Пояснительная записка
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, статус английского языка. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало английский язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей.
Целью обучения английскому языку является овладение ребятами способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения и читать несложные тексты с целью извлечь информацию о стране изучаемого языка, её культуре и быте. Это предполагает достижение достаточного уровня общения, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие ребят средствами иностранного языка.
Реализация этой цели связана с формированием у ребят, следующих коммуникативных умений:
- понимать и порождать высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
- осуществлять своё речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;
- пользоваться различными приёмами овладения английским языком, самостоятельно совершенствоваться в нём.
Способность к общению на английском языке предполагает формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком эффективным. Речь идёт о воспитании в детях:
- интереса и положительно отношения к языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
- понимание себя как личности, принадлежащей к определённому языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания;
- потребности в самообразовании.
Важным является также развитие у детей общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащегося, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.
Данная программа является актуальной т.к отсутствует должное методическое обеспечение, а предлагаемые методики обучения не учитывают всех объективно существующих факторов и условий реального обучения.
Занятия состоят из теоретических и практических занятий. Большое внимание уделяется практическим занятиям, т.к. именно на этих занятиях у учащихся происходит развитие творческих, интеллектуальных, речевых и эмоциональных способностей, а также их личностных качеств: общечеловеческих ценностных ориентаций, интереса, воли.
Предусмотрено выполнение упражнений по развитию произносительных навыков, введение лексического материала и упражнений для его закрепления, материал, способствующий развитию памяти и навыков устной речи. Поэтому в планы занятий включено как можно больше интересных стихотворений, песен, рифмовок, диалогов.
После завершения определённого раздела проводятся такие мероприятия как: викторины, соревнования, конкурсы, ролевые игры, праздничные программы, чаепития, для того чтобы сделать процесс овладения английским языком более привлекательным для детей. Ребята также участвуют в мероприятиях проводимых в школе, таких как: беседы, встречи, праздники, акции и т.д.
Программа составлена с учетом национально-регионального компонента и профилактики здорового образа жизни учащихся.
Особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что каждый учащийся на занятии не просто слушатель, он участник действия (ведь как доказано психологами слушая, мы запоминаем 10 % информации, записывая - 30 %, а проделывая - 70%).
В программе представлены игры, рифмовки, песни, загадки, без которых занятия скучны и монотонны.
Большой акцент делается на фонетику, на каждом занятии проводится фонетическая зарядка, дети прослушивают аудиоупражнения, смотрят видеоролики, где слышат английскую речь, всё проговаривают.
Все занятия проводятся по определенным темам и в игровой форме. Так легче контролировать запас приобретённой лексики и речевых структур.
Данная программа отражает типичные для учащихся сферы общения:
- социально-бытовую (Семья. Дом. Обязанности по дому. Друзья. Покупки. Мир животных. Погода. Наш край и его люди и т.д.)
- учебно-трудовую (Школа. Расписание уроков. Школьное образование. Распорядок дня. Каникулы и т.д.)
- социально-культурную (Люди моей страны. Достопримечательности. Города. Транспорт. Правила дорожного движения. Свободное время. Спорт. Культурная жизнь нашей республики. Герои сказок, мультфильмов и т.д.)
- игровую
Цели и задачи программы
Цель: Научить учащихся основам коммуникативной компетенции, позволяющей осуществлять общение на элементарном уровне.
Задачи:
Обучающие
- формирование устойчивого интереса к дальнейшему изучению иностранного языка;
- создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру;
Развивающие:
- развитие устных и письменных навыков, развитие памяти, воображения, фантазии, творческого мышления
Воспитывающие:
- воспитать уважение к традициям и культуре изучаемого языка
Сведения об объединении
Программа рассчитана на 2-5 класс (возраст с 8 до 11 лет), т.к. известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие "застывшей" системы ценностей и установок, а также так называемого "языкового барьера" способствует эффективному решению задач, стоящих перед объединением "Весёлый английский"
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям, что связано с возрастными и психологическими особенностями детей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Теоретич. | Практич. | Всего | ||
1 | Вводная часть | 6 | 8 | 14 |
2 | Семья | 5 | 5 | 10 |
3 | Здоровье. Здоровый образ жизни | 4 | 8 | 12 |
4 | Друзья | 3 | 5 | 8 |
5 | Еда. Магазин. Покупки | 4 | 10 | 14 |
6 | Мир животных | 5 | 7 | 12 |
7 | Школа (расписание занятий, школьные предметы) | 4 | 8 | 12 |
8 | Свободное время. Спорт. Увлечения. | 4 | 4 | 8 |
9 | Природа. Времена года. | 6 | 6 | 12 |
10 | Страноведение. Государственная символика | 4 | 10 | 14 |
11 | Обычаи, традиции, праздники | 7 | 17 | 24 |
12 | Итоговое занятие | 1 | 3 | 4 |
Итого: | 53 | 91 | 144 |
Содержание программы
Тема 1 Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство. Знакомство с планом работы, целями и задачами объединения "Весёлый английский". Инструктаж по ТБ.
Знакомство с английским алфавитом, рифмовка для быстрого запоминания, упражнения, разучивание стихотворения. Работа над произношением.
Знакомство детей с гласными и согласными звуками в английском языке, сходство и различия с родным языком.
Тема 2 Семья
Введение новой лексики по темам "Семья", "Занятии членов семьи и их профессии", "Помощь старшим", "Семейные традиции". Ролевая игра "Моя семья". Составление письма маме, составление кроссворда по теме. Оформление на английском языке поздравительных открыток на праздники.
Тема 3 Здоровье. Здоровый образ жизни.
Введение новой лексики по теме "Здоровье", лексика по теме "Части тела", название болезней, лекарств. Ролевая игра "У врача", составление кроссворда. Конкурс рисунков "Праздничный стол" (Выявление степени приобщенности к алкогольной и табачной зависимости) "Быть здоровым хорошо". Преимущества здорового человека. Факторы, влияющие на здоровье: образ жизни, питание, движение. Спортивная эстафета на свежем воздухе.
Тема 4 Друзья
Введение новой лексики по теме "Мой друг по переписке", составление письма зарубежному сверстнику, оформление конверта, адреса.
Тема 5 Еда. Магазин. Покупки.
Знакомство детей с лексикой по теме, выполнение упражнения, ролевая игра "Мой любимый фрукт", "В магазине", составление кроссворда, конкурс рисунков, разучивание песни, стихотворения. Творческая работа составление меню.
Тема 6 Мир животных.
Знакомство детей с лексикой по теме, выполнение упражнения, составление диалога, ролевая игра "В зоопарке". Лексика по теме "Цвета", упражнения, разучивание стихотворения, составление кроссворда.
Тема 7 Школа (расписание занятий, школьные предметы)
Знакомство детей с лексикой по теме "Расписание занятий", "Учебные предметы", "Учебные принадлежности". Составление расписания, разучивание песни, упражнения, составление диалога.
Тема 8 Свободное время. Спорт. Увлечения.
Знакомство детей с лексикой по теме, выполнение упражнения, ролевая игра "Чем ты увлекаешься?", составление диалога "Твой любимый вид спорта?"
Тема 9 Природа. Времена года.
Знакомство детей с лексикой по теме "Времена года", "Погода", выполнение упражнения, составление прогноза погоды, разучивание стихотворения, составление кроссворда.
Тема 10 Страноведение. Государственная символика
Великобритания и Татарстан, их расположение на карте, достопримечательности этих стран. Государственная символика Великобритании, Республики Татарстан, Российской Федерации. Общие сведения о странах, их особенностях. Названия городов. Достижения стран за последние годы. Работа с картой. Изготовление флагов. Ролевая игра.
Тема 11 Обычаи, традиции, праздники
Беседа с ребятами о разновидностях праздников, их обычаях, традициях, символах, сопоставление с праздниками Великобритании. Разучивание стихотворений, песен. Чтение рецептов, продумывание костюмов, конкурсов, оформление класса. Изготовление праздничных открыток близким и друзьям. Проведение конкурса рисунков.
Тема 12 Итоговое занятие
Повторение пройденного материала, подготовка к итоговому тесту, подготовка и проведение итогового мероприятия с участием родителей №Праздник семьи", чаепитие, конкурсы.
По окончании языкового курса учащиеся должны
знать:
- элементарные связанные высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом своё отношение к воспринятой информации.
уметь:
- осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне со взрослыми и сверстниками;
- понимать просьбы и указания педагога, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями на занятиях;
- понимать общее содержание небольших, несложных текстов (стихи, сказки, рассказы и др.);
- выразительно читать вслух;
- читать про себя с целью;
- написать короткое поздравление (с днем рождения, Новым годом, Рождеством и пр.);
- написать личное письмо зарубежному сверстнику, оформить конверт, адрес в соответствии с нормами.
Документы и материалы, с учётом которых составлена программа
1.Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
2. Положение об учреждении дополнительного образования.
3. Инструкция по ТБ.
4.Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
5. УМК "Enjoy English" М.З. Биболетовой, 1 год обучения.
6.Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины. - М., 2003.
7.Пиглицына Е.Ю. Энциклопедия детских праздников. - М., 2000.
8.Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. - М., 1997.
9. Шмаков С.А. Игра и дети. - М., 1988.
10.Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.
Условия реализации программы
Реализация программы предполагает следующие условия:
- Оборудованный кабинет
- Мебель
- Принадлежности для занятий
- Средства ТСО (магнитофон, телевизор, DVD проигрыватель).
- Иллюстрации и наглядные пособия
Этапы педагогического контроля
№ | Тема | Какие знания, умения, навыки контролируются | Формы контроля, сроки |
1 | "У врача" | Контроль навыков диалогической речи, контроль выполнения домашнего задания (навыки) | Устный опрос (1 декада декабря) |
2 | "Чему мы научились?" показательное выступление на родительском собрании | Выявление динамики развития навыков, которые формировались в течение полугодия | Мини-выступление (1 декада февраля) |
3 | Итоговый тест "Знаешь ли ты английский?" | Выявление динамики развития навыков, которые формировались в течение учебного года | Тестирование (3 декада мая) |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- УМК "Enjoy English" М.З. Биболетовой, 1 год обучения.
- В.Г. Кумиш Веселый английский.- Д: Сталкер, 1999, -320с.
- Иностранные языки. Начальная школа. М: Дрофа, 1998, - 128с.
- И. Токмакова Английский язык. Изд. "Арель", 2001, - 61с.
- Л.М.Гудкова Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе. АСТ "Астрель" М.2005. - 367с.
- Н.Г.Брюсова Учимся и играем на уроках английского языка 2-4 класс М: Дрофа, 2003, -160с.
- А.С.Любченко Нестандартные уроки английского языка в школе. Ростов- на -Дону: Феникс, 2007, - 302 с.
- К.А. Тананушко Английский язык в таблицах и правилах 1-3 классы. М. АСТ.. 2006,-96 с.
- И.В. Грузина Праздники в начальной школе. М.,1999.-160 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- М.З. Биболетова "Enjoy English" 1-й год обучения. Обнинск: Изд "Титул", 1997.
- Е.П. Карпиченкова Английские слова в картинках и упражнениях. М: ВШМФ, Авангард, 1994. 36 с.
- "English rhymes for children". В.А.Верхоглад. М: Рольф, 2000,96 с.
- А.Г. Карачкова Золушка (на англ. языке) М: "Айрис пресс", 2007.
- Н.А. Наумова Белоснежка и семь гномов М: "Айрис пресс", 2007.