Салон. Дегустация. Другие новации (интегрированные уроки истории)

Разделы: Внеклассная работа


Первоначальный живой интерес пятиклассников к интереснейшему предмету школьного расписания – истории к 7-9-м классам значительно угасает. Обилие фактов, дат, имён и событий в прошедшем времени и в других странах утомляет учеников, интерес к уроку пропадает. Детям неинтересен анализ событий, к сожалению, в борьбе за их сознание школа проигрывает телевидению, комиксам, улице, наконец. Большой редкостью становятся ученики неравнодушные к политике, заинтересованные мировыми общественными процессами. Педагогам необходимо изыскивать самые разнообразные формы проведения занятий по истории. В этой связи одной из довольно продуктивных методик является методика проведения интегрированных уроков. Часто сам ансамбль педагогов, в обычные дни преподающие “свои” уроки в сочетании с учителем истории оживляет занятия. Предлагаю коллегам описание разработанных и проведенных мной неоднократно интегрированных уроков в 5-9 классах общеобразовательной школы. В классах занимаются обычные ученики, с обычной успеваемостью, многие из участников этих уроков, ставших выпускниками, с удовольствием вспоминают о них. Хочу заметить, что данные общие приёмы, наверняка используются коллегами, но уроки, описание которых я предлагаю - разработаны автором

Урок-салон (история, история искусства, изобразительное искусство, музыка)

Интегрированный урок по теме “ Культура нового времени” (9 класс.)

Для такого типа урока необходимо позаботиться о большом количестве иллюстративного материала. Мной использованы следующие альбомы и другие издания по искусству:

- “Государственный Эрмитаж”, М., “ Советский художник” 1987 год.

- “Музей Метрополитен. Нью-Йорк”. (“ Музеи мира”), М., “Изобразительное искусство”1983 год.

- “Теодор Жерико”. В.С. Турчин. М., “ Изобразительное искусство”, 1982 г.

- репродукции журнала “ Юный художник”.

- Фонограмма “Моцарт. Симфония № 40 соль минор. ( В исполнении Московского камерного оркестра) .

- Фонограммы произведений Ф.Шопена и Л.Бетховена.

- Тексты комедий П.Бомарше (“ Севильский цирюльник”) и Ж.Б.Мольера (“Дон Жуан”).

К выводам авторов учебника “ Новой истории” (А.Л.Нарочницкий и др.) о реформаторском назначении искусства ученики подготовлены, на уроке пытаемся более зримо высветить этот вывод.

Привыкших к дискотечному примитивизму современных учеников, тем не менее завораживает великая музыка. Они с удовольствием воспринимают лучезарную ми-бемоль-мажорную симфонию № 40 Вольфганга Амадея Моцарта. Комментируя творчество композитора, учитель замечает, что он как художник предреволюционного периода был личностью, безгранично верующей в Жизнь, её прекрасные начала, верующий в Человека.

На сцене Салона разыгрываем фрагменты из комедий Пьера Бомарше “ Севильский цирюльник” и Жана Батиста Мольера “Дон Жуан”. Ученики- комедианты старательно высмеивают пороки буржуазии, дворян-бездельников.

Знакомство с живописью периода нового времени сочетается с прослушиванием фонограмм произведений Фредерика Шопена и Людвига Ван Бетховена. В галерее салона ученики видят идиллический пейзаж Ж.Ф.Милле “Стога. Осень” 1849 г. Зрители вместе с автором уходят в мир покоя, мир Природы- матери. Человека нового периода истории пугают жестокие реалии капитализма и природа для него - защита, не предательница, гарант спасения от черствости и душевной деградации.

Творчество Эжена Делакруа представлено в салоне натюрмортом “ Цветы” (1849 г.)

и широко известным революционным полотном “ Свобода на баррикадах” (1831 г.) Репродукция картины Жана Луи Давида “ Сафо и Фаон” представлена как образец холодной манерности в отличие от трагичного полотна “ Смерть Марата” (1793 г.)

Правдивый и страстный “Портрет Антонии Сароте” (1811г.) Франсиско Гойи вызывает у учеников чувство сопереживания, когда они узнают, что спустя несколько дней после окончания работы над портретом, молодая актриса мадридского театра умерла. Шумное зрелище заражает экспрессией зрителей картины “Бой быков” (1812 г.)

Но с особо захватывающим интересом ученики знакомятся с творчеством французского художника Теодора Жерико, его динамичными экспрессивными полотнами “ Рабы, останавливающие лошадь”.(1817 г.), “ Скачки в Эксоме” (1821 г.), “Бег свободных лошадей” (1817 г.) С неизменным интересом ученики слушают историю создания картины “Плот “Медузы” (1818-1819 гг.) Учитель рассказывает им о гибели фрегата “ Медуза”, команда которого 5 июня 1816 года покинула корабль, опасаясь затопления и почти вся (135 членов команды из 150) погибла. Никем не оплакиваемые люди, две недели медленно умирали от голода на плоту, а вдали маячило их уцелевшее судно.

Заключается урок, как и положено в салоне, застольем, где ученики демонстрируют знания этикета.. Ученики угощаются, используют предметы сервировки, обмениваются впечатлениями.

Урок-эксперимент (История, трудовое обучение, изобразительное искусство)

Проводится по теме “ Жизнь первобытных людей” в 5-м классе.

Урок проводится на воздухе (мой урок проходил на берегу реки Ишим) Еще в классе ученики получают задание учителя: “Узнайте, в чём заключался полезный опыт жизни первобытного человека?”

Находясь у реки, ученики по просьбе педагога пробуют использовать твердые плоские камни для нарезания веток, стеблей, разбивания других камней. Ученики предметно знакомятся с трудностями в общем-то примитивной операции, они представляют, сколько усилий затрачивали первые люди для обработки больших стволов и сучьев, как нелегка была борьба за выживание.

Усложняем эксперимент. Предлагаю камнем разбить другой камень (с известными мерами предосторожности) без участия большого пальца. Это невероятно трудно сделать, дети описывают свои ощущения как дискомфортные, даже тревожные, неестественные. Рассказываю им, что ученые пришли к выводу, что без развития большого пальца невозможно развитие интеллекта человека.

Еще более затруднительны для пятиклассников манипуляции с целью добыть огонь с помощью дощечки и палочки. Ученики ни разу не сумели развести таким образом огонь, но чувствовали, как повышается температура в соприкасающихся от трения частях.

В усердном, кропотливом труде формировались человеческие качества людей - к такому выводу приходят дети.

Зимой экспериментируем с “наскальной” живописью: на гладком льду реки ученики гвоздями пытаются нарисовать животных. Задания захватывают и увлекают детей. Как в первобытном стаде ( и чтобы разогреться) бросаем в нарисованных лошадей, тигров, мамонов прямые ветки-копья. Объясняю детям, что некоторые историки ученые видят такое предназначении этим рисункам: развивать меткость первобытного человека.

Другая разновидность “воздушного урока” - рисование на очень большой площади, размером 10 на 10 метров рисунков (животных, здания, растения) при помощи ног. Задания трудны, ведь ребёнок не видит “листа” - плоскости рисунка, от него требуется суметь соблюсти пропорции, периферийным зрением увидеть рисунок, сделать его узнаваемым. Обычно, по окончании работы, мы все вместе с высокого берега обозреваем и анализируем работы. Рассматривая эту “первобытную галерею”, ученики также получают от меня сведения, что рисование и танцы первобытные люди связывали с верой в сверхъестественные силы природы.

Таким образом, отвечаем на проблему, поставленную в начале урока-эксперимента. Первобытные люди, постигая тайны природы, постоянно совершенствовали навыки и умения, постоянно при этом развиваясь. Труд сформировал человека, и отличил его от животных.

Урок-дегустация (История, домоводство, этика)

Обобщающий урок в 7-м классе по теме “Культура Европы в средние века” провожу в форме дегустации. Целью урока ставлю следующее: проследить за процессом зарождения застольных правил поведения, за формированием общечеловеческой культуры. Вместе с учителем истории урок проводят учитель домоводства, студентки кулинарного колледжа.

К уроку готовятся различные травяные и фруктовые чаи, похлебки, выпечка, реконструированная по старинным рецептам. “Наглядные пособия” не просто рассматриваются, их в ходе урока можно попробовать. Урок строится таким образом, что ученики сочетают рассказы о приготовленных блюдах с объяснениями студентов и рассказами учителя. Один из учеников посвятил свой рассказ хлебу, его истории. Дети пробуют испеченные из муки грубого помола хлебцы, изучают процесс помола зерна с помощью каменных жерновов (образцы таких жерновов имеются в школьном краеведческом зале). Дети также едят лепёшки, испеченные по самому примитивному рецепту, на воде, им интересно попробовать разные настои, чаи, кисели, приготовленные в школьной столовой.

Из другого сообщения ученики узнают, что еще несколько столетий назад не существовало столовых приборов, не было на столах индивидуальной посуды. В качестве тарелок в средние века использовались выемки и углубления в столешницах, в которые укладывали горы пищи. Трапезничали при помощи рук, только нож был полноправным хозяином на столе. Также дети с интересом узнают, что обычай мыться горячей водой пришел в Европу с Востока вместе с возвращающимися из крестовых походов рыцарями- крестоносцами.

Эмоциональные комментарии, образные рассказы участников урока вместе с материальной составляющей неизменно дают хорошие результаты.