Мы не знаем – как высоки –
Пока не встанем во весь рост –
Тогда – если мы верны чертежу –
Головой достаём до звёзд.
Э.Дикинсон
Цель:
- познакомить обучающихся с уровнями перехода от самоопределения к самореализации;
- развивать критическое мышление.
1. Разминка.
Упражнение “Мнения о жизни”
Сегодня за 1 урок мы с вами должны совершить долгий верблюжий переход, потому что путь от самоопределения до самореализации не короток и достаточно труден.
И к этому переходу мы должны с вами быть готовы. Ведь планирование жизненного пути – задача достаточно трудная.
МНЕНИЯ О ЖИЗНИ
Цели
Это упражнение даст подросткам возможность получить важные представления о жизни и поделиться ими друг с другом. Планирование собственного жизненного пути — задача достаточно трудная, поэтому целесообразно заранее начать учиться делать это с помощью соответствующих упражнений.
Материалы: Рабочий листок “Мнения о жизни”.
Инструкция
В этом упражнении речь пойдет о различных представлениях о жизненном пути и таких его важных составляющих, как работа и свободное время, мастерство и удача.
Я подготовил для вас листок “Мнения о жизни”, на работу с которым у вас есть 15 минут.
Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Попытайтесь вместе определить, какие высказывания верны, а какие — ошибочны. При этом имейте в виду, что к числу верных должны быть отнесены только три высказывания. У вас есть 20 минут.
Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы вместе смогли обсудить упражнение.
Какие три высказывания вы определили как правильные? Обоснуйте вашу точку зрения.
Подведение итогов
- Понравилось ли мне это упражнение?
- Какое влияние на формирование моих взглядов оказала моя семья?
- Задумываюсь ли я иногда о своем будущем?
- С кем я говорю об этом?
- Есть ли у меня пример взрослого человека, умело и счастливо управляющего своей жизнью?
- Что еще я хочу сказать?
2. Основная часть.
Переход к самореализации
Профессиональная самореализация начинается уже в трудовом обучении, при ознакомлении учащихся с базовыми способами технологического освоения действительности, в процессе социально-педагогических проб. Затем вы включаетесь в процесс дифференцированного обучения по интересам, можете получить начальное профессиональное образование, осуществить некоторые начальные профессиональные пробы.
Существуют следующие уровни перехода личности от самоопределения к самореализации.
1. Уровень неопределённости: отсутствие выбора и ориентации на самоопределение. Человек не сделал своего выбора, не осознал необходимость обдумать своё будущее.
2. Уровень предрешённости: подчинение какому-либо из побочных факторов самоопределения — решению родителей, мнению приятелей, традициям, моде и т.п.
3. Уровень самоопределения: самостоятельный поиск и выбор варианта своего профессионального будущего, а также позиций в личностной сфере, семейных отношениях, в учебной работе.
Необходимо проверить свои самостоятельные выборы и решения, остановиться на окончательном варианте. Важные решения, которые вы принимаете в XI классе, будут сказываться долгие годы, вполне возможно, что и всю жизнь.
4. Уровень самоактуализации: переход от поиска себя к стремлению выразить себя в значимой сфере, осуществить свои возможности и потенции.
Самоактуализирующаяся личность — такая личность, для' которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению/ развитию и реализации своих возможностей.
5. Уровень самореализации: означает не только стремление, а деятельность, поступки в избранные направлениях, осуществление социальных проб по реализации своих способностей. Это утверждение ценностей, заключённых в многочисленных гранях Я-концепции личности.
Эти уровни развития осваиваются личностью крайне неравномерно. Некоторые из вас могут навсегда остаться неспособными сделать выбор или пойти по пути предрешённости, отказавшись от активного выбора и самоопределения.
Уровни перехода личности от самоопределения к самореализации (заполнение учащимися таблицы)
Уровни |
Важность (Для чего? Зачем?) |
Профессиональная сфера |
Личностная сфера |
Духовно-идеологическая |
1. Уровень неопределенности | ||||
2. Уровень предрешенности | Проверка чужих взглядов |
|||
3. Уровень самоопределения | Определение траекторий своего дальнейшего развития |
|||
4. Уровень самоактуализации | Проверка своих способностей |
|||
5. Уровень самореализации | Активная деятельность по реализации своего потенциала |
Оцените на каком этапе находитесь лично вы в каждой из названных сфер: профессиональной, личностной, духовно-идеологической.
Рекомендации
Школьный период вашей жизни подходит к концу. Пора собраться с мыслями и определить для себя дальнейшие пути. Иначе, если вы опоздаете это сделать, жизнь застанет вас врасплох. И учтите, что “жизнь не знает черновиков”.
Для стимулирования самоопределения и перехода к самоактуализации и самореализации необходимо:
- сориентироваться в современной социально-экономической обстановке, чтобы, строить свои профессиональные и личностные перспективы с учётом ситуации;
- выделить дальнюю профессиональную цель (мечту) и другие важные жизненные цели (личностные, семейные, досуговые и др.);
- проанализировать свои возможности и способности (проверка и коррекция данных самодиагностики по всем классам: карты интересов, Я-в профессиях, Я-в способностях);
- уточнить и конкретизировать выборы самоопределения (конкретные специальности, объекты деятельности, особенности производства и т.д.);
- проанализировать реальность выполнения целей (прогнозировать трудности, обдумать пути их преодоления).
Подведение итогов.
Попробуйте объяснить, почему именно эти стихотворные строки взяты для эпиграфа к сегодняшнему уроку.
Рабочий листок
МНЕНИЯ О ЖИЗНИ
Прочтите следующие высказывания и отметьте крестиком те, которые кажутся вам правильными.
- Родители — мои лучшие консультанты по выбору профессии, так как только они знают обо всех моих талантах.
- Я буду неудачником, если выберу менее престижную профессию, чем мой отец.
- Решающими условиями при выборе профессии являются возможность зарабатывать, возможность развиваться и отсутствие кризисов.
- Профессиональное мастерство зависит в первую очередь от того, доставляет ли эта деятельность мне удовольствие.
- Частые смены профессии указывают на недостаток навыков.
- “Всяк сверчок знай свой шесток”: если вы ограничите свое честолюбие целями, принятыми в вашей семье, вы избежите профессиональных неудач.
- Важнейшими условиями профессионального успеха являются хорошие оценки и диплом.
- Большинство людей используют лишь небольшую часть своих талантов.
- “Человек предполагает, а Бог располагает”: не стоит планировать слишком много, так как судьба всегда может вмешаться в наши решения.
- Кто мало занимается в школе, на работе также будет делать мало.
- На работе главное — зарабатывать деньги. Для удовольствия существует свободное время.
- Если человек точно знает, чего он хочет, ему не нужно планировать свое будущее.
- Удача — важнейший залог успеха.
- Тяжело работать, если тебе не сопутствует удача.