Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.
Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры.
Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм, так как сила действия урока целиком зависит именно от личности самого учителя, от его персонального обаяния, от оригинальности его характера, от выразительности и интересности его поведения в классе.
Для подготовки учителя к этому нужна особая технология профессионального обучения, поскольку такие качества, как эмпатия, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой - глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности.
Курс "Педагогический артистизм" рекомендован для студентов, обучающихся по специальностям 050303/52 "Иностранный язык", 050709/52 "Преподавание в начальных классах" и входит в число дисциплин по выбору, включенных в учебный план.
В результате прохождения программного материала обучающийся:
знает основные понятия и терминологию, профессиональные качества личности учителя, законы педагогики и сцены, драматургию урока, элементы театральной педагогики как компоненты педагогической техники;
умеет управлять своим психофизическим аппаратом и творческим самочувствием, успешно организовать общение и взаимодействие с учениками, эффективно действовать в условиях публичных выступлений;
владеет методикой определения и средствами достижения сверхзадачи взаимодействия с детьми, средствами актерской выразительности, приемами воздействия на внимание аудитории.
Программа "Педагогический артистизм" включает следующие разделы:
- Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика
- Основы актерского мастерства
Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий. В тематический план курса включена и самостоятельная работа студентов. Отличительной чертой данной программы является большое количество часов, отведенное на практические занятия студентов.
Практические занятия включают в себя следующие формы работы практикумы, упражнения, психолого-педагогическую диагностику, тренинги, творческие отчеты (сценические этюды).
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов (с периодическим контролем педагога) включает в себя:
- индивидуальный тренинг психотехники, рассчитанный на то, чтобы нужными упражнениями "размассировать" свой творческий аппарат для самочувствия, необходимого на уроке;
- тренинг самообладания (характер, привычки, манеры, походка, речь, осанка), помогающий студентам приобретать привычки, вытесняющие недостатки их природы;
- наблюдение за жизненными явлениями (и рассказы о них на занятиях);
- желательно ведение творческого дневника (анализ своего творческого самочувствия, собственное восприятие, рефлексия).
- подготовку индивидуальных и групповых творческих заданий (сценических этюдов).
Форма контроля по окончании курса - творческий отчет на контрольном уроке.
Тематический план программы
Наименование разделов и тем | Максималь-ная нагрузка | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа | ||
Всего | Занятия на уроках | Лабораторные практические занятия | |||
Введение. Раздел 1.. Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика |
1 8 |
1 8 |
1 6 |
2 | |
Тема 1.1. Общность и различие актерско-режиссерской и учительской деятельности | 2 | 2 | 1 | 1 | |
Тема 1.2.Роль педагогического артистизма в процессе педагогического общения | 1 | 1 | 1 | ||
Тема 1.3. Артистизм в структуре личности учителя | 1 | 1 | 1 | ||
Тема 1.4. Психологическая и физическая раскрепощенность педагога | 2 | 2 | 1 | 1 | |
Тема 1.5 Речевое искусство педагога | 2 | 2 | 2 | ||
Раздел II. Основы актерского актерства | 37 | 27 | 27 | 10 | |
Тема 2.1. Выразительность мимики и жестов | 4 | 3 | 3 | 1 | |
Тема 2.2. Творческое восприятие педагога. Внимание. Наблюдательность | 4 | 3 | 3 | 1 | |
Тема 2.3. Образно-эмоциональная сфера педагога. Творческое воображение, фантазия, ассоциативная память. | 4 | 3 | 3 | 1 | |
Тема 2.4. Педагогическая интуиция. | 4 | 3 | 3 | 1 | |
Тема 2.5. Развитие общих речевых умений педагога, диапазона и интонаций. | 4 | 3 | 3 | 1 | |
Тема 2.6. Темпоритм речи. Ее эмоциональность, образность, метафоричность | 5 | 3 | 3 | 2 | |
Тема 2.7. Коммуникабельность педагога. Умение управлять общением | 4 | 3 | 3 | 1 | |
Тема 2.8. Педагогически целесообразное переживание. Перевоплощение | 4 | 3 | 3 | 1 | |
Тема 2.9. Артистичное поведение в типичных ситуациях. Логика, обаяние педагога | 4 | 3 | 3 | 1 | |
Итого: | 46 | 36 | 7 | 29 | 10 |
Содержание предмета
Введение
Требования, предъявляемые педагогу на современном этапе развития образования. Место и роль театральной педагогики в подготовке учителя. Цель и задачи курса, содержание, структура и формы занятий.
Раздел I. Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика
Тема 1.1.Общность и различие актерско-режиссерской и учительской деятельности.
Характеристики, сближающие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельности. Специфические черты каждой области деятельности, связанные с особенностями сферы деятельности, возможностью импровизации в деятельности. Компоненты и структура актерской одаренности. Критерии педагогического артистизма.
Практическая работа №1.
Тест "Есть ли у вас артистические наклонности" (тест составлен Е. Владимировой).
Тест "Какой у вас темперамент?" (тест составлен Л.И.Маленковой).
Тема 1.2.Роль педагогического артистизма в процессе педагогического общения.
"Отражение" и "отношение" как характеристики формирующейся личности и их значение в воспитательном процессе. Воздействие как тонкое прикосновение к личности. Субъектно-субъектное взаимодействие, его характеристики и условия организации. Роль артистизма в выстраивании субъектно-субъектных отношений между учителем и учеником. Задачи и цель использования элементов театрального мастерства в педагогической деятельности. Роль артистизма педагога в творческом становлении учеников.
Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества. Умение найти наиболее целесообразные пути воздействия на ученика. Способность ярко и точно передавать свои настроения, мысли и чувства. Эмоциональная память (оживление пережитого ранее). Способы коммуникативного воздействия. Педагогическая режиссура.
Тема 1.3. Артистизм в структуре личности учителя.
Понятия "мастерство", "педагогическая техника", "актерствование". Сущность феномена "артистизм". Артистизм в педагогике, его значение для совершенствования обучения и воспитания. Сущность педагогического артистизма, его структура. Спектр ролей артистизма в структуре личности педагога. Общая характеристика компонентов педагогического артистизма: культура педагога, эмоциональность, разнообразие способов реализации средств общения (вербальных и невербальных), способность импровизировать и др. Организация внешнего вида учителя, понятие о настойчивом поведении. Основные "рычаги наступления", или "рычаги инициативности": мобилизованность, повышение и усиление голоса в начале каждой последующей фразы, манипулирование контрастами, укрепление речи, смена словесных воздействий.
Тема 1.4. Психологическая и физическая раскрепощенность педагога. Проблема психологических состояний педагога и управления ими в процессе деятельности и общения. Понятие "психическая саморегуляция". Значение саморегуляции и психического настроя в профессиональной деятельности педагога. Рефлексия как процесс осознания психического состояния и присвоение познанного; осознание действительного восприятия и оценивания себя другими. Психологический барьер и мышечные зажимы как препятствие адекватному поведению субъекта и выполнению им социальных функций. Пути преодоления психологического барьера общения и мышечных зажимов. Механизм психической регуляции, значение релаксации и пути ее достижения. Метод физических действий. Аутогенная тренировка. Организующие формулы самовнушения: многократное повторение слов и др. Место саморегуляции в процессе работы педагога с детьми.
Практическая работа № 2.
Мобилизация творческого самочувствия педагога. Упражнения на регуляцию психических состояний педагога. Упражнение на развитие умений преодоления психологических барьеров общения и мышечных зажимов при действии в публичной обстановке. Методика проведения аутогенной тренировки.
Упражнения на развитие умений преодоления внушаемых характеристик. Упражнения на регуляцию психических состояний педагога. Упражнения "Поводырь", "Объяснение в любви", "Передача чувств".
Тема 1.5. Речевое искусство педагога.
Особенности культуры речи учителя. Значение выразительности речи педагога для его деятельности. Недостатки речи. Факторы, влияющие на эффективность речевого воздействия: соблюдение логической последовательности, личностные характеристики (идейная позиция, мировоззрение) педагога, образность, речевая импровизация, эмоциональная окраска содержания, подкрепленная соответствующей пластикой, проявленность дискуссионных и перцептивных умений педагога. Признаки, характеризующие хорошую речь: правильность, точность, ясность, богатство, живость, благозвучие и др. Понятие речевого артистизма. Его компоненты: энергетика, интенсивность, выразительность и др. Коммуникативные эффекты "риторического инструментария": эффект визуального имиджа, первых фраз, воображения, эллипса и др.
Раздел II. Основы актерского мастерства
Тема 2.1. Выразительность мимики и жестов.
Внешний облик, пластичность, внешняя выразительность, умения в области невербального общения. Экспрессивные способности, пластическая изобразительность. Раскрепощенность, отсутствие телесной скованности, умение держаться уверенно, свободно и естественно. Мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально-эстетических движений. Жестикуляция, движения - ограниченность, естественность, темп, уместность/адекватность, степень вариантности, богатство, полнота форм, двигательная активность; скорость двигательных реакций; свойства мимических реакций.
Практическая работа №3.
Практикум "Выразительность мимики и жестов".
Тест "Понимаете ли вы язык мимики?" (тест составлен СВ. Ковалевым)
Упражнения "Театр", "Шпион", "Пойми меня".
Самостоятельная работа №1.
Выработка правильной осанки, показ разных состояний и настроений человека (гнев, радость, счастье, горе).
Тема 2.2 Творческое восприятие педагога. Внимание. Наблюдательность. Непрерывная линия внимания. Малый, средний и большой круги внимания. Упражнения на развитие произвольного внимания и наблюдательности, умение сосредоточиться, распределение внимания.
Практическая работа №4.
Практикум "Внимание. Наблюдательность".
Тест "Наблюдательны ли вы" (тест составлен Л.И. Маленковой).
Упражнения "Общий язык", "Запретная - три".
Самостоятельная работа №2.
Наблюдение за жизненными явлениями и отношениями людей (автобусная остановка, магазин, перемена), описание в дневнике собственного восприятия этих явлений и ситуаций.
Тема 2.3. Образно-эмоциональная сфера педагога. Творческое воображение фантазия, ассоциативная память.
Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций, выражение сопереживания, сочувствия учащимся. Эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора. Необычность в раскрытии содержания урока, способность сделать образным излагаемый материал.
Эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические рисунки, метафоричность речи, использование "своих" терминов.
"Если бы" - как источник вдохновения. Тренинг воображения. Упражнения на развитие репродуктивного и творческого воображения учителя, фантазии и ассоциативной памяти.
Практическая работа №5.
Практикум "Воображение. Фантазия. Ассоциативная память".
Тест "Способны ли вы к фантазии" (тест составлен И. Леоновым)
Упражнения "Картинки", "Снежный ком", "Реставратор".
Самостоятельная работа №3.
Упражнение "Фантазер". Придумайте и нарисуйте несуществующего мультгероя, дайте ему имя.
Тема 2.4. Педагогическая интуиция.
Педагогическая интуиция как непосредственность, внезапность, быстрота нахождения решения педагогической ситуации при неосознанности мыслительного процесса. Интеллектуальная и чувственная интуиция. Опора при интуитивном основании решений на образно-эмоциональное отражение мира, ассоциации. Упражнения, развивающие интуитивные компоненты мышления учителя.
Практическая работа №6.
Практикум "Педагогическая интуиция"
Рефлексивный опросник для определения склонности к педагогической интуиции (составлен С.А. Гильмановым).
Упражнение "Символ"
Самостоятельная работа №4.
Упражнение "Речь", "Беседа незнакомых".
Тема 2.5. Развитие общих речевых умений педагога, диапазона и интонаций.
Упражнение для развития фонационного дыхания, необходимых педагогу голосовых качеств, формирование дикционных навыков, интонационная палитра голоса.
Практическая работа №7.
Практикум "Развитие общих речевых умений, диапазона голоса и интонаций" - упражнение "Изменение способа", одна фраза с разным смысловым значением;
Тест "Какой у вас темперамент?" (тест составлен Л.И. Маленковой)
Самостоятельная работа №5.
Выполнение упражнений для выработки навыков правильного речевого дыхания.
Тема 2.6. Темпоритм речи. Ее эмоциональность, образность, метафоричность.
Темпоритм речи как степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока, внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляется речь. Эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические рисунки, метафоричность речи, использование "своих" терминов Упражнения на темпоритм речи, навыки создания логической и художественной перспективы звучащей речи.
Практическая работа №8.
Практикум "Темпоритм речи. Ее эмоциональность, образность, метафоричность".
Упражнения на темпоритм речи, навыки логической и художественной перспективы звучащей речи ("Черный ящик") Микропреподавание: начало урока; обращение к учащимся с разной системой приспособлений в ситуации типа "здравствуйте!"
Тест "Есть ли у вас чувство юмора?"
Самостоятельная работа №6. Выполнение дикционных упражнений. Проговаривание скороговорок.
Самостоятельная работа №7.
Рисование словами. Упражнение "Афоризм" (по А.А. Мурашову).
Тема 2.7. Коммуникабельность педагога. Умение управлять общением. Упражнения на развитие умений и навыков общения, эмпатии, установления и поддержки контакта. Модальность каналов восприятия информации. Пристройки. Дистанция. Артистичность в общении. Техника постановки вопроса.
Практическая работа №9. Практикум "Коммуникабельность педагога. Умение управлять общением".
Тест "Определение уровня общительности" (по В.Ряховскому).
Тест "Определение уровня эмпатии" (по Т.П. Гавриловой).
Упражнение на искажение информации, определение сенсорного канала партнера,"Слово-образ", "Глухой телефон".
Самостоятельная работа №8.
Упражнение "Модальность" (по Н.В. Самоукиной).
Тема 2.8. Педагогически целесообразное переживание. Перевоплощение. Упражнения на педагогически целесообразное переживание, интуитивные перевоплощения, развитие умения невербальной передачи информации и эмоций. Мимические и пантомимические упражнения.
Практическая работа №10. Практикум "Перевоплощение"
Тест "Умеете ли вы влиять на других?" (по Г.Райтаровой).
Самостоятельная работа №9.
Упражнение "Побудем артистами". Анализ творческого самочувствия и впечатлений в дневнике.
Тема 2.9. Артистичное поведение в типичных ситуациях. Логика, обаяние педагога.
Практическая работа №11.
Практикум "Артистичное поведение в типичных ситуациях"
Упражнения на программирование действий, развитие умений оценить свои действия, действовать последовательно и органично. Инсценировка педагогических действий в различных ситуациях. Педагогическая режиссура. Обаяние педагога.
Тест "Насколько вы обаятельны"
Инсценировка педагогических действий в различных ситуациях.
Самостоятельная работа №10.
Составление рабочей карты-схемы "Диагностики артистизма педагога"
Темы курсовых и дипломных работ.
Педагогическая деятельность как средство
реализации индивидуальных
творческих способностей учителя
Педагогический артистизм как профессиональная
и личностная
характеристика учителя
Условия и пути развития педагогического артистизма
Ключевые слова и выражения
Артистизм | Импровизация | Роль |
Аутотренинг | Мимика | Техника (педагогическая) |
Вербальный | Пантомимика | Эмоции |
Воображение | Перевоплощение | Эмпатия |
Жест | Режиссура |