Открытый урок по теме "Отношения и пропорции"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Систематизировать, повторить и обобщить изученный материал по теме урока.
  • Развивать логическое мышление учащихся.

Подготовка к уроку:

1. Учитель заранее готовит сводную ведомость вида:

Ф.И. Ромашка Тест Работа у доски Самостоятельная работа Итог
№1 №2 №3 №4 №5 №1 №2 №3 №4 №5
                           

В нее учитель выставляет баллы ученикам за правильные ответы.

2. Для устного опроса понадобиться ромашка с вопросами на лепестках.

3. Заранее нужно подготовить тесты на листах для каждого ученика.

4. Подготовить задания на доске.

5. Для оценивания результатов в качестве жюри и на помощь учителю (проверка тестов, заполнение сводной ведомости и подсчет результатов) на урок можно пригласить учеников из других классов (желательно - старших) или коллег.

Дополнительная литература: 1. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева "Математика 6". Поурочное планирование";

2. И.Б.Ремчукова "Математика 5 - 8 классы. Игровые технологии на уроках".

Ход урока

1. Орг. момент.

На уроке создается игровая ситуация. Учитель объявляет конкурс на знатока темы "Отношения и пропорции".

2. Опрос по теме "Отношения и пропорции".

На доске - ромашка, с вопросами на лепестках. По желанию ученики выходят к доске, срывают лепестки и отвечают на вопросы:

- Что называют отношением двух чисел?

- Что показывает отношение двух чисел?

- Как узнать, какую часть число а составляет от числа в?

- Что такое пропорция?

- Как называются числа a и d в пропорции а:в=с:d?

- Как называются числа в и с в пропорции а:в=с:d?

- Сформулируйте основное свойство пропорции.

- Приведите примеры пропорций.

- Какие члены пропорции можно менять местами?

3. Проверка знаний.

4. Тест.

№1.Заполните пропуски.

а) Отношением двух чисел называется : :. .

б) Отношение двух чисел показывает ::::::., или::::. .

в) Равенство двух отношений называется : .

г) Числа, составляющие пропорцию, называются : : .

д) В пропорции а:в=с:d числа a и d называются : :, а числа в и с - : : .

е) Произведение крайних членов верной пропорции равно : : .

ж) Чтоб убедиться в том, что пропорция составлена верно, достаточно проверить, равны ли : крайних и средних членов.

з) В пропорции можно менять местами : или :члены пропорции.

и) В пропорции можно менять местами : и :части.

№2. Составьте верные пропорции, соединив линиями равные отношения.

№3. При каких значения х верны пропорции:

а) х : 12 = 16 : 30;

б) 2,5 : х = 5 : 8;

в) х : 4 = 54 : 9?

№4. Данные равенства:

а) 20 * 18 = 60 * 6;

б) 54 * 2 = 18 * 6;

в) 2,5 * 40,8 = 6,8 * 1,5

Представить в виде пропорции, применяя основное свойство пропорции.

Например: имеем 6 * 8 = 24 * 2, получим: 6 : 24 = 2 : 8 или 24 : 6 = 8 : 2.

№5 Составьте отношения взаимно обратные данным: 124 : 3; 6: 20; 0,25 : 55; 0,0091 : 0,07.

4. Выполнить задания, записанные на доске.

№1. Из данных чисел составьте верные пропорции.

а) 18; 3; 30; 5;

б) 54 15; 12; 4;

в) 5; 0,6; 0,75; 6,25.

№2. Вместо звездочек вставьте числа так, чтобы получились верные пропорции.

36 : * = * : 3 = 24 : * = * : 4 = 8 : * =2 : * = 48 : 12.

№3. Проверьте, верна ли пропорция (двумя способами):

11,2 : 3,2 = 15,75 : 4,5;

24 : 8 = 90 : 30;

6 : 7 = 36 : 42.

№4. Запишите восьмью различными способами пропорцию:

20 : 16 = 5 : 4.

№5. Длина отрезка равна 36 см. Разделите отрезок в отношении 4 : 5.

5. Самостоятельная работа.

Вариант 1 Вариант 2
№776 (а)

№764 (б)

№750 (1)

№776 (б)

№764 (а)

№750 (2)

6. Итог урока.

Учитель подводит итоги конкурса по сводной ведомости. Называет имя знатока и оценивает работу каждого ученика на уроке.

7. Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме "Отношения и пропорции".