Воспитательная система объединяет комплекс,
состоящий из:
Идея: Эффективное взаимодействие педагогов, обучающихся и их родителей для обеспечения личностного роста.
Цель: управление воспитательным процессом в контексте компетентностного подхода.
Задачи:
- Разработать модель интеграции воспитательных взаимодействий в целостный образовательный процесс;
- Определить критерии и показатели эффективности воспитательной системы училища на основе компетентностного подхода;
- Создать условия для адаптации, социализации и развития личности обучающихся;
- Выработать методические рекомендации по созданию модели управления воспитательной системы в условиях модернизации образования.
Содержание:
- Наличие воспитывающей среды;
- Бережное сохранение и развитие традиций;
- Введение инноваций;
- Сложившаяся система воспитательной работы;
- Направления воспитательной работы;
- Принципы деятельности в воспитательной системе училища;
- Деятельность;
- Технологии;
- Общность людей;
- Приоритетные системообразующие виды и формы деятельности;
- Признаки воспитательной системы;
- Критерии эффективности воспитательной системы.
Бережное сохранение и развитие традиций:
- День знаний;
- День Здоровья;
- день Учителя;
- Осенний бал;
- Новогодняя сказка;
- День Матери;
- Месячник защитников Отечества и гражданской защиты;
- День защиты детей;
- Чествование ветеранов воины и труда;
- Выпускной вечер.
Введение инноваций:
- День ученического самоуправления;
- Конкурс "Портфолио групп";
- Конкурс "Группа года".
Сложившаяся система воспитательной работы.
Система воспитательной работы в ГОУ НПО СО "Курьинское ПУ" представляет собой единство и совокупность целей, задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение обучающихся.
Цель воспитательной работы в контексте компетентностного подхода: Создание условий для развития компетенций через организацию учебно-воспитательной деятельности, способствующей саморазвитию, самореализации личности обучающегося, духовного, физического, морального развития личности обучающегося
Содержание основных компетентностей:
- автономизационная компетентность - включающая в себя следующие компетенции: способность личности к творческому саморазвитию, наличие самоустановки на здоровый образ жизни, умение контролировать свои эмоции, способность к саморегуляции своего поведения, потребность в самоуважении, самореализации;
- нравственная компетентность - компетенции: готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам;
- коммуникативная компетентность - компетенции: умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение навыками общения;
- информационная компетентность - компетенции: владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами информации;
- социальная компетентность - компетенции: умение жить и работать вместе с другими людьми, в трудовом коллективе, команде;
- продуктивная компетентность - компетенции: умение работать, принимать решение и нести ответственность за них, способность к созданию собственного продукта;
Критерии социально компетентной личности:
Овладение грамотностью:
- функциональной,
- коммуникативной,
- информационной.
Овладение способностью:
- Отдавать отчет своим действиям и поступкам;
- Уважать права окружающих людей;
- Объективно анализировать ситуацию, включать свои знания и навыки в собственное поведение;
- Принимать эффективные решения в разных ситуациях;
- Верить в свои возможности и способности;
- Уметь сотрудничать и самообразовываться;
- Быть общественно активным гражданином;
- Слышать других;
- Выстраивать диалог с человеком другой культуры;
- Видеть и увидеть прекрасное в окружающей обстановке и поступках людей;
- Руководствоваться позитивными мыслями и утверждениями;
Основные направления воспитательной деятельности, через которые формируются компетенции:
- Формирование ученического коллектива.
- Гражданско-патриотическое и правовое воспитание обучающихся.
- Профессионально-ориентационное и трудовое воспитание.
- Спортивно-оздоровительное и экологическое воспитание.
- Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании, других форм зависимостей от ПАВ, ВИЧ-инфекции среди обучающихся. Формирование культуры здорового образа жизни.
- Нравственно-эстетическое воспитание обучающихся. Организация культурно-массовых, спортивных, научных мероприятий.
- Информационное обеспечение обучающихся.
Задачи:
- Создание условий для саморазвития и самообразования каждого ученика, развитие его творческих (в том числе интеллектуальных) способностей;
- Повышение самооценки и чувства ответственности за свое здоровье;
- Формирование патриотического, гражданского, правового сознания.
- Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность;
- Создание условий для формирование коммуникативной культуры;
- Формирование нравственной, эстетической, физической, правой культуры.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Традиции училища.
Данное направление обеспечивает процесс социализации обучающихся в имитационном режиме. Оно призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитательной деятельности, которые формируют социальную рефлексию воспитанников, позволяют почувствовать себя полноправным представителем микромира под названием Курьинское профессиональное училище. Целостное представление о мире воспитанник получает через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысления себя как части целого.
Традиционными в училище стали такие праздники:
- "Здравствуй, училище!" (День знаний, посвящённый 1 сентября).
- "Осенний бал.
- День самоуправления (День учителя).
- Открытие фестивального движения.
- День матери.
- Новогодние шоу-программы.
- Конкурс смотра строя и песни, посвящённый Дню защитника Отечества.
- Праздничные концерты к Дню учителя, 8 Марта, 23 февраля, 14 февраля.
- Чествование ветеранов (День Победы).
- Туристический слет в День защиты детей.
- Выпускной вечер.
2. Направление "Здоровье"
Главные идеи:
- сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека;
- образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
- экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
- социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;
- воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;
- стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.
При этом используются следующие формы:
- беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;
- спортивные конкурсы в группе, в общежитии, в масштабе всего училища;
- общеучилищные встречи, посвященные физкультурному движению и спорту;
- спортивно-исторические и географические викторины, посвященные спортивной тематике;
- конкурсы спортивных коллажей, проектов и газет;
- фестивали туристической песни;
- спортивные аукционы;
- интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;
- спортивные бои, ринги, дебаты на спортивную тему;
- научные исследования учащихся по спортивной тематике;
- читательские конференции по спортивной тематике;
- обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме "Спорт".
3. Направление "Ученик и его интеллектуальные возможности"
Главные идеи:
- обучающиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;
- формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности;
- интеллектуальные возможности - это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;
- воспитание интеллекта - это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;
- здоровый интеллект - это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.
При этом используются следующие формы:
- интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
- интеллектуальные марафоны в группе, по курсам, в училище;
- кружки по интересам в училище;
- студии для развития обучающихся училища;
- творческие конкурсы: на лучший сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;
- создание в группах команд и проведение в масштабах училища состязаний интеллектуалов ("Умники и умницы", "Что? Где? Когда?", КВН между командами групп, курса, между различными курсами, между командами преподавателей, обучающихся и родителей);
- балы науки в училище;
- состязания изящной словесности;
- интеллектуальные викторины;
- предметные вечера;
- литературные гостиные;
- школы интеллектуального творчества;
- читательские конференции по книгам из серии "Жизнь замечательных людей";
- экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;
- встречи с талантливыми учеными, музыкантами, композиторами, рационализаторами, с талантливыми сверстниками;
- часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.
- интеллектуальные конкурсы, олимпиады;
- предметные недели;
- дебаты и ток-шоу и др.
4. Направление "Общение и Досуг ученика"
Главные идеи:
- формирование культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
- передача обучающимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
- воспитание стремления обучающихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
При этом используются следующие формы:
- дискотеки к праздничным датам;
- концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
- чествования спортсменов училища, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, турниров, конференций;
- сольные концерты обучающихся, выставки картин, изделий, изготовленных собственными руками;
- конкурсы состязания талантов;
- чествования именинников, семей, в которых растут таланты.
5. Направление "Гражданско - патриотическое воспитание"
Главные идеи:
- формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
- поддержка стремления обучающихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;
- воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
- стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
- понимание обучающимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.
Главные цели:
Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
- воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;
- формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
- признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.
Задачи воспитания:
- формировать у обучающихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
- формировать гуманистическое мировоззрение обучающихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- обучать решению задач правового и гражданского воспитания увязанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
- проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
При этом используются следующие формы:
- тематические классные часы, спецкурсы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
- встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
- конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
- праздник дня Конституции;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
- конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
- походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.
6. Направление "Ученик и его нравственность"
Главные идеи:
- принятие обучающимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
- предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
- воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
- осознание обучающимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
- практическое применение нравственных знаний и умений;
- проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.
При этом используются следующие формы:
- спецкурсы по нравственной тематике;
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- театральные и кинопросмотры;
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;
- дискуссии по нравственной тематике;
- поисковая работа, создание музеев;
- шефская работа в детском саду;
- праздничные поздравления одногруппников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
- клубы "Азбука нравственности", "Нравственные истины".
7. Направление "Ученик и его семья"
Главные идеи:
- семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
- ребенок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
- училище должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
При этом используются следующие формы:
- тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, "Откуда начинается мой род", "Военная летопись моей семьи", "История создания семьи моих родителей", "Моя семья в фотографиях и воспоминаниях", "Памятные даты моей семьи", "О тех, кого мы вспоминаем с грустью...", "Мужчины нашего рода", "Традиции нашей семьи", "О моих близких с любовью");
- праздники семьи (например, "Истории любви моего дома", "Мамины руки, нет их теплее...", "Дорогое слово - отец", "Долгая и близкая дорога к дому");
- клубы общения "Родители и дети";
- праздники - Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя,
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
- дни творчества, дни открытых дверей.
Целевые программы воспитательной работы:
Программа "Здоровье" обучающихся ГОУ НПО СО "Курьинское профессиональное училище"
Программа "Гражданско-патриотического воспитания";
Программа "Профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений среди обучающихся Курьинского профессионального училища";
Программа ученического самоуправления в ГОУ НПО СО "Курьинское профессиональное училище".
Принципы деятельности в воспитательной системе училища
Принцип гуманистической направленности воспитания - предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях.
Принцип природосообразности - предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части; развивать у неё ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя.
Принцип культуросообразности - заключается в том, что образование должно открывать обучающемуся дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
Принцип эффективности социального взаимодействия - предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции - предполагает, что стратегия воспитания должна быть направлена на помощь обучающемуся в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении.
Принцип системности - утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы - взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.
Принцип адаптивности - каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-училище.
Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается в снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой обучающийся раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели.
Принцип творческой самодеятельности.
Принцип обратной связи.
Принцип здравого образа жизни.
Демократизм.
Дисциплина и порядок.
Стимулирование и вознаграждение.
Принцип индивидуализации.
Деятельность:
- диагностическая,
- учебно-познавательная,
- трудовая,
- общественно-полезная,
- эстетическая,
- художественно-творческая,
- ценностно-ориентировочная,
- спортивно-оздоровительная,
- коррекционная.
Технологии:
- инновационные технологии,
- передовой педагогический опыт,
- методика коллективной творческой деятельности.
Общность людей:
- администрация:
- директор училища,
- заместитель директора по учебно-производственной работе;
- заместители директора по учебной работе;
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
- преподаватели и обучающиеся;
- педагоги - психологи;
- педагоги - организаторы
- социальные педагоги;
- работники ДК с.Курьи;
- работники ДК "Кристалл";
- отдел молодежной политика городского округа Сухой Лог
- ТКДН и ЗП;
- инспекторы ПДН ОВД городского округа Сухой Лог;
- жители с.Курьи;
- родители
- Центр занятости;
- Центр социальной защиты населения;
Приоритетные системообразующие виды и формы деятельности
Методическая служба: методическое объединение классных руководителей и мастеров п/о групп;
Цель деятельности: Создание условий для творческой работы в обеспечении единой воспитательной среды развития и формирования личности, практического решения проблем воспитательных областей.
Задачи:
- повысить теоретический, научно-методический уровень профессиональной подготовки классных руководителей по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитательной работы;
- сформировать единые принципиальные подходы к воспитанию и социализации личности обучающегося;
- изучать, апробировать и анализировать эффективность современных воспитательных технологий;
- знакомить классных руководителей с новыми методами и формами организации воспитательного процесса в группе;
- координировать деятельность классных руководителей в организации воспитательной работы в классных коллективах.
- постоянно действующие психолого-педагогические семинары;
- педсоветы;
- практикумы;
- психолого-педагогические консилиумы;
- консультации, планёрки - оперативки;
- творческие, проблемные группы.
Дополнительное образование:
- кружки;
- секции.
Работа с родителями:
- родительские собрания;
- родительский лекторий;
- семейные праздники;
- заседания Совета училища;
- индивидуальные и групповые консультации
Взаимодействие со структурами села:
- администрация с/совета;
- Дом культуры;
- амбулатория (больница);
- детский сад "Ласточка";
- участковый милиционер;
- МОУ "СОШ № 4";
Признаки воспитательной системы:
- Целостность;
- Структурность;
- Взаимодействие со средой;
- Взаимодействие с другими воспитательными системами;
Критерии эффективности воспитательной системы
№ п\п | Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели эффективности воспитательной системы |
Сформированность ключевых компонентов у обучающихся | Информационная грамотность; Гражданско-правовая грамотность; Коммуникативная грамотность; Активная социальная роль; Самоорганизация и самоактуализация; |
|
Удовлетворенность обучающихся и родителей качеством образования | Поступление в ВУЗы и техникумы; Высокий показатель достижений обучающихся в олимпиадах, НПК, Конкурсах профессионального мастерства (разного уровня); Сохранение здоровья обучающихся; Значительный рост познавательной активности обучающихся; |
|
Сформированность положительного имиджа ОУ | Благоприятный психологический климат; Сохранность контингента обучающихся; Возрастание авторитета ОУ; Взаимодействие с другими воспитательными системами; Активное взаимодействие с социумом; |
|
Сформированность нравственной культуры личности | Отсутствие правонарушений и отсева
обучающихся; Уважение традиций ОУ; Демонстрация знаний этикета и делового общения; овладение социальными навыками; |
|
Сформированность в ОУ самоуправления обучающихся | Проведение "ключевых дел" при участия
(до 80 %) членов ученического коллектива; Способность работать в команде; Взаимодействие участников образовательного процесса (родители, педагога, обучающиеся); |
|
Соответствие действительности целевым установкам концепции воспитательной системы училища | Воспиатение социально - компетентной личности; самоактуализация личности; |
Этапы реализации Программы
I этап: проектный - 2007-2008 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы воспитательной работы
Задачи:
- Изучить нормативную базу.
- Разработать, обсудить и утвердить программу воспитательной работы
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
- Спланировать мероприятия по всем направлениям воспитания.
- Разработать методические рекомендации воспитательной работы в группе.
II этап: практический - 2008-2009 учебные годы.
Цель: реализация программы воспитательной работы
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Обогащать содержание, формы воспитательной работы
- Развивать ученическое самоуправление.
- Расширять и укреплять связи и отношения училища учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами городского округа.
- Вовлекать в систему воспитательной работы представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации программы.
III этап: аналитический - 2009-2010 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты работы училища.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Спланировать работу на следующий период.