов (“Флора и фауна в чистоте). | Средняя, старшая, подготовительная | |
Методическое сопровождение | Подборка наблюдений в природе. | воспитатели |
Цикл наблюдений за животными и растительным миром для детей дошкольного возраста. | воспитатели | |
Подборка художественной литературы по экологии. | воспитатели | |
Подборка литературы познавательного характера. | воспитатели | |
Конспекты поисково-познавательных занятий, бесед. | воспитатели | |
Сценарии досугов и развлечений эколого-познавательного характера. | воспитатели | |
Консультационный материал для педагогов по теме. | воспитатели | |
Консультационный материал для родителей по теме. | воспитатели |
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок экологии и экспериментирования в группе.
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
- Библиотечка юного эколога.
- Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
- Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированное у детей бережное,
ответственное, эмоционально-доброжелательное
отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
2. Сформированные навыки наблюдения и
экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей
среде и своему здоровью.