Урок "Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье"

Разделы: Химия


Цель урока:

  • Углубить и обобщить знания учащихся о состоянии химического равновесия.
  • Закрепить знания о способах смещения равновесия.

Задачи:

  • Обеспечить в ходе урока повторение понятий: химическое равновесие, концентрация, принцип Ле Шателье, обратимые реакции.
  • Обеспечить в ходе урока усвоение понятий: динамическое равновесие, смещение равновесия, равновесные концентрации.
  • Развить у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
  • Развить самостоятельность и волю учащихся, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, нахождение собственных примеров по изучаемой теме.
  • Развить познавательный интерес у школьников.
  • Развивать эмоции учащихся создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, использовать яркие примеры, иллюстрации.
  • Содействовать экологическому воспитанию школьников на уроке.
  • Содействовать формированию мировоззрения у учащихся.
  • Cодействовать воспитанию таких личностных качеств как: воля, аккуратность, терпение, ответственность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

  • творческий
  • репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная
  • фронтальная
  • групповая

ТСО: учебник, карточки со схемами у учащихся, схемы на доске.

Принципы обучения:

  • научности
  • доступности
  • наглядности
  • сознательности и активности
  • систематичности и последовательности
  • связи теории с практикой
  • историзма
 

 

 

 

 

Письменный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ

Фронтальная беседа

 

 

Записи на доске и в тетради

 

 

Записи в тетради

Записи в тетради

 

Рассказ

 

Рассказ

Фронтальная беседа

Записи на доске и в тетради

 

Записи в тетради

 

Рассказ

Записи на доске и в тетради

Фронтальная беседа

 

 

 

 

Фронтальная беседа

 

Решение упражнений на доске и в тетрадях

 

 

Фронтальная беседа

СТРУКТУРА УРОКА:

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Проверка домашнего задания

С целью повторения важнейших понятий, проведем опрос:

1. Какие реакции называют:

Обратимыми

Реакции, при которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество

Реакции, которые одновременно протекают в прямом и обратном направлениях

Необратимыми

Реакции, которые идут только в одном направлении, и сопровождаются образованием веществ, уходящих из зоны реакции

Реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях

2. Как в уравнениях реакций обозначается обратимость процесса?

3. Каковы условия необратимости процесса

4. Какие из химических реакций, уравнения которых предложены, обратимы?

А) 2KClO3 -> 2KCl + O2

Б) NaOH + HCl -> NaCl + H2O

В) SO3 + H2O -> H2SO3

Г) BaCl2 + H2SO4 -> 2HCl + BaSO4

Д) CO2 + H2O -> H2CO3

III. Формирование новых ЗУН

Рассмотрим более подробно процессы, протекающие при обратимых реакциях, например, для условной реакции

nA + mB pC + qD

На основании закона действующих масс скорость прямой реакции:

U = k1 x CAn x CBm

Так как со временем концентрация веществ А и В уменьшается, то и скорость прямой реакции тоже уменьшается. Появление продуктов реакции означает возможность обратной реакции, причем со временем концентрация веществ С и D увеличивается, а значит увеличивается и скорость обратной реакции

U = k2 x Ccp x CDq

Рано или поздно будет достигнуто состояние, при котором скорость прямой и скорость обратной реакции станут равными.

Состояние системы, при котором скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции, называют химическим равновесием.

В состоянии равновесия прямая и обратная реакции не прекращаются. Поэтому такое равновесие называется подвижным или динамическим равновесием. И поскольку действие обеих реакций взаимно уничтожается, то в реагирующей смеси видимых изменений не происходит: концентрация всех реагирующих веществ - как исходных, так и образующихся - остаются строго постоянными.

Концентрации реагирующих веществ, которые устанавливаются при химическом равновесии, называются равновесными.

На состояние химического равновесия оказывают влияние концентрация реагирующих веществ, температура, а для газообразных веществ - и давление. При изменении одного из этих параметров, равновесие нарушается и концентрация всех реагирующих веществ изменяется до тех пор, пока не установится новое равновесие, но уже при иных значениях равновесных концентраций. Подобный переход реакционной системы от одного состояния равновесия к другому называется смещением (или сдвигом) химического равновесия.

Смещение химического равновесия подчиняется правилу, названному в честь французского химика Анри Луи Ле Шателье.

Принцип Ле Шателье - если на систему, находящуюся в равновесии, оказывается внешнее воздействие (изменяется концентрация, температура, давление), то равновесие смещается в ту сторону, которая ослабляет данное воздействие.

Смещение химического равновесия может произойти при изменении температуры, давлении или концентрации. Рассмотрим влияние этих факторов на примере реакции синтеза аммиака:

N2 + 3H2 2NH3 + Q

1.Влияние изменения концентрации веществ:

2.Влияние изменения температуры:

При повышении температуры равновесие смещается в сторону эндотермической реакции, при понижении температуры - в сторону экзотермической.

Реакция синтеза аммиака - реакция экзотермическая, поэтому при повышении температуры равновесие сместится в сторону исходных веществ; при охлаждении реакционной смеси - в сторону прямой реакции.

3.Влияние изменения давления:

Изменение давления оказывает влияние только на те системы, где хотя бы одно из веществ находится в газообразном состоянии.

При увеличении давления равновесие смещается в сторону уменьшения количества газообразных веществ, то есть в сторону уменьшения давления.

При уменьшении давления, равновесие смещается в сторону увеличения количества газообразных веществ, то есть в сторону увеличения давления.

ВЫВОДЫ:

При повышении концентрации реагирующих веществ равновесие смещается в сторону образования продуктов;

При повышении концентрации продуктов реакции - в сторону образования исходных веществ;

При повышении давления - в сторону той реакции, при которой объем образующихся газообразных веществ меньше;

При повышении температуры - в сторону эндотермической реакции;

При понижении температуры - в сторону экзотермической реакции.

РЕШЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ:

упражнение 1,2 с.147

IV. Подведение итогов и закрепление пройденного материала

На этом уроке вы узнали, что:

Химическое равновесие наблюдается, когда скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции;

Смещение химического равновесия в обратимых реакциях подчиняется принципу Ле Шателье;

Смещение химического равновесия может произойти при изменении температуры, давления или концентрации.

V. Задавание домашнего задания

Параграф14, упр.4 с.147

Литература.

  1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2004.
  2. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: в 2 ч. Ч.1/О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская. - М.: Дрофа, 2003.