Цель урока:
- Углубить и обобщить знания учащихся о состоянии химического равновесия.
- Закрепить знания о способах смещения равновесия.
Задачи:
- Обеспечить в ходе урока повторение понятий: химическое равновесие, концентрация, принцип Ле Шателье, обратимые реакции.
- Обеспечить в ходе урока усвоение понятий: динамическое равновесие, смещение равновесия, равновесные концентрации.
- Развить у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
- Развить самостоятельность и волю учащихся, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, нахождение собственных примеров по изучаемой теме.
- Развить познавательный интерес у школьников.
- Развивать эмоции учащихся создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, использовать яркие примеры, иллюстрации.
- Содействовать экологическому воспитанию школьников на уроке.
- Содействовать формированию мировоззрения у учащихся.
- Cодействовать воспитанию таких личностных качеств как: воля, аккуратность, терпение, ответственность.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы:
- творческий
- репродуктивный
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная
- фронтальная
- групповая
ТСО: учебник, карточки со схемами у учащихся, схемы на доске.
Принципы обучения:
- научности
- доступности
- наглядности
- сознательности и активности
- систематичности и последовательности
- связи теории с практикой
- историзма
Письменный опрос
Рассказ Фронтальная беседа
Записи на доске и в тетради
Записи в тетради Записи в тетради
Рассказ
Рассказ Фронтальная беседа Записи на доске и в тетради
Записи в тетради
Рассказ Записи на доске и в тетради Фронтальная беседа
Фронтальная беседа
Решение упражнений на доске и в тетрадях
Фронтальная беседа |
СТРУКТУРА УРОКА: I. Организационный момент Приветствие. II. Проверка домашнего задания С целью повторения важнейших понятий, проведем опрос: 1. Какие реакции называют: Обратимыми Реакции, при которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество Реакции, которые одновременно протекают в прямом и обратном направлениях Необратимыми Реакции, которые идут только в одном направлении, и сопровождаются образованием веществ, уходящих из зоны реакции Реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях 2. Как в уравнениях реакций обозначается обратимость процесса? 3. Каковы условия необратимости процесса 4. Какие из химических реакций, уравнения которых предложены, обратимы? А) 2KClO3 -> 2KCl + O2 Б) NaOH + HCl -> NaCl + H2O В) SO3 + H2O -> H2SO3 Г) BaCl2 + H2SO4 -> 2HCl + BaSO4 Д) CO2 + H2O -> H2CO3 III. Формирование новых ЗУН Рассмотрим более подробно процессы, протекающие при обратимых реакциях, например, для условной реакции nA + mB pC + qD На основании закона действующих масс скорость прямой реакции: U = k1 x CAn x CBm Так как со временем концентрация веществ А и В уменьшается, то и скорость прямой реакции тоже уменьшается. Появление продуктов реакции означает возможность обратной реакции, причем со временем концентрация веществ С и D увеличивается, а значит увеличивается и скорость обратной реакции U = k2 x Ccp x CDq Рано или поздно будет достигнуто состояние, при котором скорость прямой и скорость обратной реакции станут равными. Состояние системы, при котором скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции, называют химическим равновесием. В состоянии равновесия прямая и обратная реакции не прекращаются. Поэтому такое равновесие называется подвижным или динамическим равновесием. И поскольку действие обеих реакций взаимно уничтожается, то в реагирующей смеси видимых изменений не происходит: концентрация всех реагирующих веществ - как исходных, так и образующихся - остаются строго постоянными. Концентрации реагирующих веществ, которые устанавливаются при химическом равновесии, называются равновесными. На состояние химического равновесия оказывают влияние концентрация реагирующих веществ, температура, а для газообразных веществ - и давление. При изменении одного из этих параметров, равновесие нарушается и концентрация всех реагирующих веществ изменяется до тех пор, пока не установится новое равновесие, но уже при иных значениях равновесных концентраций. Подобный переход реакционной системы от одного состояния равновесия к другому называется смещением (или сдвигом) химического равновесия. Смещение химического равновесия подчиняется правилу, названному в честь французского химика Анри Луи Ле Шателье. Принцип Ле Шателье - если на систему, находящуюся в равновесии, оказывается внешнее воздействие (изменяется концентрация, температура, давление), то равновесие смещается в ту сторону, которая ослабляет данное воздействие. Смещение химического равновесия может произойти при изменении температуры, давлении или концентрации. Рассмотрим влияние этих факторов на примере реакции синтеза аммиака: N2 + 3H2 2NH3 + Q 1.Влияние изменения концентрации веществ: 2.Влияние изменения температуры: При повышении температуры равновесие смещается в сторону эндотермической реакции, при понижении температуры - в сторону экзотермической. Реакция синтеза аммиака - реакция экзотермическая, поэтому при повышении температуры равновесие сместится в сторону исходных веществ; при охлаждении реакционной смеси - в сторону прямой реакции. 3.Влияние изменения давления: Изменение давления оказывает влияние только на те системы, где хотя бы одно из веществ находится в газообразном состоянии. При увеличении давления равновесие смещается в сторону уменьшения количества газообразных веществ, то есть в сторону уменьшения давления. При уменьшении давления, равновесие смещается в сторону увеличения количества газообразных веществ, то есть в сторону увеличения давления. ВЫВОДЫ: При повышении концентрации реагирующих веществ равновесие смещается в сторону образования продуктов; При повышении концентрации продуктов реакции - в сторону образования исходных веществ; При повышении давления - в сторону той реакции, при которой объем образующихся газообразных веществ меньше; При повышении температуры - в сторону эндотермической реакции; При понижении температуры - в сторону экзотермической реакции. РЕШЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ: упражнение 1,2 с.147 IV. Подведение итогов и закрепление пройденного материала На этом уроке вы узнали, что: Химическое равновесие наблюдается, когда скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции; Смещение химического равновесия в обратимых реакциях подчиняется принципу Ле Шателье; Смещение химического равновесия может произойти при изменении температуры, давления или концентрации. V. Задавание домашнего задания Параграф14, упр.4 с.147 |
Литература.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2004.
- Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: в 2 ч. Ч.1/О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская. - М.: Дрофа, 2003.