Цели урока: познакомить учащихся с понятием “объем”, научить сравнивать объемы различных тел, вычислять объем прямоугольного параллелепипеда и куба по формуле; развивать навыки измерения линейных размеров; воспитывать умение работать в парах, прислушиваться к мнению соседа.
Оборудование: модели прямоугольных параллелепипедов (по 1 на парту), демонстрационная модель параллелепипеда, стакан, кувшин, куб с ребром 1 дм3, стеклянная банка объемом 1 литр, литровый пакет сока, детские формочки для песка, песок, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока
:1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация опорных знаний
- устный счет (Презентация 1 );
- фронтальный опрос:
- приведите примеры предметов, имеющих форму
прямоугольного параллелепипеда;
- сколько граней имеет прямоугольный
параллелепипед?
- какую форму имеют грани?
- сколько ребер, вершин у прямоугольного
параллелепипеда?
- сколько измерений имеет прямоугольный
параллелепипед? Назовите их.
- является ли куб прямоугольным
параллелепипедом?
4. Изучение нового материала.(Презентация 2)
Чтобы сравнивать объемы двух сосудов, можно наполнить один из них водой и перелить в другой (показать на примере и кувшина).
Наполнить формочку влажным песком, перевернуть ее и снять, получится фигура, имеющая тот же объем, что и формочка.
Для измерения объемов применяют следующие единицы:
1 мм3, 1 см3, 1 дм3, 1м3, 1 км3 и 1 л.
Если фигура состоит из … кубиков с ребром 1 см, то ее объем равен … см3 (показываем на моделях, составленных из кубиков с ребром 1 см).
Выведем правило для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда: разбив его на слои, вычисляем объем каждого слоя.
Для вычисления объема всей фигуры объем каждого слоя умножаем на количество слоев. Итак, чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда надо длину умножить на ширину и на высоту, запишем это правило в виде формулы V=abc.
Если ребро куба равно а (все измерения прямоугольного параллелепипеда равны), то V=aaa=a3.
а3 – куб числа.
Одной из единиц объема является 1 л.
1 л =1 дм3, то есть 1 л = (см3) = 1000 см3.
Показываем опыт, используя куб с ребром 1 дм и литровую банку, пересыпая сухой песок.
5. Тренировочные упражнения.
№ 819 (V)
VA=4 см3; VB=4 см3; VС=4 см3; VК=4 см3; VN=10=900 (см3); VE=16 cм2; VF=10 cм3; VR=100 см3.
Задание. (Ребята работают с моделями, изготовленными к уроку)
- Измерить длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда
- Записать результаты измерений
- Подставить в формулу
- Вычислить
6. Итог урока.
Назовите формулы, по которым можно вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба. Что означают в этой формуле буквы V, a, b, c?
7. Домашнее задание.
П. 21, № 840, 841, 848 (а,в).