Организация воспитательной работы в ГОУ НПО СО "Курьинское профессиональное училище"

Разделы: Внеклассная работа


Воспитательная система объединяет комплекс, состоящий из:

  • Воспитательных целей и задач;
  • Субъектов, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности;
  • Отношений, возникающих между ее участниками;
  • Управленческой деятельности по обеспечению жизнеспособности системы.

Идея: Эффективное взаимодействие педагогов, обучающихся и их родителей для обеспечения личностного роста.

Цель: управление воспитательным процессом в контексте компетентностного подхода.

Задачи:

  • Разработать модель интеграции воспитательных взаимодействий в целостный образовательный процесс;
  • Определить критерии и показатели эффективности воспитательной системы училища на основе компетентностного подхода;
  • Создать условия для адаптации, социализации и развития личности обучающихся;
  • Выработать методические рекомендации по созданию модели управления воспитательной системы в условиях модернизации образования.

Содержание:

  • Наличие воспитывающей среды;
  • Бережное сохранение и развитие традиций;
  • Введение инноваций;
  • Сложившаяся система воспитательной работы;
  • Направления воспитательной работы;
  • Принципы деятельности в воспитательной системе училища;
  • Деятельность;
  • Технологии;
  • Общность людей;
  • Приоритетные системообразующие виды и формы деятельности;
  • Признаки воспитательной системы;
  • Критерии эффективности воспитательной системы.

Бережное сохранение и развитие традиций:

  • День знаний;
  • День Здоровья;
  • день Учителя;
  • Осенний бал;
  • Новогодняя сказка;
  • День Матери;
  • Месячник защитников Отечества и гражданской защиты;
  • День защиты детей;
  • Чествование ветеранов воины и труда;
  • Выпускной вечер.

Введение инноваций:

  • День ученического самоуправления;
  • Конкурс "Портфолио групп";
  • Конкурс "Группа года".

Сложившаяся система воспитательной работы.

Система воспитательной работы в ГОУ НПО СО "Курьинское ПУ" представляет собой единство и совокупность целей, задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение обучающихся.

Цель воспитательной работы в контексте компетентностного подхода: Создание условий для развития компетенций через организацию учебно-воспитательной деятельности, способствующей саморазвитию, самореализации личности обучающегося, духовного, физического, морального развития личности обучающегося

Содержание основных компетентностей:

  • автономизационная компетентность - включающая в себя следующие компетенции: способность личности к творческому саморазвитию, наличие самоустановки на здоровый образ жизни, умение контролировать свои эмоции, способность к саморегуляции своего поведения, потребность в самоуважении, самореализации;
  • нравственная компетентность - компетенции: готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам;
  • коммуникативная компетентность - компетенции: умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение навыками общения;
  • информационная компетентность - компетенции: владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами информации;
  • социальная компетентность - компетенции: умение жить и работать вместе с другими людьми, в трудовом коллективе, команде;
  • продуктивная компетентность - компетенции: умение работать, принимать решение и нести ответственность за них, способность к созданию собственного продукта;

Критерии социально компетентной личности:

Овладение грамотностью:

  • функциональной,
  • коммуникативной,
  • информационной.

Овладение способностью:

  • Отдавать отчет своим действиям и поступкам;
  • Уважать права окружающих людей;
  • Объективно анализировать ситуацию, включать свои знания и навыки в собственное поведение;
  • Принимать эффективные решения в разных ситуациях;
  • Верить в свои возможности и способности;
  • Уметь сотрудничать и самообразовываться;
  • Быть общественно активным гражданином;
  • Слышать других;
  • Выстраивать диалог с человеком другой культуры;
  • Видеть и увидеть прекрасное в окружающей обстановке и поступках людей;
  • Руководствоваться позитивными мыслями и утверждениями;

Основные направления воспитательной деятельности, через которые формируются компетенции:

  • Формирование ученического коллектива.
  • Гражданско-патриотическое и правовое воспитание обучающихся.
  • Профессионально-ориентационное и трудовое воспитание.
  • Спортивно-оздоровительное и экологическое воспитание.
  • Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании, других форм зависимостей от ПАВ, ВИЧ-инфекции среди обучающихся. Формирование культуры здорового образа жизни.
  • Нравственно-эстетическое воспитание обучающихся. Организация культурно-массовых, спортивных, научных мероприятий.
  • Информационное обеспечение обучающихся.

Задачи:

  • Создание условий для саморазвития и самообразования каждого ученика, развитие его творческих (в том числе интеллектуальных) способностей;
  • Повышение самооценки и чувства ответственности за свое здоровье;
  • Формирование патриотического, гражданского, правового сознания.
  • Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность;
  • Создание условий для формирование коммуникативной культуры;
  • Формирование нравственной, эстетической, физической, правой культуры.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Традиции училища.

Данное направление обеспечивает процесс социализации обучающихся в имитационном режиме. Оно призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитательной деятельности, которые формируют социальную рефлексию воспитанников, позволяют почувствовать себя полноправным представителем микромира под названием Курьинское профессиональное училище. Целостное представление о мире воспитанник получает через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысления себя как части целого.

Традиционными в училище стали такие праздники:

  • "Здравствуй, училище!" (День знаний, посвящённый 1 сентября).
  • "Осенний бал.
  • День самоуправления (День учителя).
  • Открытие фестивального движения.
  • День матери.
  • Новогодние шоу-программы.
  • Конкурс смотра строя и песни, посвящённый Дню защитника Отечества.
  • Праздничные концерты к Дню учителя, 8 Марта, 23 февраля, 14 февраля.
  • Чествование ветеранов (День Победы).
  • Туристический слет в День защиты детей.
  • Выпускной вечер.

2. Направление "Здоровье"

Главные идеи:

  • сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека;
  • образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
  • экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
  • социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;
  • воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;
  • стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.

При этом используются следующие формы:

  • беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;
  • спортивные конкурсы в группе, в общежитии, в масштабе всего училища;
  • общеучилищные встречи, посвященные физкультурному движению и спорту;
  • спортивно-исторические и географические викторины, посвященные спортивной тематике;
  • конкурсы спортивных коллажей, проектов и газет;
  • фестивали туристической песни;
  • спортивные аукционы;
  • интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;
  • спортивные бои, ринги, дебаты на спортивную тему;
  • научные исследования учащихся по спортивной тематике;
  • читательские конференции по спортивной тематике;
  • обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме "Спорт".

3. Направление "Ученик и его интеллектуальные возможности"

Главные идеи:

  • обучающиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;
  • формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности;
  • интеллектуальные возможности - это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;
  • воспитание интеллекта - это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;
  • здоровый интеллект - это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

При этом используются следующие формы:

  • интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
  • интеллектуальные марафоны в группе, по курсам, в училище;
  • кружки по интересам в училище;
  • студии для развития обучающихся училища;
  • творческие конкурсы: на лучший сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;
  • создание в группах команд и проведение в масштабах училища состязаний интеллектуалов ("Умники и умницы", "Что? Где? Когда?", КВН между командами групп, курса, между различными курсами, между командами преподавателей, обучающихся и родителей);
  • балы науки в училище;
  • состязания изящной словесности;
  • интеллектуальные викторины;
  • предметные вечера;
  • литературные гостиные;
  • школы интеллектуального творчества;
  • читательские конференции по книгам из серии "Жизнь замечательных людей";
  • экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;
  • встречи с талантливыми учеными, музыкантами, композиторами, рационализаторами, с талантливыми сверстниками;
  • часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.
  • интеллектуальные конкурсы, олимпиады;
  • предметные недели;
  • дебаты и ток-шоу и др.

4. Направление "Общение и Досуг ученика"

Главные идеи:

  • формирование культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • передача обучающимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
  • воспитание стремления обучающихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

При этом используются следующие формы:

  • дискотеки к праздничным датам;
  • концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
  • чествования спортсменов училища, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, турниров, конференций;
  • сольные концерты обучающихся, выставки картин, изделий, изготовленных собственными руками;
  • конкурсы состязания талантов;
  • чествования именинников, семей, в которых растут таланты.

5. Направление "Гражданско - патриотическое воспитание"

Главные идеи:

  • формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
  • поддержка стремления обучающихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;
  • воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
  • стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
  • понимание обучающимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.

Главные цели:

Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

  • воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;
  • формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
  • признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.

Задачи воспитания:

  • формировать у обучающихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
  • формировать гуманистическое мировоззрение обучающихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
  • обучать решению задач правового и гражданского воспитания увязанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
  • формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  • воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
  • проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.

При этом используются следующие формы:

  • тематические классные часы, спецкурсы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
  • встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
  • конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
  • праздник дня Конституции;
  • интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
  • конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
  • походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.

6. Направление "Ученик и его нравственность"

Главные идеи:

  • принятие обучающимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
  • предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
  • воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
  • осознание обучающимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
  • практическое применение нравственных знаний и умений;
  • проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.

При этом используются следующие формы:

  • спецкурсы по нравственной тематике;
  • тематические классные часы;
  • тренинги нравственного самосовершенствования;
  • театральные и кинопросмотры;
  • экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • поисковая работа, создание музеев;
  • шефская работа в детском саду;
  • праздничные поздравления одногруппников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
  • клубы "Азбука нравственности", "Нравственные истины".

7. Направление "Ученик и его семья"

Главные идеи:

  • семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
  • ребенок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  • ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
  • училище должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.

При этом используются следующие формы:

  • тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, "Откуда начинается мой род", "Военная летопись моей семьи", "История создания семьи моих родителей", "Моя семья в фотографиях и воспоминаниях", "Памятные даты моей семьи", "О тех, кого мы вспоминаем с грустью...", "Мужчины нашего рода", "Традиции нашей семьи", "О моих близких с любовью");
  • праздники семьи (например, "Истории любви моего дома", "Мамины руки, нет их теплее...", "Дорогое слово - отец", "Долгая и близкая дорога к дому");
  • клубы общения "Родители и дети";
  • праздники - Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя,
  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
  • дни творчества, дни открытых дверей.

Целевые программы воспитательной работы:

Программа "Здоровье" обучающихся ГОУ НПО СО "Курьинское профессиональное училище"

Программа "Гражданско-патриотического воспитания";

Программа "Профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений среди обучающихся Курьинского профессионального училища";

Программа ученического самоуправления в ГОУ НПО СО "Курьинское профессиональное училище".

Принципы деятельности в воспитательной системе училища

Принцип гуманистической направленности воспитания - предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях.

Принцип природосообразности - предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части; развивать у неё ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя.

Принцип культуросообразности - заключается в том, что образование должно открывать обучающемуся дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Принцип эффективности социального взаимодействия - предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции - предполагает, что стратегия воспитания должна быть направлена на помощь обучающемуся в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении.

Принцип системности - утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы - взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.

Принцип адаптивности - каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-училище.

Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается в снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой обучающийся раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели.

Принцип творческой самодеятельности.

Принцип обратной связи.

Принцип здравого образа жизни.

Демократизм.

Дисциплина и порядок.

Стимулирование и вознаграждение.

Принцип индивидуализации.

Деятельность:

  • диагностическая,
  • учебно-познавательная,
  • трудовая,
  • общественно-полезная,
  • эстетическая,
  • художественно-творческая,
  • ценностно-ориентировочная,
  • спортивно-оздоровительная,
  • коррекционная.

Технологии:

  • инновационные технологии,
  • передовой педагогический опыт,
  • методика коллективной творческой деятельности.

Общность людей:

  • администрация:
  • директор училища,
  • заместитель директора по учебно-производственной работе;
  • заместители директора по учебной работе;
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
  • преподаватели и обучающиеся;
  • педагоги - психологи;
  • педагоги - организаторы
  • социальные педагоги;
  • работники ДК с.Курьи;
  • работники ДК "Кристалл";
  • отдел молодежной политика городского округа Сухой Лог
  • ТКДН и ЗП;
  • инспекторы ПДН ОВД городского округа Сухой Лог;
  • жители с.Курьи;
  • родители
  • Центр занятости;
  • Центр социальной защиты населения;

Приоритетные системообразующие виды и формы деятельности

Методическая служба: методическое объединение классных руководителей и мастеров п/о групп;

Цель деятельности: Создание условий для творческой работы в обеспечении единой воспитательной среды развития и формирования личности, практического решения проблем воспитательных областей.

Задачи:

  • повысить теоретический, научно-методический уровень профессиональной подготовки классных руководителей по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитательной работы;
  • сформировать единые принципиальные подходы к воспитанию и социализации личности обучающегося;
  • изучать, апробировать и анализировать эффективность современных воспитательных технологий;
  • знакомить классных руководителей с новыми методами и формами организации воспитательного процесса в группе;
  • координировать деятельность классных руководителей в организации воспитательной работы в классных коллективах.
  • постоянно действующие психолого-педагогические семинары;
  • педсоветы;
  • практикумы;
  • психолого-педагогические консилиумы;
  • консультации, планёрки - оперативки;
  • творческие, проблемные группы.

Дополнительное образование:

  • кружки;
  • секции.

Работа с родителями:

  • родительские собрания;
  • родительский лекторий;
  • семейные праздники;
  • заседания Совета училища;
  • индивидуальные и групповые консультации

Взаимодействие со структурами села:

  • администрация с/совета;
  • Дом культуры;
  • амбулатория (больница);
  • детский сад "Ласточка";
  • участковый милиционер;
  • МОУ "СОШ № 4";

Признаки воспитательной системы:

  • Целостность;
  • Структурность;
  • Взаимодействие со средой;
  • Взаимодействие с другими воспитательными системами;

Критерии эффективности воспитательной системы

№ п\п Критерии эффективности воспитательной системы Показатели эффективности воспитательной системы
  Сформированность ключевых компонентов у обучающихся Информационная грамотность;

Гражданско-правовая грамотность;

Коммуникативная грамотность;

Активная социальная роль;

Самоорганизация и самоактуализация;

  Удовлетворенность обучающихся и родителей качеством образования Поступление в ВУЗы и техникумы;

Высокий показатель достижений обучающихся в олимпиадах, НПК, Конкурсах профессионального мастерства (разного уровня);

Сохранение здоровья обучающихся;

Значительный рост познавательной активности обучающихся;

  Сформированность положительного имиджа ОУ Благоприятный психологический климат;

Сохранность контингента обучающихся;

Возрастание авторитета ОУ;

Взаимодействие с другими воспитательными системами;

Активное взаимодействие с социумом;

  Сформированность нравственной культуры личности Отсутствие правонарушений и отсева обучающихся;

Уважение традиций ОУ;

Демонстрация знаний этикета и делового общения;

овладение социальными навыками;

  Сформированность в ОУ самоуправления обучающихся Проведение "ключевых дел" при участия (до 80 %) членов ученического коллектива;

Способность работать в команде;

Взаимодействие участников образовательного процесса (родители, педагога, обучающиеся);

  Соответствие действительности целевым установкам концепции воспитательной системы училища Воспиатение социально - компетентной личности; самоактуализация личности;

Этапы реализации Программы

I этап: проектный - 2007-2008 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы воспитательной работы

Задачи:

  • Изучить нормативную базу.
  • Разработать, обсудить и утвердить программу воспитательной работы
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  • Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
  • Спланировать мероприятия по всем направлениям воспитания.
  • Разработать методические рекомендации воспитательной работы в группе.

II этап: практический - 2008-2009 учебные годы.

Цель: реализация программы воспитательной работы

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Обогащать содержание, формы воспитательной работы
  3. Развивать ученическое самоуправление.
  4. Расширять и укреплять связи и отношения училища учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами городского округа.
  5. Вовлекать в систему воспитательной работы представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  6. Проводить мониторинг реализации программы.

III этап: аналитический - 2009-2010 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  • Обобщить результаты работы училища.
  • Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  • Спланировать работу на следующий период.