Цели: формирование знаний о составе воздуха, горении и медленном окислении, установление причинно- следственных связей на основе переработки информации, развитие самостоятельности, наблюдательности, общеучебных умений; воспитание положительной мотивации учения, коммуникативности и умения работать в команде.
Оборудование и реактивы: Кристаллизатор, стеклянный колокол,3 свечи, спички,3 стакана разных объемов, предметные стекла, ткань х./б., щипцы тигельные, заряженная модель огнетушителя содового, стеклянная пластинка, спирт этиловый, кусочек красного фосфора, гексан. Портрет А. Лавуазе.
Девиз урока - "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю" - китайская пословица.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя: Парижские ученые Гей-Люссак и Гумбольдт занимались исследованиями газов. Для опытов им были нужны тонкие пробирки, которые изготовлялись только в Германии. Но посылки облагались высокими налогами. Это было не по карману ученым. Чтобы избежать этого, Гумбольдт предложил одно решение, после которого посылки стали проходить через границу бесплатно, посылки с пробирками снабжались этикеткой "Осторожно! Немецкий воздух". У служащих на почте не было расценок на провоз воздуха, и они решили, что воздух можно пересылать бесплатно. Ребята, а мы понимаем ценность воздуха, мы можем сказать, что воздух не имеет для нас никакого значения? Что вы уже знаете о воздухе? ( Дети высказывают свое мнение)
Учитель делает вывод о том, что воздух для нас бесценный дар природы, его нужно беречь и знать о нем как можно больше, объявляет тему и цели урока.
2. Историческая справка об открытии состава воздуха. До 18 в. ученые все газы, образующиеся в каких - либо реакциях называли воздухом, хотя и с особыми свойствами (например "горючий газ- водород, "лесной воздух"- углекислый газ).
Установление французским ученым Антуаном Лавуазье (показ портрета ученого) того, что воздух - это смесь двух газов. (Демонстрация опыта: учителем - горения фосфора под стеклянным цилиндром; тремя учащимися - горение трех свеч, накрытых стеклянными стаканами различных объемов.) Учащиеся легко объясняют поднятие воды в колоколе на 1/5 его объема, разную продолжительность горения свечей и делают вывод о том, что кислород составляет 20% воздуха.
Открытие через 100 лет Рамзаем и Релеем остальных компонентов воздуха.
Состав воздуха в %: азота - 78, кислорода- 21, инертные газы - 0,94, углекислого газа - 0,03, прочие газы и примеси - 0,03.
3. Свойства воздуха (Учащиеся выполняют задание №1из путеводителя по уроку).
а) физические;
б) химические.
Постановка проблемного вопроса: Почему состав воздуха остается постоянным в течение длительного времени, хотя кислород расходуется на дыхание живых существ и горение? (При затруднении обращаются к путеводителю по уроку - выполняют задание №2).
Благодаря процессу фотосинтеза, происходящего в зеленых растениях суши и Мирового океана.
Самостоятельная групповая (парная) работа: задание №3 по путеводителю.
4. Горение и медленное окисление. Учитель: Ребята, давайте мы вернемся в далекое прошлое и ответим на вопрос: "Когда и почему древний человек построил свой первый дом?"
Свое первое жилище человек построил для сохранения огня, после открытия реакции горения, поскольку он еще не научился добывать огонь.
Определение реакции горения. ( Демонстрация опыта "Несгораемый платок")
Вопрос: почему не сгорел платок?
Условия возникновения горения:
А) Нагревание вещества до определенной температуры, при которой оно воспламеняется;
Б) Доступ кислорода.
Короткий диспут: "О вреде и пользе горения" Класс делится на две команды. Первая команда аргументирует свои предположения о пользе процесса горения, вторая - о вреде. При затруднении учащиеся пользуются ключевыми словами из путеводителя по уроку - задание №4.
Учитель читает стихотворение балкарского поэта Б. Гуртуева
Огонь и вода
Огонь смеялся над котлом с водой
Грозя воде неслыханной бедой
"С тобой покончу я одним ударом,
Вот захочу, и сразу станешь паром!"
Вода вздохнула: "Уважаю власть:"
Вскипела и на пламя пролилась,
И в тот же миг, наказанный судьбою,
Погас огонь, что был так горд собою.
И ставит перед учащимися вопрос: "Какой из персонажей стихотворения им больше понравился и почему? После краткого обсуждения переходят к изучению способов тушения пламени.
Условия прекращения горения - одновременно и причины горения.
Учащиеся делают вывод: Чтобы прекратить горение, нужно избавиться хотя бы от одной из причин возникновения горения и рассказывают об известных им способах тушения пожаров.
Учитель обращает внимание детей на то, что не все горящие вещества можно тушить водой, демонстрирует процесс возгорания гексана и его тушения. Горящий гексан нельзя тушить водой, так как он легче ее и вода будет только способствовать увеличению очага пожара. По этой же причине нельзя тушить водой горящие бензин, керосин, загоревшееся на сковородке масло.
Устройство и принцип работы содового огнетушителя. Учитель объясняет принцип действия содового огнетушителя, используя заряженную модель, затем демонстрирует его действие.
Что происходит с веществами при горении и медленном окислении? (Простые и сложные вещества при горении и медленном окислении превращаются в оксиды).
С + О2 = СО2
СН4 +2О2 = СО2 + 2Н2О
Выполнение индивидуальной самостоятельной работы учащимися.
Из предложенных трех схем уравнений химических реакций, выбрать одно и подобрать коэффициенты.
? Мg + O2 =? MgO
? P +? O2 =? P2O5
СS2 +? O2 = CO2 +? SO2
Решение задачи. (Условие в путеводителе - задание №5).
5. Подведение итогов урока. Раз в четыре года в мире происходит событие, сопровождающееся переносом "живого" огня. Это бывает в годы проведения олимпийских игр. Каждая олимпиада открывается торжественным возжиганием олимпийского огня. Учитель высказывает учащимся пожелание, чтобы они стали участниками или зрителями олимпийских игр 2014 года, которые пройдут в нашей стране городе Сочи, чтобы на Земле всегда горел огонь мира, дружбы и добра.
6. Домашнее задание - написать письмо младшему брату, или заметку в газету, или послание инопланетянам на тему: "Причины загрязнения воздуха и способы решения проблемы чистоты атмосферы"
Путеводитель по уроку химии: "Воздух. Горение веществ на воздухе".
Задание №1: Предположите свойства воздуха, основываясь на знаниях свойств простого вещества кислорода.
Справка: Кислород поддерживает два жизненно важных процесса: дыхание и горение.
Задание №2: Подумайте над вопросом: "Почему состав воздуха остается постоянным в течение длительного времени, хотя кислород расходуется на дыхание живых существ и горение?"
Справка: В процессе фотосинтеза, происходящего во всех зеленых растениях суши и Мирового океана, восстанавливается 320 млрд. т. кислорода в год.
Задание №3: У писательницы В.Инбер есть такие строки: "Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни - точно также мысль и чувство образуют воздух, которым дышит поэзия". Покритикуйте это выражение с точки зрения химика.
Задание №4: Внимательно прочитайте ключевые слова и подготовьте свои предложения о пользе и вреде горения для природы и человека.
Ключевые слова: варить, движение транспорта, сталь, пищу, друг, враг, Вечный огонь, отопление, пожар, взрыв, Прометей, Зевс, лес, поля, дома, люди, Олимпийские игры, загрязнение.
Задание №5: Решите задачу: На каждые 10км. пути с выхлопными газами грузового автомобиля в атмосферу попадают 700г. углекислого газа и 70г. оксида азота (IV). Чему будет равна масса вредных выбросов при перевозке груза из г. Нальчика в с. Кичмалка?
Отметьте, пожалуйста, домашнее задание.
Напишите дома письмо младшему брату, или заметку в газету, или послание инопланетянам на тему: "Причины загрязнения воздуха и способы решения проблемы чистоты атмосферы".
Желаю успехов!