Цель: познакомить с написанием слов, в которых есть разделительный Ь знак.
Задачи:
- Учить писать красиво, аккуратно.
- Развивать память, мышление.
- Учить анализировать, обобщать.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
2. Повторение пройденного.
Учитель:
Дело было в феврале,
Стояла ёлка во дворе,
А возле этой ёлки,
Гуляли две сестрёнки.
Внимание! Перед вами ёлочка, не простая, со словами. Подумайте какую работу можно выполнить с этими словами. (вставить пропущенную букву)
-Какую букву? Гласную или согласную? (гласную)
- Что для этого надо знать?
- А в стихах кто помнит?
Если гласная у вас вызвала сомнение
Обязательно поставь её под ударение.
Проверка с помощью сигнальных карточек:
в:лна
тр:ва
р:ды
- Назовите гласные буквы, которые вставили
- А какая ещё безударная гласная, требует проверки? (на ёлочку вешаю шар с буквой Е )
- Какое правило мы вспомнили и повторили?
3. Минутки чистописания.
- Посмотрите внимательно на ёлочку, чего не хватает?
- Давайте пошлём с письмом к нему Снеговика-Почтовика, чтобы Дедушка Мороз подарил нам звезду для нашей ёлочки.
Вот и новое задание
Здесь спряталось чистописание!
(иьи иььи иьььи :::) Объяснить закономерность
- Пока С.- П. идёт к Д.М ,мы вспомним с какими словами познакомились на предыдущих уроках.
4. Словарно- орфографическая работа.
(Учитель показывает картинку, а дети записывают) коньки,пальто,учитель
- Что за слова записали?
- Почему их называют словарными?
- Какое слово лишнее?
- Почему?
- Сегодня познакомимся ещё с одним новым словом. Его можно прочитать на нашей ёлочке.
ВЕТЕР
- Какое значение имеет это слово?
- Прочитаем медленно это слово хором.
- С ударением.
- Запишем в тетрадь.
- Кто сможет объяснить значение такого выражения со словом ветер
БРОСАТЬ СЛОВА НА ВЕТЕР
-Читаем слова на карточках (ветер вдруг налетел сильный)
-Какую работу можно выполнить с этими словами?
САМОСТОЯТЕЛЬНО:- записать
- подчеркнуть главные члены предложения
5. Музыкальная пауза.
6. Изучение нового материала.
- Ребята, ветер унёс у Снеговика письмо. Ой, вот оно на заснеженной поляне.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
- Что вы знаете об этой букве?
- Ребята, а на полянке есть ещё слова. Прочитаем их хором.( пеньки,крыльцо,вьюга)
- На какие их группы можно разделить? Почему
- Как бы вы это сделали?
- Посмотрите, что общего? Где пишется? Между какими буквами?
- Какое слово будет лишним? Почему?
- Как называется такой знак?
- Что он разделяет?
- Кто догадался какая тема нашего урока? (правописиние разделительного Ь знака)
- Когда же он пишется? Давайте исследуем слова : вьюга, хлопья, ружьё, платье, муравьи.
7. Закрепление.
а) работа по карточкам
Молодцы! Справились с такой трудной задачей, объяснили, когда пишется разделительный Ъ знак. Снеговик то же справился со своим заданием, доставил письмо Д. М., а он приготовил красивую звезду для нашей ёлочки, а для вас конечно подарки .
(НА КАРТОЧКАХ, В ФОРМЕ ПОДАРОЧНОГО МЕШКА, ЗАПИСАНЫ ЗАДАНИЯ)
Сильным: прочитать слова; подчеркнуть слова с разделит.Ь ; записать предложение с любым из этих слов
Средним: прочитать слова; подчеркнуть слова с разделит.Ь; записать словосочетания с этими словами
Слабым: прочитать слова; выписать слова с разделит Ь; и обозначить орфограмму
(Проверку начинаем с третьей группы)
б) работа в парах
Пока Снеговик идёт обратно, мы поработаем в парах. У каждого на столе лежат разноцветные флажки со словами. Нужно изменить слово так, чтобы оно стояло во множественном числе. Сначала каждый сам, а потом в паре.
1 пара: | друг, лист | дерево, стул |
2 пара: | муравей, крыло | дерево, лист |
3 пара: | брат, сын | перо, стул |
Ученики записывают свои слова и слова соседа по парте во мн. числе.
- Кто записал 4 слова, 3 слова?
- Какое правило применяли?
в) домашнее задание
С этими слова составить предложения и записать в тетрадь.
8. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
Вот и звезда зажглась на нашей ёлочке. А вы украсьте её флажками настроений. Посмотрите какая красивая и нарядная ёлочка получилась.
- Спасибо за урок!