Цели:
Оборудование урока:
- Карта "Древняя Индия. Древний Китай";
- Карта "Рост территорий в древности";
- Компьютер;
- Мультимедиапроектор;
- Интерактивная доска;
- Авторская презентация Microsoft PowerPoint
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Учет отсутствующих.
II. Подготовка к повторительно-обобщающему урока.
1. Вступительное слово учителя: (слайд № 1)
Дорогие ребята! Мы с вами завершили изучение второго раздела Истории Древнего мира. Этот раздел называется "Древний Восток". И сегодня наша с вами задача проверить, как мы усвоили эту тему. Итак, мы начинаем!
III. Повторение и обобщение.
Учитель: Ребята! С какими государствами мы с вами познакомились при изучении раздела "Древний Восток"?
Учащиеся за каждый свой ответ получают цветную фишку. В конце урока по количеству фишек ставится оценка за урок.
(После ответов учащихся на доске высвечивается Слайд № 2)
Далее следует работа по карте. Учащиеся показывают на карте древние государства Востока и дают им краткую характеристику:
- Египет находится в северо-восточной Африке. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире - Нил.
- Вавилон располагался в самом центре Двуречья. Здесь близко сходились две главные реки Тигр и Евфрат, по которым в Вавилон купцы доставляли товары.
- Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря. Здесь не было крупных рек и плодородных земель. Положение Финикии было удобным для торговли.
- Персидское царство возникло после захвата персами огромных территории всех государств, о которых мы говорили до этого. Самым могущественным царем Персии был Дарий I.
- Индия расположена в Южной Азии. Берега ее с запада, юга и востока омывает Индийский океан. С севера ее границей служат Гималаи, самые высокие горы в мире.
- Китай находится в Восточной Азии. В I тысячелетии до н.э. китайцы расселились между реками Хуанхэ и Янцзы.
Учитель: Вы дали характеристику каждому государству. А что общего было у всех этих государств?
(Ответы учащихся)
- Все эти государства расположены по берегам крупных рек
- Основное занятие населения - земледелие
- В каждом из этих государств сложилась сильная власть, форма правления - монархия
- Правитель был богом, отцом для своего народа
- В каждом государстве была большая армия чиновников
- Население делилось на группы, у каждой группы были свои обязанности и права
- Образование было не для всех
- Религия этих народов - языческая
- В каждом государстве развивалась наука, искусство, сохранились древние памятники
Учитель задает учащимся вопросы по истории Древнего Египта:
- Кто является правителем Египта?
- Что означает понятие "Носить две короны"?
- Как называлась письменность Египта?
- Назовите одно из чудес света, которое находится в Египте?
- Для чего строили пирамиды?
- Кто из фараонов совершил самые крупные завоевания? (Слайд № 3)
- Чью гробницу обнаружила экспедиция Говарда Картера в нетронутом состоянии?
- О какой религиозной реформе идет речь? (Слайд № 4)
Учащиеся рассказывают о раскопках гробницы Тутанхамона.
Далее учащиеся работают со слайдами № 5,6, по ходу объясняют, почему именно так они выполнили работу (10 учеников работают на интерактивной доске).
Учитель: История этого народа уходит в глубокую древность. Раньше они были кочевниками. У них было много легенд и преданий, которые впоследствии вошли в Библию. Именно этот народ первым перешел к единобожию. О каком государстве идет речь? (Слайды № 7,8)
Учащиеся рассказывают о правлении царя Соломона
Учащиеся рассказывают легенду о Суде царя Соломона.
Учитель: Почти каждое государство Древнего Востока оставило о себе добрую память в своих изобретениях. Перед вами список изобретений древности и государства, где родились эти изобретения. Соотнесите, пожалуйста, записи в этих двух столбиках? (слайд № 9 - 2 ученика выполняют работу на интерактивной доске).
Учитель задает учащимся вопросы по истории Древней Индии:
- Как назывались реки в Индии?
- Какой климат был в Индии?
- Как называются густые труднопроходимые леса?
- Чем занимались жители Древней Индии?
- Каких животных почитали индийцы?
- Как назывались группы, на которые делилось все население Индии?
- Кто является основателем буддизма? (слайд № 10)
Учащиеся рассказывают легенду о Будде.
Учитель: Вы уже сказали, что у народов всех государств Древнего Востока была религия. Богов было много, каждому поклонялись по особенному. Но однажды все боги Древнего Востока собрались на всемирный религиозный съезд и так увлеклись решением своих проблем, что забыли, откуда они. Помогите богам вернуться на родину. (Слайд № 11)
Учитель: - Ну, а теперь поговорим о Древнем Китае.
- Кто изображен на этом рисунке? (Слайд № 12)
- О чем говорил Конфуций в своих изречениях?
- Как выглядели книги в Китае?
- Что общего между Египтом и Китаем?
- Для чего китайцы построили Великую Китайскую стену?
- При каком императоре произошло объединение Китая?
Учитель: Молодцы! Вы все прекрасно знаете! А давайте посмотрим, как у нас обстоят дела с знанием дат. На экране вы видите события, которые произошли в древности. (Слайд № 13)
Нужно назвать, когда произошли эти события и отметить дату на Линии времени (линия времени нарисована учителем на доске. Учащиеся по очереди подходят к доске, зачитывают событие, показывают карточку с датой и отмечают эту дату на линии времени).
Учитель: А теперь давайте решим маленький тест. (Слайды № 14,15)
Выходят 4 ученика и отмечают на интерактивной доске правильные ответы, объясняют, почему именно этот ответ они считают правильным. (Это задание можно исключить, если времени до конца урока осталось очень мало).
В конце урока проводится блиц-опрос. Учащиеся отвечают "ДА, "НЕТ" на следующие вопросы: (Слайд № 16,17)
IV. Заключительное слово учителя.
Вот и подошел к концу наш с вами урок. Вы показали сегодня свои знания по истории Древнего Востока. Молодцы! Я очень рада, что вам нравится эта одна из самых интересных наук - история.
V. Подведение итогов урока. Объявление оценок.