1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Ребята, я надеюсь, что вы пришли на урок математики в хорошем настроении, будете помогать мне, а я вам, будем работать одной дружной командой, и у нас всё обязательно получится!
2. Актуализация знаний.
- Какую тему мы изучаем на уроках математики?
- Обыкновенные дроби.
- Какие дроби вы знаете?
- Правильные и неправильные дроби.
- Какие приобрели умения, навыки при изучении дробей?
- Умеем читать, записывать, изображать на координатном луче. (Слайд 1)
- Предлагаю вам проверить свои знания по этим вопросам.
Упражнение на внимание (индуктор):
- В течение 1 минуты постарайтесь запомнить все дроби, которые я вам покажу: (Слайд 2)
- Назовите все дроби!
(1 человек на доске записывает по памяти все дроби из предложенного ряда)
- Предположите, какой будет следующий вопрос?
Учащиеся придумывают свои вопросы и задания с данными дробям, например: (Слайд 4)
1. Назовите числители дробей, знаменатели дробей.
2. Назовите правильные дроби, неправильные дроби.
3. Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби?
4. Что означает дробь 2/3; 4/3; 12/12?
(Далее следуют ответы обучающихся на поставленные вопросы, т.е. идёт повторение изученного ранее материала).
- Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую; расставить дроби в порядке возрастания? (Слайд 5)
Сомневаетесь? Значит, вам не всё ещё известно о дробях. Сформулируйте возникшую проблему.
- Как сравнивают дроби?
- Тогда формулируем тему урока: "Сравнение дробей". (Слайд 6)
3. Изучение нового материала.
- Поставьте каждый для себя цель урока.
Целеполагание:
Учащиеся сообщают, какие цели они для себя выбирают. (Слайд 7)
- Вернёмся к вопросу: как сравнить дроби; как расставить их в порядке возрастания?
Что для этого необходимо сделать?
- Отметить дроби на координатном луче.
- Отметим дроби на координатном луче. Кто желает выполнить задание на доске?
Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях.
- Где на координатном луче находится большая из дробей, меньшая из дробей?
Учащиеся выполняют задание и вспоминают, что большая из дробей расположена на луче правее остальных.
- Ребята, не всегда при сравнении дробей оказывается возможным выполнить построение на луче, значит, следует искать другие способы сравнения. Давайте попробуем самостоятельно сформулировать правила сравнения дробей. Для этого выполним ряд заданий и сделаем выводы по полученным результатам. Определитесь с формой работы самостоятельно (индивидуально, в паре, в группе).
Самоконструкция, социоконструкция, социализация и афиширование:
1 задание: с помощью координатного луча сравните две дроби с одинаковыми знаменателями. Например, (Слайды 8 и 9)
1).
2).
3).
Сделаем вывод: из двух дробей с одинаковыми::::::.меньше та, у которой::::::::::::; и больше та, у которой:::::::::::::
2 задание: сравните две дроби с одинаковыми числителями. Например, (Слайды 10 и 11)
1).
2).
3).
Сделаем вывод: из двух дробей с одинаковыми ::::::::меньше та, у которой::::::::::::.;и больше та, у которой::::::::::::....
3 задание: сравните правильную дробь с единицей и неправильную дробь с единицей. (Слайды 12 и 13)
1).
2).
3).
4).
Сделаем вывод: правильная дробь всегда::::::..единицы.
Неправильная дробь:::::::или:::::::.единице.
4 задание: сравните две дроби, одна из которых правильная, а другая - неправильная. (Слайды 14 и 15)
1).
2).
3).
Сделаем вывод: правильная дробь всегда:::::::неправильной.
Разрыв и информационный запрос:
Идёт сверка полученных правил с текстом учебника.
Итак, какие правила сравнения обыкновенных дробей мы сформулировали?
Обучающиеся повторяют все четыре правила сравнения дробей: (Слайд 16)
1. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше; и больше та, у которой числитель больше.
2. Из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше; и больше та, у которой знаменатель меньше.
3. Правильная дробь всегда меньше единицы.
Неправильная дробь больше или равна единице.
4. Правильная дробь всегда меньше неправильной.
4. Первичное закрепление нового материала (коррекция).
Проверьте себя: насколько хорошо вы поняли материал; выполните следующее задание самостоятельно (самоконструкция, социализация, афиширование). (Слайд 17)
1. Сравни:
1.
2.
3. 11/8 и 1
4. 4/5 и 1
5. 9/4 и 17/18
6. 21/ 91 и 3/2
2. Приведите свои примеры на правила сравнения дробей:
3. Обсудите в паре (группе),( социализация, афиширование): (Слайды 18 и 19)
1). Как сравнить две обыкновенные дроби, изображённые на числовом луче?
2). Является ли правильной дробь, расположенная на числовом луче между числами 20 и 21?
3). Дробь а/в неправильная. Дробь х/у больше, чем а/в. Что можно сказать о дроби х/у?
4). Дробь а/в правильная. Дробь х/у меньше, чем а/в. Что можно сказать о дроби х/у?
5). Даны дроби: а/в и х/у; а/в =1 х/у < а/в. Какая это дробь х/у - правильная или неправильная?
6).Чему может быть равен х, если х/7 < 1; 6/х > 1; х/у = 1?
Мнения групп выслушиваются и обсуждаются.
5. Рефлексия. (Слайд 20)
1). Что узнали нового на уроке? (Слайд 21)
2). Какие испытывали трудности в работе?
3). Что удалось, что понравилось?
4). Удалось ли достичь цели урока? (возврат к слайду 6)
5). Можно ли изучить математику, наблюдая, как это делает сосед?