Цель урока:
- Систематизировать, повторить и обобщить изученный материал по теме урока.
- Развивать логическое мышление учащихся.
Подготовка к уроку:
1. Учитель заранее готовит сводную ведомость вида:
Ф.И. | Ромашка | Тест | Работа у доски | Самостоятельная работа | Итог | ||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ||||
В нее учитель выставляет баллы ученикам за правильные ответы.
2. Для устного опроса понадобиться ромашка с вопросами на лепестках.
3. Заранее нужно подготовить тесты на листах для каждого ученика.
4. Подготовить задания на доске.
5. Для оценивания результатов в качестве жюри и на помощь учителю (проверка тестов, заполнение сводной ведомости и подсчет результатов) на урок можно пригласить учеников из других классов (желательно - старших) или коллег.
Дополнительная литература: 1. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева "Математика 6". Поурочное планирование";
2. И.Б.Ремчукова "Математика 5 - 8 классы. Игровые технологии на уроках".
Ход урока
1. Орг. момент.
На уроке создается игровая ситуация. Учитель объявляет конкурс на знатока темы "Отношения и пропорции".
2. Опрос по теме "Отношения и пропорции".
На доске - ромашка, с вопросами на лепестках. По желанию ученики выходят к доске, срывают лепестки и отвечают на вопросы:
- Что называют отношением двух чисел?
- Что показывает отношение двух чисел?
- Как узнать, какую часть число а составляет от числа в?
- Что такое пропорция?
- Как называются числа a и d в пропорции а:в=с:d?
- Как называются числа в и с в пропорции а:в=с:d?
- Сформулируйте основное свойство пропорции.
- Приведите примеры пропорций.
- Какие члены пропорции можно менять местами?
3. Проверка знаний.
4. Тест.
№1.Заполните пропуски.
а) Отношением двух чисел называется : :. .
б) Отношение двух чисел показывает ::::::., или::::. .
в) Равенство двух отношений называется : .
г) Числа, составляющие пропорцию, называются : : .
д) В пропорции а:в=с:d числа a и d называются : :, а числа в и с - : : .
е) Произведение крайних членов верной пропорции равно : : .
ж) Чтоб убедиться в том, что пропорция составлена верно, достаточно проверить, равны ли : крайних и средних членов.
з) В пропорции можно менять местами : или :члены пропорции.
и) В пропорции можно менять местами : и :части.
№2. Составьте верные пропорции, соединив линиями равные отношения.
№3. При каких значения х верны пропорции:
а) х : 12 = 16 : 30;
б) 2,5 : х = 5 : 8;
в) х : 4 = 54 : 9?
№4. Данные равенства:
а) 20 * 18 = 60 * 6;
б) 54 * 2 = 18 * 6;
в) 2,5 * 40,8 = 6,8 * 1,5
Представить в виде пропорции, применяя основное свойство пропорции.
Например: имеем 6 * 8 = 24 * 2, получим: 6 : 24 = 2 : 8 или 24 : 6 = 8 : 2.
№5 Составьте отношения взаимно обратные данным: 124 : 3; 6: 20; 0,25 : 55; 0,0091 : 0,07.
4. Выполнить задания, записанные на доске.
№1. Из данных чисел составьте верные пропорции.
а) 18; 3; 30; 5;
б) 54 15; 12; 4;
в) 5; 0,6; 0,75; 6,25.
№2. Вместо звездочек вставьте числа так, чтобы получились верные пропорции.
36 : * = * : 3 = 24 : * = * : 4 = 8 : * =2 : * = 48 : 12.
№3. Проверьте, верна ли пропорция (двумя способами):
11,2 : 3,2 = 15,75 : 4,5;
24 : 8 = 90 : 30;
6 : 7 = 36 : 42.
№4. Запишите восьмью различными способами пропорцию:
20 : 16 = 5 : 4.
№5. Длина отрезка равна 36 см. Разделите отрезок в отношении 4 : 5.
5. Самостоятельная работа.
Вариант 1 Вариант 2 №776 (а) №764 (б)
№750 (1)
№776 (б) №764 (а)
№750 (2)
6. Итог урока.
Учитель подводит итоги конкурса по сводной ведомости. Называет имя знатока и оценивает работу каждого ученика на уроке.
7. Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме "Отношения и пропорции".