А.М. Горький назвал книгу источником знаний. Однако путь к этому источнику у наших детей сложный и трудный. И рождён он отнюдь не органическим пренебрежением к чтению, а причинами, вызванными многими обстоятельствами нашего быстротекущего времени: бурным техническим прогрессом, почти во всех отраслях жизни, сопровождающимися потоком огромной научной информации. Книга же (речь идёт о художественной литературе) как один из древнейших источников знаний как бы отошла на второй план, так как нашла себе замену в других видах искусств: кино, телевизионных передачах, театре и т.д.
В настоящее время нет официального урока внеклассного чтения. Работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. Повести речь не о чтении вообще, а о чтении внеклассном, которое проводится во время свободное от школьных занятий, о том, как сделать так, чтобы такое чтение было для детей интересным, доставляло им радость, я постараюсь рассказать, опираясь на свой личный опыт.
Проведение внеклассного чтения в начальных классах во внеурочное время решает такие задачи, как развитие читательской самостоятельности (чтение книг в свободное время по собственному выбору, расширение читательских и избирательных интересов), закрепление навыка самостоятельного чтения, решение методической проблемы: где ребёнок должен читать и откуда брать книги.
Однако для осуществления этих задач неизбежно требуется решить и другие, не менее важные.
1. Получение детьми информации из других источников. Наше время, как известно, располагает большими возможностями, способствующими дать ребёнку разносторонние и многообразные сведения по различным вопросам знаний. Однако эта информация подчас доходит до него в распылённом виде, осмыслить же её, привести в систему и направить на обогащение себя чем-то новым он не всегда способен из-за недостатка жизненного опыта, а мы взрослые, не находим время ему в этом помочь. И получается, что ребёнок пользуется лишь только внешним, привлекающим его внимание фактором. Так ребенок часами может сидеть, например, у компьютера, телевизора, и хотя из увиденного не всегда всё ему понятно, однако его это привлекает сильнее, он считает, что это лучше, чем читать пусть даже интересную книгу.
К другим источникам информации следовало бы отнести детские театры, большое разнообразие занятий дополнительного образования. Здесь тоже всё интересно и полезно. Учащиеся с увлечением рассказывают о своих занятиях, проблему чтения отодвигая на последний план: читать скучно, общение с книгой один на один – занятие не из весёлых.
2. Организация свободного времени. Под этим понятием подразумевается, прежде всего, время после занятий в школе, когда большинство детей предоставлены сами себе и выбирают отдых по своему усмотрению. И книга опять не на первом месте. Чаще всего это время посвящено играм, прогулкам, увлечению компьютерными играми. Да и ученики знают, что урок чтения бывает каждый день и задание на дом по чтению – прочитать заново вслух.
3. Наличие художественной литературы для внеклассного чтения. Несмотря на то, что школы в своём распоряжении имеют достаточно хорошие библиотеки, их фонд не всегда удовлетворяет читательский интерес детей. Кроме того наполняемость классов значительно превышает число имеющихся в библиотеке книг. В библиотеках имеются ветхие книги, и их замена новыми бывает не часто. Всё это создаёт определённые трудности в подборе нужной литературы для внеклассного чтения.
Каким же путём можно было бы преодолеть психологический барьер ребёнка, чтобы не ущемляя его интереса к другим видам информации и сохраняя время на дополнительные занятия и развлечения после школьных занятий, привить ему радость общения с книгой?
28 лет я работаю учителем в начальной школе. Последние годы мучаюсь тем, что дети с трудом приобщаются к книге. Навыки чтения приобретают, а вот желание читать как можно больше, регулярно брать книгу в руки, испытывать радость от прочитанного у них как-то не появляется.
Родителям порой не хватает времени следить за подготовкой уроков детьми, систематически интересоваться их чтением. Не во всех семьях так, но во многих.
Вот и приходится думать, как же зажечь у детей искорку интереса к чтению, чтобы они читали не по принуждению, а по желанию. И чем раньше появится эта искорка, чем раньше появится у детей желание читать, тем будет лучше.
«Уголок чтения»
За годы работы я перечитала большое количество рекомендаций о воспитании в детях любви к книге. Много полезного извлекла из них, много сделала и сама. Так в последние годы у меня в классе существует «Уголок чтения». Я пришла к выводу, что организация такого «Уголка» очень хорошее и нужное дело. Поделилась опытом с учителями начальной школы, многие отозвались о нём положительно, организовали «Уголок чтения» у себя в классе.
«Уголок чтения» расположен так: в углу класса стоит журнальный столик, слева от него висит табличка - «Уголок чтения» и полка для книг, прямо – стенд. На стенде нарисованы: Мурзилка (слева), восемь весёлых человечков – Буратино, Дюймовочка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Карандаш, Петрушка (справа). В середине стенда написано. На журнальном столике лежат детские журналы («Мурзилка», «Тошка» и др.). Где взять столько журналов? В последние годы родители выписывают и покупают для своих детей детские журналы. В первый же день получения журнала, мы рассматриваем его коллективно, прочитываем отдельные рассказы, затем дети берут журналы домой. Читают его дома, и в классе после уроков. После того как журнал прочитан, рассмотрен, дети дарят его для классной библиотечки. На переменках, после уроков, во второй половине дня ученики берут любой журнал и рассматривают его. С каким удовольствием учащиеся рассматривают картинки, читают подписи, делятся впечатлениями, радуются тому, что уже читают журнал! Читать пытаются все, так как рисунки возбуждают любознательность, желание поскорее узнать, что же там написано. Я только слежу, вовремя на что-то обращу внимание детей, натолкну их на мысль и т. д. Через определённое время вижу, что эти журналы просмотрены, наскучили, тогда я их убираю, а на стол кладу новую партию. Новый интерес, новая радость!
На книжных полках в нашем уголке лежат и альбомы, сделанные детьми, посвященные различным детским писателям.
Я считаю «Уголок чтения» удачной находкой. Думаю, что он помог бы всем учителям начальных классов, особенно начинающим, развить у детей интерес к чтению книг, приобщить их к чтению.
Сейчас мои дети с удовольствием читают, берут книги в библиотеках и вообще увлечены чтением. Бывают, конечно, некоторые исключения, но они единичны.
Создание классной библиотечки.
Это была инициатива учеников. Родители одобрили наше начинание и с удовольствием помогали подбирать нужную литературу. Претворение в жизнь этой идеи не только помогло мне обеспечить нужной книгой некоторых социально незащищённых учеников, но и явилось важным воспитательным фактором: формирование библиотечки личными книгами повышала ответственность учащихся к более бережному отношению к книгам, сплачивала детский коллектив, учила быть щедрыми, делиться с другими людьми.
Создание библиотечки помогло мне организовать работу по составлению каталожных карточек, систематизации материала, тематическому восприятию прочитанного. После организационной работы по оформлению классного книжного фонда, было принято решение о передаче книг в пользование класса. Эта передача происходила в торжественной обстановке, в присутствии учеников и их родителей. Это событие стало настоящим праздником, объединившим детей и родителей, примером связи семьи и школы. Родители подчеркнули, что дети должны бережно относиться к книгам и посоветовали после окончания начальной школы передать книги будущим первоклассникам.
Так в классе появилась собственная библиотека. В ней собрались книги, каких подчас не встретишь в школьной библиотеке. К нам в класс даже стали заходить ученики других классов и просили дать им что-нибудь почитать.
Создание классной библиотеки с помощью родителей не самоцель и не роскошь. своим появлением она не только расширяла возможности в интересной и организованной форме проводить внеклассное чтение, но и решала проблему приобщения ребёнка к книге.
Сотрудничество с библиотекой.
Внеклассное чтение – одно из наиболее творческих занятий в начальной школе. Это возможность использования разнообразного литературного материала, варьирования тем, форм и места проведения занятий внеклассным чтением.
Союз педагога и библиотекаря в этом случае можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребёнка, библиотекарь особым подходом к работе с книгой. Дети в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы с книгой (выбор книг, составление рекомендательных списков, краткий рассказ о содержании книги и т.д.), учатся общаться и мыслить на литературном материале. Мои наблюдения привели меня к выводу, что именно отношение педагога к библиотеке во многом определяет место книги в жизни младшего школьника.
Впервые в дети приходят всем классом на экскурсию. И уже при этой встрече важно, чтобы дети были настроены на восприятие библиотеки как источника знаний, место отдыха и общения. Во время экскурсии дети узнают новые слова: абонемент, книгохранилище, читательский билет. Детям показывают, какие бывают разные книги – книги-великаны и книжки-малышки, книжки-игрушки и т.п.
В последующие посещения дети подбирают книги для очередного занятия сначала с помощью библиотекаря, а затем самостоятельно.
Любое литературное мероприятие в библиотеке проходит ярче и эффективнее, чем в школе. Раскрыть тему помогают иллюстрации, аудио и видеозаписи.
Проведение уроков внеклассного чтения.
Организация такого урока требует от учителя большой ответственности и серьёзной подготовки, чтобы это было направлено на развитие лучших моральных и эстетических качеств ребёнка. Достичь этого можно было только лишь при условии творческого участия каждого из них в процессе подготовки и проведения урока внеклассного чтения. В этом подходе я руководствуюсь словами Н.К. Крупской: «Литература больше, чем какой-либо другой предмет, должна покоиться на самодеятельности ребят. Необходимо развить в них интерес к литературе … научить на коллективной работе в данной области, организовать их самодеятельность, прийти им на помощь».
Только участие и заинтересованность каждого ребёнка в процессе подготовки внеклассного чтения могли обеспечить успех проводимого уроков – праздников, которые готовились и проводились под девизом: «На празднике книги мы не гости, а хозяева».
В своей работе я использую большое разнообразие видов и форм подготовки и проведения уроков внеклассного чтения. Это и беседы о прочитанном, коллективное решение вопросов, поставленных в произведении, составление альбомов с иллюстрациями к произведениям, организация книжных выставок, проведение литературных экскурсий, читательских конференций, викторин, инсценировки произведений и многое другое.
Когда это уместно, рассказываю детям о писателях и художниках, которые работают над книгами, о том, что из книг люди узнают о прошлом нашей Родины, о героях войны и труда.
Нередко приглашаю в класс бывших учеников. Они помогают ставить небольшие спектакли, инсценировать стихи и басни, читают детям стихи, рассказы, загадывают загадки.
При подготовке к урокам особое внимание уделяю выразительному чтению. Почти все сказки ученики рассказывают в лицах. Всегда группа детей готовит чтение или пересказ по ролям любого стихотворения или рассказа по теме.
Большую помощь при подготовке к интересным урокам оказывают мне родители. Я объясняю им, как должен читать ребёнок дома, даю рекомендации. Кроме букваря первоклассники читают по 15 минут вслух тексты из книжечек, которые я изготовила вместе с родителями и старшими учениками (это небольшие тексты, использованные из старых изданий букваря), а те, кто может, начиная со второго полугодия, читают небольшие книжечки.
Чтобы дети приучились использовать умение читать, предлагаю им темы для самостоятельной подготовки к утренникам. Например, вначале года даю для работы «Правила для учащихся». Каждая группа ребят выбирает один пункт правила и готовят всё по этому пункту. Дети отыскивают стихи и считалки, пословицы, басни, песни.
Провожу «минутки», которые дети называют «Новости», читательские конференции, конкурсы на лучшее сочинение по теме. В 4 классе уже все дети читают бегло и выразительно, хорошо работают с книгой, умеют пользоваться справочниками и словарями. Беглое выразительное чтение помогает учащимся успешно изучать другие предметы, хорошо учиться в среднем и старшем звене.
Для подготовки к урокам вместе с ребятами составили правила, способствующие целенаправленному чтению.
Эти правила были следующие:
- Старайся читать вслух.
- Не торопись при чтении, глубоко вникай в смысл написанного.
- Посмотри, как ведут себя герои книги, подумай, почему они себя так ведут.
- Учись у них хорошему, не подражай плохим поступкам героев.
- Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила, что ты приобрёл, от чего отказался в своём поведении.
- Книги пишутся для тебя, умей извлечь из них пользу.
- Люби и береги книгу.
Чем интереснее, нагляднее и творчески проводится работа с книгой, тем больше её влияние на формирование мировоззрения школьников. По этому поводу В.А. Сухомлинский утверждал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг. Книга должна стать для каждого воспитанника другом, наставником и мудрым учителем. Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой - к раздумьям и размышлениям. Уединение – не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность». И далее: «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».