В 2007-2008 учебном году в МОУ " Гимназия №30" г. Магадана было проведено 6 дальтон - недель: в 5, 7, 10, 11 классах по одной, а в 9 классах по две. Дальтон-недели проводились по русскому языку, географии, математике, физике, истории, ОБЖ, праву. Учителя, предоставляя учащимся свободу выбора содержания образования, средств и места обучения, решали в ходе проведения Дальтон-недель следующие задачи:
- Создание условий для творческой деятельности;
- Развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
- Развитие умений самостоятельно распределять время на выполнение заданий, навыков самоконтроля;
- Развитие коммуникативных умений и навыков.
- В ходе Дальтон - недель учителя стремились развивать общеучебные умения и навыки.
Преподаватели Трапицына Е.А., Матюшина С.Н., входящие в состав творческой группы по реализации Дальтон-технологии, принимали активное участие в работе семинаров, организованных ГМК, ИПК ПК. В ходе проведения мастер-классов они проводили поэтапное обучение преподавателей школ города данной технологии. Предлагаем образец учебно-творческого задания, разработанного для учителей.
Тема: "Дальтон-план"
Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении. Инновационная программа модернизации российского образования, ориентированная на компетентностное и профильное образование, изменение его содержания, активное встраивание в образовательное пространство новых информационных технологий, никогда не выйдет на этап практической реализации вне педагога, его понимания сущности проводимых реформ и принятия идей современного образования.
Современному учителю никак не прожить с профессионально устаревшим багажом знаний, ориентацией только на традиционные методы обучения и формы деятельности, игнорированием образовательных тенденций.
Надеюсь, что выполнение учебно-творческого задания по Дальтон-технологии поможет в совершенствовании Вашей профессиональной компетентности, станет своеобразным информационно-методическим сопровождением на пути осознания перемен и применения инноваций.
В процессе работы над учебно-творческим заданием Вы должны:
Знать:
- цели Дальтон-технологии;
- содержание и особенности Дальтон-технологии;
- основные принципы Дальтон-технологии;
- компоненты Дальтон-плана.
Уметь:
- работать с несколькими источниками знаний: учебниками, дополнительной и справочной литературой, дисками;
- анализировать, обобщать, оценивать педагогические факты, устанавливать причинно-следственные связи между педагогическими технологиями;
- сопоставлять информацию разных источников, содержащиеся в них оценки по Дальтон-технологии, обосновывать своё отношение к ним.
Развивать:
- познавательный интерес и творческий подход к учебной деятельности;
- способы умственных действий: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, мышления, внимания и памяти.
Учиться:
- ставить цели и задачи в самостоятельной деятельности;
- распределять своё время;
- выбирать содержание и средства обучения.
Помни:
Дальтон-задание - это время серьёзной, самостоятельной работы в условиях выбора места, партнёра, источника знаний.
Разумно воспользуйтесь предоставленной свободой и доверием, учитесь самостоятельности, сотрудничайте с коллегами, будьте ответственны за результаты своей познавательной деятельности.
ВПЕРЕДИ КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ!
- задание I уровня (базового),
- задания II уровня (конструктивного) или
- задания III уровня (вариативного) выполняются по выбору учащегося;
- для получения отметки "3" необходимо выполнить задания I уровня;
- для получения отметки "5" необходимо выполнить задания II уровня или задания III уровня;
- задания надо читать внимательно, выполнять полностью, аккуратно.
Приступая к работе:
- Внимательно прочитайте задания каждого уровня.
- Выберите уровень, который Вам по силам.
Перед выбором уровня работы ответьте на контрольные вопросы:
- Перечислите цели Дальтон-технологии.
- В чем суть философии Дальтон-технологии?
- На каких принципах основана Дальтон-технология?
- В чем сущность каждого принципа Дальтон-технологии?
- Составляющие компоненты Дальтон-плана.
- Какие требования предъявляются к Дальтон-заданиям?
- Форма учебных занятий по Дальтон-технологии.
- Порядок прведения занятий Дальтон-технологии.
- Какое Табу накладывается на проведение лабораторного занятия?
- Какое табу накладывается на проведение коллективного урока?
- Какое табу накладывается на проведение классных уроков?
- Когда проводится контрольный срез знаний?
- Перечислите требования к контрольному срезу знаний?
Аналитический этап Дальтон-технологии.
Профессиональный рост учителя сопровождается ошибками, заблуждениями, поиском эффективных методик, преодолением себя и чувством удовлетворения.
Пусть Вас не останавливают трудности! Желаю Вам терпения, удачи и творческого вдохновения.
Елена Алексеевна.
Литература:
- Дальтон-план (методические рекомендации).- Магадан: МОУ "Гимназия №30", 2000.
- Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.,2001.
I уровень (базовый).
Выполняя задание этого уровня, вы проверите
свои базовые знания и умения.
Цель теста: усвоить принципы Дальтон-технологии и уметь их применять в простейших ситуациях.
Знание теоретического материала - это обязательный минимум, входящий в оценку знаний.
1. Верны ли следующие суждения о целях Дальтон-технологии?
Цели Дальтон-технологии:
А) создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
Б) обеспечение индивидуализированного развития ученика и развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности.
- верно только А
- верно только Б
- верны и А, и Б
- оба суждения неверны
2. Выберите принципы, на которых основана Дальтон-технология.
- Самореализация.
- Свобода
- Саморегуляция
- Самостоятельность
- Сотрудничество
- Самоконтроль
3. Выберите из предложенного перечня формы учебных занятий по Дальтон- технологии.
- Семинар
- Классный урок
- Лекционный урок
- Дискуссия
- Коллективный урок
- Пресс-конференция
- Диспут
- Лаборатории
- Урок-практикум
- Конференция
4. К необходимым условиям лабораторного занятия не относится:
- Наличие лаборатории как места сосредоточения всей необходимой литературы.
- Присутствие консультантов из числа учителей
- Обсуждение проблемы, в ходе которого учитель - участник и организатор процесса обсуждения
- Длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает.
5. Главным признаком коллективного урока является:
- интегрирующий характер обсуждаемых теоретических вопросов
- коллективная рефлексия, подведение итогов
- наличие проблемы, которая появилась в результате деятельности учащихся
- наличие консультантов из числа учителей.
6. Верны ли следующие суждения об аналитическом этапе Дальтон-технологии?
Суть аналитического этапа Дальтон-технологии заключается в том, что:
А) учитель анализирует содержание, оформление, возникшие трудности, интересные находки учащихся.
Б) учитель анализирует выбор уч-ся уровня заданий, итоговые оценки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А, и Б
4) оба суждения неверны
7. Какое из перечисленных требований к заданиям неверно:
1) уровневый характер
2) понятно и интересно ученикам
3) предполагает различные формы выполнения
4) составлено на критическом уровне сложности
8. Соотнесите технологии "Школы развития" и главные их идеи:
Технологии
А) проектное обучение
Б) Дальтон-технология
Главные идеи
- С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим
- "Работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам."
- Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика
- "Все из жизни, все для жизни"
- Ученик работает в индивидуальном темпе, может выступать в качестве репетитора для других.
- Интегрированный характер данной технологии
9. Верны следующие суждения о сущности принципа свободы в Дальтон-технологии?
А) свобода - это право выбора в организации учебного материала, его структурировании.
Б) свобода - это право выбора учеником партнера, источника знаний, темпа, форм и способов работы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны
10. Результаты Дальтон-технологии:
- Критичность мышления школьников по поводу своего субъективного опыта
- Личностное развитие за счет обогащения социальным опытом
- Готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра
- Получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика.
Желаю успеха!
II уровень (конструктивный)
Молодцы, что выбрали этот уровень для работы. Думаю, Вам будет интересно работать над ним.
Задание: Сравните известные вам педагогические технологии: модульное обучение, проектное обучение, Дальтон-технология.
Выделите линии сравнения.
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).
На основе сравнения сделайте выводы.
III уровень (вариативный)
Я рада, что вы не испугались трудностей и выбрали этот уровень! Надеюсь, что вы справитесь с ним!
Задание №1: Разработайте план мотивационной беседы о Дальтон-технологии для учеников и родителей.
Задание №2: Составьте плакат "Дальтон-технология".Работу оформите на ватманском листе.