Цели:
Оборудование:
- Портрет П.П. Ершова
- Тексты сказки П. Ершова "Конёк - Горбунок"
- Видеофильм "Конёк - Горбунок" (автор сценария И. Иванов-Вано, А.Волков, режиссёр И.Иванов-Вано).
Что за прелесть эти сказки!
А.С. Пушкин
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается:
Пословица
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок:
Пословица
Ход урока
(Звучит сказочная музыка)
Учитель:
О чем-то скрипят деревья,
И птицам опять не спится,
В лесной чащобе звери
Затеяли мудрый спор;
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски:
Тихонько скрипят деревья,
По миру ходят сказки:
Сказка:
Кажется само слово светится и звенит. Звенит серебряным, волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.
С детства все люди привыкли к тому, что кроме мира, в котором мы живем с его каждодневными радостями, печалями, заботами, есть мир сказки, населенный отважными молодцами, необыкновенно красивыми девицами.
Фольклорная сказка - один из видов устного народного творчества. Сказка - выдумка, но, безусловно, полезная. Сказки отражают самые разные стороны жизни.
Сказка - такой жанр, в котором за внешней простотой скрывается сложный и многообразный мир, и построены они не просто.
- Назовите композиционные элементы сказки.
(Композиция сказки :присказка, зачин, сказочные действия, концовка) (2 слайд)
Учитель: Фольклорные сказки привлекали к себе внимание писателей. И произошло чудо: мир сказки стал шире, богаче. В нем поселились персонажи, созданные писательской фантазией рядом с Жар-птицей поселили Золотой петушок, волшебная щука стала соседкой Золотой рыбки.
Литературная сказка появилась намного позже народной, выделяют несколько её разновидностей.
На доске:
Литературные сказки |
|
воспитательная философская сатирическая |
Воспитательная сказка (автор
преподносит читателям несколько уроков и
наставлений, например, Ш. Перро). Философская сказка (автор ставит важные вопросы чести и бесчестия, добра и зла, любви и ненависти, например, С.Аксаков "Аленький цветочек"). Сатирическая сказка (автор высмеивает человеческие недостатки, например, А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"). |
Учитель: К какому бы виду сказки не относили, они объединяются наличием общих черт.
Вспомните, в чем особенность сказки как литературного жанра?
На доске:
- сказочные события;
- сказочные герои, существа;
- необычная обстановка;
- особая манера повествования;
- композиция;
Авторы литературных сказок внимательно изучали фольклорные произведения, многие сами записывали народные сказки. Но было бы неверно думать, что они просто пересказывали народные сюжеты, в сказках писателей появились целые эпизоды, которых не было в народном творчестве, а иногда они отражали глубоко личные события и переживания.
Сегодня мы путешествуем по сказочному миру. Закройте глаза, представьте, что мы перенеслись на два столетия назад.
Рожденный в недрах непогоды,
В краю туманов и снегов,
Питомец северной природы
И горя тягостных оков
Я был приветствован метелью,
И встречен дряхлою зимой
И над младенческой постелью
Кружился вихрь снеговой:
Так писал о своем детстве Ершов.
Петр Павлович Ершов родился на исходе зимы, 6 марта 1815 года. Семья жила тогда в селе Безруково, недалеко от Ишима.
Одно несчастье за другим преследовало дружную семью родителей будущего писателя: дети рождались слабыми, болезненными, умирали, не дожив до крещения. В начале родителям казалось, что и Петр появился на свет только за тем, чтобы умереть.
На втором году жизни родители решили испробовать обряд, неизвестно откуда пришедший в Сибирь.
Сообщение ученика (Фото - крестильное одеялко)
"Продажа сына"
Это делалось так:
К открытому окну подходил нищий. Ему протягивали ребенка:
- Купи!
- А сколько возьмешь?
- Грош.
Нищий брал ребенка, немножко держал в руках, а уходя забывал взять ребеночка. Вместе с ребенком покупал бродяжка и все его болезни.
И видно сбылось поверье - стал жить на земле Петр Ершов.
(Видеофильм о детстве и ярмарках).
Учитель: В детстве Ершову пришлось много ездить: семья часто переезжала с места на место. На базарах у Омска и Петропавловска почти круглый год велась шумная торговля с азиатскими гостями.
Сообщение ученицы (Фото - ярмарка)( 7 слайд)
Ярмарки.
Каждую неделю собирался базар: кто на маленьких лошадках, кто на огромных конях, кто на осликах.
А однажды встал торговый ряд караван невиданных животных - навьюченных тюками, высокие, мохнатые, каждый с двумя горбами, нижняя губа оттопырена. Подошел к одному такому хозяин - видно, что седлать хочет. А народ вокруг хохочет:
- Куда ему, тут без лестницы не обойтись!
- Видать сейчас разбегаться станет да на спину прыгать!
А хозяин поцокал, поцокал, скакун перед ним встал на колени, поднял седока и пошел - да так плавно, словно по воздуху летит.
- Смотри, Петя, - сказал отец, - это верблюд!
Именно эти воспоминания и воплотились в сказочный персонаж (сказочный конь - не бывает таких).
А зовут меня конек
И по кличке горбунок
Я хоть роста небольшого
Да сменю коня другого
Как пущусь да побегу,
Так и беса настигу.
Учитель: А как вы думаете, какого роста конек-горбунок?
Сообщение ученика.
Конёк-горбунок "ростом только в три вершка". Эта старая русская мера длины равнялась 4,4 см. Многие думают, что рост конька, таким образом, был равен 13,2 см. Некоторые художники и рисуют его величиной с маленькую собачку. Но недалеко уедешь на лошадке такого размера. Дело в том, что в старину количество вершков применительно к росту человека или лошади означало сверх: для человека - сколько вершков сверх двух аршин, для коня - сверх одного. Это значит, что герой рассказа Тургенева "Муму", немой богатырь Герасим, бывший двенадцати вершков, имел рост под два метра (71 x 2 + 52,8 = 194,8 см). Рост Конька-горбунка, таким образом, в холке был равен (71 + 4,4 x 2) = 79,8 см. Не кавалерийский, конечно, конь, но всё-таки ростом с небольшого ослика или пони, на которого всё же можно сесть верхом.
Учитель: Вскоре перевели Ершова-отца по службе в городок Березово. Захудалый городишко, никудышный, но везде есть интересные люди и события.
Сообщение ученика о ките.
Исследователь творчества Ершова В.Г. Утков нашёл в Тобольском архиве любопытный документ, подписанный березовским исправником, купцом Нижегородцевым и отцом Ершова. Этот документ - подробное описание кита особо крупных размеров, выброшенного на берег Карского моря. Кит был уже "частию рубленный" ненцами на корм собакам. О находке этой, несомненно, много говорили и в Березове, и в Тобольске. "Петя Ершов не мог не знать о ней, - справедливо заключает В.Г. Утков, - и впоследствии воспоминание о ките с изрытыми боками, беспомощно лежавшем на берегу, наряду с другими рассказами о рыбьем царе, слышанными от бывалых людей и от книгочеев, помогло ему воплотить детские воспоминания в яркий сказочный образ".
И Северный Ледовитый океан, и горы, и леса - всё это вошло в его сознание с детства; сызмальства он ощущал вокруг себя огромные просторы. И начинается его сказка со взгляда на землю, где живут его герои, с высоты необозримой, почти из космоса - только оттуда это всё и можно увидеть
Вот и появился ещё один персонаж будущей сказки - кит.
Выезжает на поляну
Прямо к морю-океану;
Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба кит.
Учитель: П.П. Ершов не простой пересказчик, он - автор сказки, в своем произведении умело соединил множество персонажей и мотивов русских народных сказок.
Сказка написана легким, выразительным и певучим языком.
А.С.Пушкин, к этому времени создавший большинство из своих сказок, прочитав это произведение, воскликнул:
"Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!"
Сказка "Конек-горбунок" появилось в 1834 году, юному автору, студенту Петербургского университета, шел тогда девятнадцатый год.
(Видео - начало сказки. 2мин.)
Обратите внимание на чтение сказки мастером художественного слова.
Обращаясь к тексту, старайтесь читать выразительно, передавая авторский замысел.
- Как построена сказка? Из скольких частей состоит? (из 3 ч.)
В качестве эпиграфов автор использует изречения народной мудрости.
Работа с I частью сказки.
1 часть знакомит нас с главными героями: Иваном, Данилой, Гаврилой и удивительным существом Коньком-горбунком
Во II части происходят основные приключения героев.
- Вспомните, в каких приключениях пришлось побывать Иванушке? (11, 12,13 слайды)
- спасает хлебную ниву;
- ловит Жар-птицу;
- освобождает Чудо-юдо рыбу-кит;
- покоряет первую на свете красавицу;
- в небе становится почётным гостем (Луны и Солнца);
- Кто делит с Иваном радости и печали?
(Конёк-горбунок)
- Обратитесь к Ивану как Конёк-горбунок?
:Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил?
Не пугайся предо мной
Всё скажи, что за душой:
- Каковы взаимоотношения между этими героями?
(верность, дружба, взаимопомощь)
- Почему так привязан конек-горбунок к Ивану? Каков характер Ивана?
Служба у царя.
- Расскажите о трёх приказах царя.
- Поймать Жар-птицу.
- Найти Царь-девицу.
- Достать кольцо со дна океана.
Викторина, которая поможет определить самого внимательно читателя.
I. Сколько дней ехал Иван за Жар-птицей? (Семь)
Чего испугался царь, увидев Жар-птицу? (Ахти, батюшки, пожар).
Вот царь дал бумагу в ней клетки какие-то. И ещё он сказал, что здесь зашифрованы предметы, продукты, что Иван должен взять с собой (корыто, вино, пшено).
II. Поможем Ивану отыскать Царь-девицу.
Кто мать Царь-девицы? (месяц)
Кто её брат? (солнце) В какую сторону света отправился Иван на поиски Царь-девицы? (на восток)
III. Поможем Ивану достать перстень Царь-девицы?
Какой срок дал царь Ивану, чтобы достать перстень? (три дня)
Что взял с собой Иван в третий путь? (три луковки в карман)
Сколько лет страдает Чудо-Юдо рыба-кит, чтобы прощенья получить? (10 лет)
Итоги конкурса "Внимательный читатель".
Есть ли в сказке отрицательные персонажи, какие качества характера руководят их поступками ? (братья Ивана, спальник, царь; ими руководят зависть, злоба и жадность)
- За что наказан царь?
- Почему Иван получает и красавицу-жену, и царство?
Сейчас мы посмотрим заключительный фрагмент фильма-сказки.
-Итак, какова система нравственных ценностей в сказке?
-Какие качества характеров героев прославляются, а какие осуждаются?
-Близка ли система ценностей ершовской сказки народному эталону?
Обобщая всё сказанное сегодня на уроке, скажите:
- Почему сказка Ершова "Конёк-горбунок" стала любимой сказкой не одного поколения людей?
- Какова основа сказки? (пришла из фольклора, источник - народные сказки; узнаваемые образы - Сивки-бурки, Жар-птицы) (14 слайд)
- К какому виду мы относим эту сказку? (К литературной сказке, которая соединила в себе и воспитательную и философскую и сатирическую сказки) (15 слайд)
- Чему учит сказка? (Эпиграф: Сказка ложь, да в неё намёк, добрым молодцам урок).
Вывод: (16 слайд) Сказка Ершова - прекрасное произведение литературы. Поэт почувствовал и передал очарование народной сказки. Как и простые люди, Ершов мечтал о победе сил добра и справедливости над силами зла. Именно это и сделало сказку Ершова всенародно любимым произведением.
: скользит по спящим главам лучик,
Тревожит дальние века.
Ершов легко взойдя на кручи,
У стен седлает горбунка.
Скачет и скачет горбунок в сказке Ершова от одного поколения к другому.
Дома:
- Отметьте в тексте фольклорные элементы: присказки, зачины, пословицы, поговорки.
- Найдите 5-6 примеров просторечий, использованных автором.
- Вспомните особенности стихотворной сказки, приведите примеры понравившихся рифм.