Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2010 года подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», т.е. под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: социальная нестабильность, отсутствие действенных идеологических установок, нарастание негативных тенденций среди подростков и молодёжи (равнодушие, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, потребительское отношение к окружающим, распространение наркомании, преступности, проституции). Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения не только на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, но и на муниципальном. Жизненно важно воспитать в школьнике чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в нём граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.
Основным звеном воспитательного процесса в образовательных учреждениях Юргинского района является патриотическое воспитание, оно направлено на реализацию Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.”
В государственной программе поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.
Главная цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы – вот лишь немногие из тех задач, которые предстоит решать не только в школе, но и в семье. Именно с воспитания личности в семье начинается формирование и развитие патриотизма. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школ с органами исполнительной власти Юргинского района, райвоенкоматом, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями. Структурными звеньями патриотического воспитания являются следующие направления (см. Приложение 1).
Краеведение и поисковая деятельность направлена на освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т.д. Эта работа проводится как заместителями директоров по ВР, классными руководителями, так и работниками музеев.
Культурно-массовая работа прививает художественный вкус, потребность в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитывает музыкальную культуру).
Спортивно-туристическое воспитывает потребность в изучении истории родного края, села, района, области («100 классных проектов»), в изучении шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов, воспитывает грамотного зрителя, умеющего отличить высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных, возрождает и развивает народные спортивные игры, воспитывает здоровое спортивное соперничество между детьми и коллективами.
Военно-патриотическое направлениепредусматриваетвоспитание любви и уважения к людям старшего поколения, участникам ВОв, локальных конфликтов, интереса к историческому прошлому нашей Родины, чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества. В связи с этим на МО заместителей директоров по ВР был разработан план военно-патриотического воспитания в образовательных учреждениях Юргинского района на период 2007-2008 уч.год (Приложение 3), в 2008 году образовательными учреждениями была проведена большая работа по подготовке и проведению Дня Победы:
- Акция «Памятник» (уборка территории памятников Победы);
- Акция «Весенняя неделя добра» (помощь ветеранам, инвалидам ВОВ, труженикам тыла в уборке квартир, дворов, огородов);
- Акция «Аллея памяти» (Посадка саженцев при участии выпускников школ и ветеранов ВОВ);
- «Уроки мужества» – классные часы с приглашением ветеранов, инвалидов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн; беседы о ВОВ;
- Выпуск газет, «боевых листков, посвященных Дню победы;
- Выставка рисунков по ВОВ;
- Проведение выставок и обзоров книг по военной тематике;
- Поздравление открытками и поделками ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн с Днем победы;
- Праздничные концерты (совместно с учреждениями культуры), посвященные Дню победы;
- Митинг, посвященные Дню победы;
- Вахта памяти;
- Поисковая работа: выпуск альбомов «Герои моего села», «Труженики тыла» и др. по итогам поисковой работы за год;
- Военно-спортивная игра «Зарница»;
Районные мероприятия
- Торжественное мероприятие, посвященное Дню Победы. Чествование ветеранов ВОВ, тружеников тыла;
- Конкурс чтецов «Этих строк не смолкнет слава…»;
- Конкурс письменных работ (эссе, рефераты, сочинения, творческие проекты, стихи) «Во славу великой Победы»;
- Конкурс «Я и музыка»: номинация «Песни о ВОВ» среди уч-ся 4;7 кл.;
- Фестиваль «Радуга талантов»;
- Выставка декоративно-прикладного искусства «Мир глазами детей»;
- Традиционная легкоатлетическая эстафета «Кубок Победы», в зачет летней спартакиады школьников;
- Традиционный турнир по мини-футболу «День Победы»;
- VII традиционный турнир по греко-римской борьбе посвященный Герою соцтруда Э.Я.Фольмеру;
- Участие в 31 традиционном турнире по греко-римской борьбе, посвященном дважды Герою Советского Союза Шилину.
19 мая детские общественные организации провели
сборы, торжественные линейки, спортивно-массовые
мероприятия, посвященные 85-летию пионерской
организации, развитию массового детского
общественного движения;
12 июня в образовательных учреждениях проведены
мероприятия, посвященные Дню России:
- Музыкальные программы, концерты «Песни Родины моей»;
- Викторина «Знаешь ли ты символику России?»;
- Конкурс чтецов «Стихи России»;
- Кинолектории, беседы «Россия – Родина моя»;
- Конкурс рисунков «Мой край родной», «Моя родина – Россия».
Координацию деятельности по реализации
мероприятий патриотической направленности
осуществляет методобъединение заместителей
директоров по воспитательной работе через
классных руководителей, учителей-предметников,
ученическое самоуправление, ДЮСШ, музеи,
командование воинской части, учреждения
дополнительного образования, родителей, т.к.
именно семья является первой ступенькой
формирования патриотизма (см. Приложение
2).
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь
того взгляда, что любовь к Родине начинается с
любви к своей семье, своему дому, к своей школе!
Она постепенно растет. С возрастом она
становится также любовью к своему городу, к
своему селу, к родной природе, к своим землякам, а
созрев, становится сознательной и крепкой до
самой смерти, любовью к своей … стране и её
народу. Нельзя перескочить через какое-либо
звено этого процесса и очень трудно скрепить
вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или,
больше того, отсутствовало с самого начала».
Патриотическое воспитание – сложный
педагогический процесс, который со временем
поможет:
- повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскрыть понимание истинного патриотизма;
- избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма;
- повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации;
- сформировать стойкую патриотическую позицию;
- повысить потребность в духовном обогащении;
- воспитать уважение к труду, человеку труда.
Образовательное учреждение является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего отечества и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т. к. требует большого такта и терпения.
Литература:
1. Горбунов, В. Школьный музей и воспитание
патриотизма [Текст] / В. Горбунов //
Воспитание школьников. – 2007. – №5. – С.17.
2. Горев, Г. Г. Растим патриотов России [Текст]:
сборник информационных материалов и
методических разработок / Г. Г.Горев, А. А.
Тутыкин, Н. Н. Заикина. – Кемерово: «КВК
Экспо-Сибирь», 2007. – 250 с.
3. Государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010
годы»
4. Евтушенко, С. В. , Хамитова, Е. В. Воспитываем
будущего гражданина [Текст] / С. В. Евтушенко,
Е. В. Хамитова // Учитель Кузбасса. – 2007. – №1. –
С.32.
5. Зяблова, В. Поисковое движение как фактор
гражданско-патриотического воспитания [Текст] / В.Зяблова
// Воспитание школьников. – 2008. – №8. – С.3.
7. Микрюков, В. Патриотизм: к определению
понятия [Текст] / В. Микрюков // Воспитание
школьников. – 2007. – №5. – С.2.
8. Серов, Б. Н. Поурочные разработки по курсу
«Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг
[Текст] / Б. Н.Серов. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
9. Среднесрочная региональная программа
«Патриотическое воспитание граждан в
Кемеровской области на 2006-2010 годы»
10. Халанская, С. М. Структура работы
классного руководителя по патриотическому
воспитанию [Текст] / С. М.Халанская // Классный
руководитель. – 2004. – №3. – С. 15.