Рабочая программа элективного курса "Педагогический артистизм"

Разделы: Внеклассная работа


Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.

Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры.

Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм, так как сила действия урока целиком зависит именно от личности самого учителя, от его персонального обаяния, от оригинальности его характера, от выразительности и интересности его поведения в классе.

Для подготовки учителя к этому нужна особая технология профессионального обучения, поскольку такие качества, как эмпатия, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой - глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности.

Курс "Педагогический артистизм" рекомендован для студентов, обучающихся по специальностям 050303/52 "Иностранный язык", 050709/52 "Преподавание в начальных классах" и входит в число дисциплин по выбору, включенных в учебный план.

В результате прохождения программного материала обучающийся:

знает основные понятия и терминологию, профессиональные качества личности учителя, законы педагогики и сцены, драматургию урока, элементы театральной педагогики как компоненты педагогической техники;

умеет управлять своим психофизическим аппаратом и творческим самочувствием, успешно организовать общение и взаимодействие с учениками, эффективно действовать в условиях публичных выступлений;

владеет методикой определения и средствами достижения сверхзадачи взаимодействия с детьми, средствами актерской выразительности, приемами воздействия на внимание аудитории.

Программа "Педагогический артистизм" включает следующие разделы:

  1. Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика
  2. Основы актерского мастерства

Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий. В тематический план курса включена и самостоятельная работа студентов. Отличительной чертой данной программы является большое количество часов, отведенное на практические занятия студентов.

Практические занятия включают в себя следующие формы работы практикумы, упражнения, психолого-педагогическую диагностику, тренинги, творческие отчеты (сценические этюды).

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов (с периодическим контролем педагога) включает в себя:

  • индивидуальный тренинг психотехники, рассчитанный на то, чтобы нужными упражнениями "размассировать" свой творческий аппарат для самочувствия, необходимого на уроке;
  • тренинг самообладания (характер, привычки, манеры, походка, речь, осанка), помогающий студентам приобретать привычки, вытесняющие недостатки их природы;
  • наблюдение за жизненными явлениями (и рассказы о них на занятиях);
  • желательно ведение творческого дневника (анализ своего творческого самочувствия, собственное восприятие, рефлексия).
  • подготовку индивидуальных и групповых творческих заданий (сценических этюдов).

Форма контроля по окончании курса - творческий отчет на контрольном уроке.

Тематический план программы

Наименование разделов и тем Максималь-ная нагрузка Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоятельная работа
Всего Занятия на уроках Лабораторные практические занятия
Введение.

Раздел 1.. Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика

1

8

1

8

1

6

2  
Тема 1.1. Общность и различие актерско-режиссерской и учительской деятельности 2 2 1 1  
Тема 1.2.Роль педагогического артистизма в процессе педагогического общения 1 1 1    
Тема 1.3. Артистизм в структуре личности учителя 1 1 1    
Тема 1.4. Психологическая и физическая раскрепощенность педагога 2 2 1 1  
Тема 1.5 Речевое искусство педагога 2 2 2    
Раздел II. Основы актерского актерства 37 27   27 10
Тема 2.1. Выразительность мимики и жестов 4 3   3 1
Тема 2.2. Творческое восприятие педагога. Внимание. Наблюдательность 4 3   3 1
Тема 2.3. Образно-эмоциональная сфера педагога. Творческое воображение, фантазия, ассоциативная память. 4 3   3 1
Тема 2.4. Педагогическая интуиция. 4 3   3 1
Тема 2.5. Развитие общих речевых умений педагога, диапазона и интонаций. 4 3   3 1
Тема 2.6. Темпоритм речи. Ее эмоциональность, образность, метафоричность 5 3   3 2
Тема 2.7. Коммуникабельность педагога. Умение управлять общением 4 3   3 1
Тема 2.8. Педагогически целесообразное переживание. Перевоплощение 4 3   3 1
Тема 2.9. Артистичное поведение в типичных ситуациях. Логика, обаяние педагога 4 3   3 1
Итого: 46 36 7 29 10

Содержание предмета

Введение

Требования, предъявляемые педагогу на современном этапе развития образования. Место и роль театральной педагогики в подготовке учителя. Цель и задачи курса, содержание, структура и формы занятий.

Раздел I. Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика

Тема 1.1.Общность и различие актерско-режиссерской и учительской деятельности.

Характеристики, сближающие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельности. Специфические черты каждой области деятельности, связанные с особенностями сферы деятельности, возможностью импровизации в деятельности. Компоненты и структура актерской одаренности. Критерии педагогического артистизма.

Практическая работа №1.

Тест "Есть ли у вас артистические наклонности" (тест составлен Е. Владимировой).

Тест "Какой у вас темперамент?" (тест составлен Л.И.Маленковой).

Тема 1.2.Роль педагогического артистизма в процессе педагогического общения.

"Отражение" и "отношение" как характеристики формирующейся личности и их значение в воспитательном процессе. Воздействие как тонкое прикосновение к личности. Субъектно-субъектное взаимодействие, его характеристики и условия организации. Роль артистизма в выстраивании субъектно-субъектных отношений между учителем и учеником. Задачи и цель использования элементов театрального мастерства в педагогической деятельности. Роль артистизма педагога в творческом становлении учеников.

Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества. Умение найти наиболее целесообразные пути воздействия на ученика. Способность ярко и точно передавать свои настроения, мысли и чувства. Эмоциональная память (оживление пережитого ранее). Способы коммуникативного воздействия. Педагогическая режиссура.

Тема 1.3. Артистизм в структуре личности учителя.

Понятия "мастерство", "педагогическая техника", "актерствование". Сущность феномена "артистизм". Артистизм в педагогике, его значение для совершенствования обучения и воспитания. Сущность педагогического артистизма, его структура. Спектр ролей артистизма в структуре личности педагога. Общая характеристика компонентов педагогического артистизма: культура педагога, эмоциональность, разнообразие способов реализации средств общения (вербальных и невербальных), способность импровизировать и др. Организация внешнего вида учителя, понятие о настойчивом поведении. Основные "рычаги наступления", или "рычаги инициативности": мобилизованность, повышение и усиление голоса в начале каждой последующей фразы, манипулирование контрастами, укрепление речи, смена словесных воздействий.

Тема 1.4. Психологическая и физическая раскрепощенность педагога. Проблема психологических состояний педагога и управления ими в процессе деятельности и общения. Понятие "психическая саморегуляция". Значение саморегуляции и психического настроя в профессиональной деятельности педагога. Рефлексия как процесс осознания психического состояния и присвоение познанного; осознание действительного восприятия и оценивания себя другими. Психологический барьер и мышечные зажимы как препятствие адекватному поведению субъекта и выполнению им социальных функций. Пути преодоления психологического барьера общения и мышечных зажимов. Механизм психической регуляции, значение релаксации и пути ее достижения. Метод физических действий. Аутогенная тренировка. Организующие формулы самовнушения: многократное повторение слов и др. Место саморегуляции в процессе работы педагога с детьми.

Практическая работа № 2.

Мобилизация творческого самочувствия педагога. Упражнения на регуляцию психических состояний педагога. Упражнение на развитие умений преодоления психологических барьеров общения и мышечных зажимов при действии в публичной обстановке. Методика проведения аутогенной тренировки.

Упражнения на развитие умений преодоления внушаемых характеристик. Упражнения на регуляцию психических состояний педагога. Упражнения "Поводырь", "Объяснение в любви", "Передача чувств".

Тема 1.5. Речевое искусство педагога.

Особенности культуры речи учителя. Значение выразительности речи педагога для его деятельности. Недостатки речи. Факторы, влияющие на эффективность речевого воздействия: соблюдение логической последовательности, личностные характеристики (идейная позиция, мировоззрение) педагога, образность, речевая импровизация, эмоциональная окраска содержания, подкрепленная соответствующей пластикой, проявленность дискуссионных и перцептивных умений педагога. Признаки, характеризующие хорошую речь: правильность, точность, ясность, богатство, живость, благозвучие и др. Понятие речевого артистизма. Его компоненты: энергетика, интенсивность, выразительность и др. Коммуникативные эффекты "риторического инструментария": эффект визуального имиджа, первых фраз, воображения, эллипса и др.

Раздел II. Основы актерского мастерства

Тема 2.1. Выразительность мимики и жестов.

Внешний облик, пластичность, внешняя выразительность, умения в области невербального общения. Экспрессивные способности, пластическая изобразительность. Раскрепощенность, отсутствие телесной скованности, умение держаться уверенно, свободно и естественно. Мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально-эстетических движений. Жестикуляция, движения - ограниченность, естественность, темп, уместность/адекватность, степень вариантности, богатство, полнота форм, двигательная активность; скорость двигательных реакций; свойства мимических реакций.

Практическая работа №3.

Практикум "Выразительность мимики и жестов".

Тест "Понимаете ли вы язык мимики?" (тест составлен СВ. Ковалевым)

Упражнения "Театр", "Шпион", "Пойми меня".

Самостоятельная работа №1.

Выработка правильной осанки, показ разных состояний и настроений человека (гнев, радость, счастье, горе).

Тема 2.2 Творческое восприятие педагога. Внимание. Наблюдательность. Непрерывная линия внимания. Малый, средний и большой круги внимания. Упражнения на развитие произвольного внимания и наблюдательности, умение сосредоточиться, распределение внимания.

Практическая работа №4.

Практикум "Внимание. Наблюдательность".

Тест "Наблюдательны ли вы" (тест составлен Л.И. Маленковой).

Упражнения "Общий язык", "Запретная - три".

Самостоятельная работа №2.

Наблюдение за жизненными явлениями и отношениями людей (автобусная остановка, магазин, перемена), описание в дневнике собственного восприятия этих явлений и ситуаций.

Тема 2.3. Образно-эмоциональная сфера педагога. Творческое воображение фантазия, ассоциативная память.

Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций, выражение сопереживания, сочувствия учащимся. Эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора. Необычность в раскрытии содержания урока, способность сделать образным излагаемый материал.

Эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические рисунки, метафоричность речи, использование "своих" терминов.

"Если бы" - как источник вдохновения. Тренинг воображения. Упражнения на развитие репродуктивного и творческого воображения учителя, фантазии и ассоциативной памяти.

Практическая работа №5.

Практикум "Воображение. Фантазия. Ассоциативная память".

Тест "Способны ли вы к фантазии" (тест составлен И. Леоновым)

Упражнения "Картинки", "Снежный ком", "Реставратор".

Самостоятельная работа №3.

Упражнение "Фантазер". Придумайте и нарисуйте несуществующего мультгероя, дайте ему имя.

Тема 2.4. Педагогическая интуиция.

Педагогическая интуиция как непосредственность, внезапность, быстрота нахождения решения педагогической ситуации при неосознанности мыслительного процесса. Интеллектуальная и чувственная интуиция. Опора при интуитивном основании решений на образно-эмоциональное отражение мира, ассоциации. Упражнения, развивающие интуитивные компоненты мышления учителя.

Практическая работа №6.

Практикум "Педагогическая интуиция"

Рефлексивный опросник для определения склонности к педагогической интуиции (составлен С.А. Гильмановым).

Упражнение "Символ"

Самостоятельная работа №4.

Упражнение "Речь", "Беседа незнакомых".

Тема 2.5. Развитие общих речевых умений педагога, диапазона и интонаций.

Упражнение для развития фонационного дыхания, необходимых педагогу голосовых качеств, формирование дикционных навыков, интонационная палитра голоса.

Практическая работа №7.

Практикум "Развитие общих речевых умений, диапазона голоса и интонаций" - упражнение "Изменение способа", одна фраза с разным смысловым значением;

Тест "Какой у вас темперамент?" (тест составлен Л.И. Маленковой)

Самостоятельная работа №5.

Выполнение упражнений для выработки навыков правильного речевого дыхания.

Тема 2.6. Темпоритм речи. Ее эмоциональность, образность, метафоричность.

Темпоритм речи как степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока, внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляется речь. Эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические рисунки, метафоричность речи, использование "своих" терминов Упражнения на темпоритм речи, навыки создания логической и художественной перспективы звучащей речи.

Практическая работа №8.

Практикум "Темпоритм речи. Ее эмоциональность, образность, метафоричность".

Упражнения на темпоритм речи, навыки логической и художественной перспективы звучащей речи ("Черный ящик") Микропреподавание: начало урока; обращение к учащимся с разной системой приспособлений в ситуации типа "здравствуйте!"

Тест "Есть ли у вас чувство юмора?"

Самостоятельная работа №6. Выполнение дикционных упражнений. Проговаривание скороговорок.

Самостоятельная работа №7.

Рисование словами. Упражнение "Афоризм" (по А.А. Мурашову).

Тема 2.7. Коммуникабельность педагога. Умение управлять общением. Упражнения на развитие умений и навыков общения, эмпатии, установления и поддержки контакта. Модальность каналов восприятия информации. Пристройки. Дистанция. Артистичность в общении. Техника постановки вопроса.

Практическая работа №9. Практикум "Коммуникабельность педагога. Умение управлять общением".

Тест "Определение уровня общительности" (по В.Ряховскому).

Тест "Определение уровня эмпатии" (по Т.П. Гавриловой).

Упражнение на искажение информации, определение сенсорного канала партнера,"Слово-образ", "Глухой телефон".

Самостоятельная работа №8.

Упражнение "Модальность" (по Н.В. Самоукиной).

Тема 2.8. Педагогически целесообразное переживание. Перевоплощение. Упражнения на педагогически целесообразное переживание, интуитивные перевоплощения, развитие умения невербальной передачи информации и эмоций. Мимические и пантомимические упражнения.

Практическая работа №10. Практикум "Перевоплощение"

Тест "Умеете ли вы влиять на других?" (по Г.Райтаровой).

Самостоятельная работа №9.

Упражнение "Побудем артистами". Анализ творческого самочувствия и впечатлений в дневнике.

Тема 2.9. Артистичное поведение в типичных ситуациях. Логика, обаяние педагога.

Практическая работа №11.

Практикум "Артистичное поведение в типичных ситуациях"

Упражнения на программирование действий, развитие умений оценить свои действия, действовать последовательно и органично. Инсценировка педагогических действий в различных ситуациях. Педагогическая режиссура. Обаяние педагога.

Тест "Насколько вы обаятельны"

Инсценировка педагогических действий в различных ситуациях.

Самостоятельная работа №10.

Составление рабочей карты-схемы "Диагностики артистизма педагога"

Темы курсовых и дипломных работ.

Педагогическая деятельность как средство реализации индивидуальных
творческих способностей учителя

Педагогический артистизм как профессиональная и личностная
характеристика учителя

Условия и пути развития педагогического артистизма

Ключевые слова и выражения

Артистизм Импровизация Роль
Аутотренинг Мимика Техника (педагогическая)
Вербальный Пантомимика Эмоции
Воображение Перевоплощение Эмпатия
Жест Режиссура