Цели | Познакомить учащихся с понятием
уравнения и алгоритмом их решения. Закрепить навыки счёта в пределах 20. Развивать коммуникативные навыки. Способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия. |
Оборудование, демонстрационный материал | Для учителя - карточка "девиз урока",
набор цифр, распечатки заданий, памятка " Как
решить уравнение", магниты. Для учащихся - учебник, тетрадь, касса цифр, учебник. |
Пояснительная записка к уроку | В формировании у младших школьников
представлений об уравнении можно выделить 2
этапа. 1 этап - подготовительный На этом этапе учащиеся усваивают правила взаимосвязи компонентов и результата арифметических действий, которые в дальнейшем будут использовать как способ решения уравнений. На первом этапе выполняются специальные упражнения - выражения с " окошечками". Они способствуют формированию у детей представления о переменной и о верном и неверном числовом равенстве. Выполняя указанные упражнения учащиеся овладевают ещё одним способом решения уравнений - подбором числового значения, при котором уравнение обращается в верное равенство. 2 этап- знакомство с уравнением и овладение способом его решения. Введение понятия "уравнения" фактически сводится к замене в равенстве "окошечка" латинской буквой Х и к введению понятия " неизвестное число". |
Ход урока |
|
1. Самоопределение к учебной
деятельности. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность |
На доске карточка с девизом урока: "Собирай по ягодке, наберешь кузовок". - Как вы понимаете смысл данного высказывания? (ответы детей) - Как на уроке мы можем пополнять кузовок? (узнавать что-то новое, старательно выполнять задания, выполнять задания без ошибок и т.д.) - Чем вы "пополнили" свой кузовок на уроках математики? В чём вы уже добились успеха? (ответы детей) - Без чего вам не обойтись при изучении нового материала? (то, что мы уже знаем и умеем) |
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений. Цель этапа: актуализировать знания о числах натурального ряда чисел и составе числа, понятие равенства и неравенства, зафиксировать затруднение при нахождении в равенстве неизвестного числа, обозначенного буквой. |
1. Посчитайте сколько в классе окон?
парт? девочек? цветов? (работа в парах). - Назови числа от 1 до 20, от 18 до 12, от 11 до 2. Кто не допустил ошибки? Молодцы! - Назовите предыдущее число числа 2, числа 17. Как получить предыдущее число? - Назовите последующее число числа 5, числа 14. Как получить последующее число? 2. Дан ряд чисел: 4 5 9. - Что вы можете сказать о данных числах? (однозначные, расположены в порядке возрастания) - Какие действия с однозначными числами вы умеете выполнять? (складывать, вычитать, сравнивать) Игра "Собираем кузовок" (1 вариант - участвует весь класс, 2 вариант - ответы даёт 1 ученик, 3 вариант - соревнуются 2 ученика). - Назовите набольшее число в данном числовом ряду (9), наименьшее (4). - На сколько 9 больше 4? (на5) На сколько 5 меньше 9? (на 4) - Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? - Назовите число, которое является суммой двух других чисел. (9) - Выберите из данного ряда чисел число, которое можно представить в виде суммы одинаковых слагаемых.(4) - Расскажите всё, что знаете о числе 4. (однозначное, чётное, предыдущее число числа 4 - 3, а последующее - 5 и т.д.). - Какое число стоит между числами 2 и 4 (3), 4 и 6 (5)? - Уменьшите 4 на 3. Назовите полученное число. (1) - Увеличьте 4 на 5. Назовите полученное число. (9) - Задуманное число больше числа 4 на 4. Назовите это число. (8) - На сколько 4 меньше 7? (на 3) - На сколько 4 больше 0? (на 4) - Кто смог найти правильные ответы на все вопросы? У кого правильных ответов было больше? Молодцы! 3. Индивидуальное задание. Найдите значения выражений и запишите в строчку: 0+8-7 У 5+3-4 В 9-7+6 И 8-5+3 Е 6-2+5 Е 6-5+4 Н 1+8-6 А 4+3-5 Р 4+0+3 Н Проверьте правильность выполнения задания: 1 8 5 3 7 4 6 9 2 (самопроверка по образцу). - Кто решил все выражения без ошибок? У кого правильных ответов было больше? Молодцы! 4. Сравните выражения с помощью знаков "<", ">" и "=". Ответ обоснуйте. (на данном этапе дети устанавливают взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания) 9-4:9-6 7см-4см:7см+1см 2+7:7+2 3л+4л:3л+5л 0+8:8-0 8кг-3кг:5кг-3кг - На какие две группы можно разделить данные выражения? (Равенства и неравенства). На доске: РАВЕНСТВО НЕРАВЕНСТВО - Когда выражение можно назвать равенством? (Когда значение правой части равно значению левой части и межу ними стоит знак равно, т.е. знак равенства). На доске: РАВЕНСТВО = 5. 3+_=7 - Какое число нужно вставить в "окошечко", чтобы получилось верное равенство? (4) _+5=9 - Объясни, почему числа 1,3,5 нельзя вставить в "окошко"? (выражение не будет являться равенством) _-2=4 - Что получится, если в данное "окошко" мы запишем число 8? (неравенство) Какое число нужно записать в "окошко"? (9) Почему? (т.к. 8-4=4, а не 5). 6. Разбейте фигуры на части и составьте равенства: т+к=ф 3+6=9 к+_=ф 6+_=9 _-т=к _-3=6 ф-_=т 9-_=3 -Вставьте в "окошки" пропущенные буквы и цифры. -Назовите целое и части в числовых равенствах. -Как найти целое? (Неизвестно целое. Нужно сложить известные части) Как найти часть? (Неизвестна часть. Надо из целого вычесть другую часть.) На доске: Ц-? Ч+Ч Ч-? Ц-Ч |
3. Выявление причины затруднения и
постановка цели деятельности Цель этапа: зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности, сформулировать цель и тему урока. |
(Для иллюстрации решения лучше на
доске изобразить чашечные весы, на которых
размещены мешочки с яблоками: 2 мешочка на левой
чаше весов, а 1- на правой. Весы находятся в
состоянии равновесия. ) __________1 чаша________ ______2 чаша_______ - Что вы можете сказать о состоянии весов? (находятся в равновесии) - Какой знак нам поможет обозначить равенство? (=). - Что вы можете сказать о нашем равенстве? (На правой чаше в мешочке находятся 9 яблок, а на левой - в одном мешочке - 5 яблок, а в другом - неизвестно). Учитель обозначает ответы детей под мешочками с помощью 5,_,9. - Какое выражение можно составить? (5+_=9). - Неизвестные компоненты можно обозначить по-разному, например, как "окошечко", но чаще всего в математике используют латинскую букву Х. (Учитель обозначает на мешочке Х.) - Какое равенство можно составить? (5+Х=9). 5+_=9 5+Х=9 - Что общего в данных выражениях? (Это равенства, есть неизвестное число, 1 слагаемое равно 5, 2 слагаемое неизвестно, значения суммы равны, выражения на нахождение суммы) - В чём вы видите различие? (неизвестное число обозначено по-разному: в первом равенстве неизвестное число закрыли -_, а во втором - обозначили буквой Х.) - Запись какого из данных выражений вам не встречалась ранее? (второго, 5+Х=9) - Знаете ли вы, как называются в математике данные записи выражений? (?) А как найти неизвестное число в данных равенствах? (?) - Что сегодня вы хотели бы узнать на уроке? Чему научиться? (Как называются равенства, в которых неизвестное число обозначили буквой и как их решить) - Какие варианты названий можете предложить вы? |
4. Выход из затруднения, открытие
нового знания. Цель этапа: формировать способность к распознаванию, выражению в речи разными способами и доказательству высказываний об уравнении |
Разгадка близка. 1. - Расставьте ответы из задания № 3 в порядке возрастания и запишите под каждым числом соответствующую букву (самостоятельная работа). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 у р а в н е н и е - Как же называются равенства, которые содержат неизвестное число и оно обозначено буквой? (уравнения) - Можете ли вы предположить, почему данное равенство так назвали? (ответы детей) Установление сходства и различия в равенствах. Найдите неизвестное число. 5+_= 9 - Что неизвестно в 1 равенстве? (Часть.) - Как найти часть? (Надо из целого вычесть известную часть.) Узнайте чему равна вторая часть.(9- это 5 и 4, значит вторая часть равна 4.) Проверяем: 5+4= 9, верно (учитель вписывает в "окошечко" 4) 5+Х=9 - Что неизвестно во 2 равенстве? (Часть.). - Как найти часть? (Надо из целого вычесть другую часть, Х=9-5). - Чему равно неизвестное число Х? (Х=4) На доске запись: 5+Х=9 Х=9-5 Х=4 Мы с вами решили уравнение. Проверяем: 5+4= 9, верно Значит, 4- это корень уравнения. - Что общего интересного заметили в решении 1 и 2 равенства? (равенства можно решать по известным правилам). - Чем отличаются записи? (в 1 равенстве находили значение выражения устно и записывали только результат, а во 2 равенстве записываем каждый шаг решения.) 2. Составление алгоритма "Как решить уравнение" - Вспомните, пожалуйста, как мы пошагово решали уравнение. Расположите 6 высказываний так, чтобы они описывали наши пошаговые действия при решении уравнения (найди неизвестное число, прочитайте уравнение, запиши, чему равен Х, выполни проверку, назовите, что известно и что неизвестно в уравнении, вспомни, как найти неизвестное число, (-,+,)). - Какое высказывание вы бы поставили 1? а 2? и т.д. (на доске составляется алгоритм "Как решить уравнение") Памятка " Как решить уравнение". 1.Прочитайте уравнение. 2.Назовите, что известно и что неизвестно в уравнении. 3. Вспомни, как найти неизвестное число. 4. Найди неизвестное число (-,+). 5. Запиши, чему равен Х. 6. Выполни проверку. - Прочтите алгоритм. Молодцы! |
5.Первичное закрепление во внешней
речи Цели этапа: тренировать способность к распознаванию, выражению в речи разными способами и доказательству высказываний об уравнении. |
1. Индивидуальное задание (задание на
узнавание). - Сможете ли вы сейчас найти уравнение среди других записей? - Как отличить уравнение? УРАВНЕНИЕ имеет - равенство - неизвестное число (обозначено буквой) Среди данных записей выбери только уравнения, запиши их в тетрадь. 3+6=9 5-2=3 7-х=4 5<7-1 х+2=4 4>2+х (7-х=4, х+2=4) Какие доказательства вы можете привести? (1) это равенства, 2) в равенстве неизвестное число обозначено буквой. Вывод: Уравнение - это равенство с неизвестным числом. Молодцы! 2. Решение уравнений с комментированием, по алгоритму - Когда конструктор заканчивает сборку машины, то ему ужасно хочется проверить, а работает ли она. А вам хочется проверить "работает" ли ваш алгоритм, правильно ли мы его собрали? (Да) - Решите по алгоритму уравнения, которые вы определили среди других записей: 7-х=4, х+2=4 На доске запись: 7-Х=4 5+Х=9 Х=7-4 Х=9-5 Х=3 Х=4 Мы с вами решили уравнение. Проверяем: 7-3=4, верно 5+4=9, верно |
6. Включение в систему знаний и повторение | 1) №1, с.20 (учащиеся подбирают предметы в
мешок так, чтобы получилось верное равенство). 2) №4, с.20 (решают с комментированием, по алгоритму). |
7. Рефлексия деятельности на уроке Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность |
- Поднимите руку, кто из вас на уроке
работал под девизом: " Собирай по ягодке,
наберешь кузовок". - Чем вы "наполнили" свои кузовки? Что нового вы для себя открыли? Игра "Я сегодня узнал:" (учащиеся отвечают на данный вопрос, передают игрушку следующему ученику по выбору и спрашивают: "А что узнал ты?") - Что вам больше всего запомнилось с урока? - Кому из одноклассников вы хотели бы сказать спасибо? За что? - Я хотел бы поблагодарить :.за :.. - Игра "Собери математический кузовок" Каждый ученик выбирает магнит определенного цвета и обозначает в кузовке на доске: красный кружок - "я всё понял по теме "Уравнение"", желтый кружок - "кое-что я не понял по теме "Уравнение" синий кружок - "я ничего не понял по новой теме" (Сбор кузовка, оценка учителем результатов своей деятельности) Спасибо за урок! |
Уравнения
Разделы: Начальная школа