Здоровьесберегающие направления в работе психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


Подавляющее большинство людей склонны перекладывать ответственность за собственное здоровье на медицину, не желая изменять свое поведение, зачастую и приводящее к тем или иным заболеваниям. Поведение - это психолого-педагогическая проблема. Следовательно, необходимо в этом вопросе подключать психологов.

Одной из основных задач психолога в школе является поддержание и укрепление психического здоровья учащихся, содействие их оптимальному психическому развитию в условиях школы, создание эмоционального комфорта для детей.

Я начинаю работать со школьниками с первых дней поступления их в учебное заведение. Повышенного внимания требуют учащиеся в период адаптации их к новым условиям обучения. В связи с этим под пристальным наблюдением находятся ученики 1, 5 и 10 классов. При этом преследуются следующие цели:

  • изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым
  • условиям обучения;
  • помощь учащимся в адаптации к этим условиям;
  • привлечение внимания педагогов и родителей к серьезности проблемы
  • адаптации.

Для осуществления этих целей проводятся следующие мероприятия: психолого-педагогическая диагностика, родительские собрания, психологические игры, коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации, консультации с педагогами.

Большое внимание уделяется дошкольникам, приходящим на занятия в школу (подготовительная группа). И дети, и их родители встречаются со мной с целью выявления уровня подготовленности дошкольников к обучению. После собеседования с родителями проводятся индивидуальные консультации, обращается их внимание на уровень успешности и неуспешности выполнения заданий, даются конкретные рекомендации для дальнейшей работы с детьми.

Много времени психологическая служба уделяет пропаганде здорового образа жизни. В повседневном общении и на специально организованных групповых занятиях учащиеся учатся:

  • сочувствию и переживанию,
  • умению общаться,
  • умению контролировать свои эмоции,
  • навыкам саморегуляции (аутотренинг, релаксация),
  • осознанию и развитию личностных качеств, способствующих развитию здорового жизненного стиля,
  • стратегиям поведения, препятствующим употреблению психоактивных веществ (ПАВ).

Конечная цель, стоящая перед школой - воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами без помощи ПАВ.

Я принимаю активное участие в реализации программы "Школа здоровья", ставя перед собой следующие задачи: укрепление психического здоровья учащихся, содействие их психическому развитию в условиях школы, создание эмоционального комфорта для детей.

Много времени уделяется пропаганде здорового образа жизни как среди родителей, так и среди учителей. Так в частности, родители, педагогический коллектив и учащиеся были ознакомлены с методом точечного массажа, пальчиковым тренингом и некоторыми другими здоровьесберегающими технологиями.

 

Зоны закаливающего точечного массажа (по А. А. Уманской)

Схема точечного массажа,улучшающего носовое дыхание

Учащиеся с удовольствием знакомились с новыми методиками.

Часто в школе проводятся опросы и анкетирования, которые затрагивают вопросы здоровья. Вот так, например, ответили старшеклассники на вопрос "Считаете ли вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?"

 В последнее время общество озабочено тем, что молодежь все чаще употребляет слабоалкогольные напитки, в том числе и пиво. Поэтому в школе было проведено исследование на тему "Правда и мифы о пиве". На вопросы отвечали учащиеся 7-11 классов. (Приложение 1)

После подведения итогов исследования все школьники были ознакомлены с информацией, которая заинтересовала большинство ребят. Был выпущен информационный бюллетень "Заблуждение о безвредности пива". Некоторые факты, изложенные в нем, вызвали интерес даже взрослых.

Еще одним из направлений моей деятельности является использование новых информационных технологий. Я побывала на семинаре "Обучение специалистов образовательных учреждений здоровьесберегающим технологиям с использованием информационных систем и компьютерных технологий", организованном Санкт-Петербургской фирмой "Амалтея", после которого в школе появился компьютерный индикатор "Волна-3" для проведения психофизиологического тренинга (противострессовая психопрофилактическая программа). Дети обучаются диафрагмальному дыханию, с удовольствием посещают занятия. Работа с компьютерным индикатором применяется мной при работе с тревожными детьми. Особое внимание уделяется выпускникам. Так как ситуация экзамена является сильным стрессом для учащихся, при работе с учениками 11 классов обращалось внимание на необходимость использования навыков диафрагмально-релаксационного дыхания в стрессовых ситуациях.

Результаты тренировочных сеансов таковы: в ходе занятий была снижена частота дыхания, отражающая степень нагрузки на дыхательную систему.

Последующая за тренингом диагностика тревожности показала, что у 68% опрошенных снизился уровень тревожности.

Второй год в школе действует волонтерская группа "ЗОЖ". В работу активно включились старшеклассники, которые на добровольной основе занимаются пропагандой здорового образа жизни и профилактикой злоупотребления ПАВ в системе "ровесник-ровеснику". Ребята не только проводят акции в собственной школе, но и выступают перед учащимися школ Краснянского округа.

В школе имеется мини-типография, есть возможность печатать буклеты по пропаганде здорового образа жизни.

Большая работа по привлечению школьников к вопросам сохранения здоровья не проходит даром. В одном из последних опросов "Мы выбираем ценности" учащиеся поставили на первое место ценность "Хорошее здоровье" (Приложение 2).