Цели: доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научиться сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявить черты сходства и различия.
Задачи: находить в объекте его составляющие; научиться обобщать; устанавливать сходство и различие; находить причинно - следственные связи.
Оборудование: таблицы с изображением растительной и животной клетки, хламидомонады, амёбы, гидры; микроскопы, микропрепараты растительных и животных тканей; футляры от игрушки киндерсюрприз, семена плоды фундука, фасоли, гороха, подсолнечника, тыквы, кусочки ниток; стаканчики с водой, изображения организмов различных систематических групп.
Ход урока
1. Учитель акцентирует внимание учащихся на развешанные изображения живых организмов. Демонстрируется схема, которую учащиеся переносят в тетрадь.
2. Объяснение учителя.
Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить её размеры. Несмотря на такие крошечные размеры клетка необычайно просто устроена. У вас может создаться ошибочное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объём. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель клетки.
Вы знаете, что любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной стенкой. Возьмите в руки футляр для игрушки от киндерсюрприза - это будет модель клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность и твёрдость клеточной стенки. Прежде чем мы будем заполнять модель клетки органоидами, давайте нарисуем на клеточной стенке поры.
Для чего они нужны?
Вначале помещаем в клетку плод фундука, это ядро. Почему нужно поместить вначале ядро?
Добавим плоды фасоли - это митохондрии, которые отвечают за дыхание клетки и называются её энергетическими станциями. Теперь положим несколько семян тыквы - это аппарат Гольджи, несколько семян подсолнечника - это рибосомы, плоды гороха - это лизосомы и ниточка - эндоплазматическая сеть.
Чего не хватает в клетке?
Наливаем немного воды - это цитоплазма, которая связывает органоиды клетки.
Наша модель растительной клетки готова. Вы можете подержать её в руках, ощутить её объём.
3. Учащиеся под руководством учителя формулируют вывод: Клетка имеет объём; клетка - это сложная система, клетка - это единица живого, т.к. дышит, питается, совершает обмен веществ.
4. Учащиеся в тетрадях выполняют лабораторную работу "Рассматривание готовых микропрепаратов растительных и животных тканей".
После работы с микроскопами, рассматривания микропрепаратов растительных и животных тканей учащиеся вместе с учителем делают выводы.
Выводы: клетка многоклеточного организма не может существовать самостоятельно, её жизнедеятельность зависит от других клеток, хотя она, как и клетка одноклеточного организма, обладает всеми свойствами живого.
5. Работа с терминами. Учитель выписывает на доску, а учащиеся записывают в тетрадях термины:
- мембрана
- оболочка
- ядро
- цитоплазма
6. Формулирование общих выводов урока:
Всё живое на Земле состоит из клеток;
Клетка - единица живого;
Клетка - сложно устроенная самостоятельная живая система;
Клетка имеет объём;
Клетки многоклеточного организма не могут существовать самостоятельно, их жизнедеятельность зависит от других клеток, и все функции в многоклеточном оганизме поделены между различными группами клеток.
Домашнее задание: придумать свои модели клеток.