Урок в 7-м классе по теме "Старт в физику"

Разделы: Физика


Цели урока:

Учебная:

  • Повторить, обобщить и закрепить знания по теме "Взаимодействие тел";
  • Показать, что опыты - источник физических знаний и их доказательство;
  • Продемонстрировать умение решать задачи с использованием пройденного материала.

Воспитательные:

  • Показать связь физики с окружающей нас природой;
  • Показать, что знание физики позволяет отвечать на вопросы, которые нам задает сама жизнь;
  • В процессе подготовки к уроку научить работать с дополнительной литературой.

План урока.

  1. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.
  2. Повторение темы:
  3. Движение.
  4. Скорость (стихотворение, ответы на вопросы, объяснение учителя, загадки).
  5. Масса (опыт, ответы на вопросы, объяснение учителя, решение задачи)
  6. Сила (ответы на вопросы, доклад)
  7. Закрепление урока
  8. Подведение итогов.

Демонстрации:

  • Опыт по инерции с монетой, открыткой и банкой
  • Рисунки о движущихся телах.

Сообщения на уроке.

  • Стихотворение "Скорость".
  • Загадки, рисунки.
  • Доклад "Почему лед скользкий?"

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас урок с необычным названием "Старт в физику". В начале года вы начали изучать новый предмет - физику - науку о природе. За это время вы изучили большую тему "Взаимодействие тел", которая дала вам старт в изучение физики.

Сегодня мы обобщим все ваши знания по теме и применим их к окружающей нас жизни.

Давайте откроем тетради и запишем тему урока: "Старт в физику".

Мы начали изучать эту тему с вопроса о движении.

Что же такое движение?

Движение характеризуется величиной, которая называется скорость. О скорости в нашей жизни хорошо сказано в стихотворении , которое вам прочтет :

Вспомни, ты, о давнем прошлом, скорость,
Вспугивая годы косяком,
Как плелась ты ,жалуясь на хворость,
Шлепая по пыли босиком.
Как однажды ты ржанула сытно, голову гривастую склоняя,
И помчалась четырехкопытным
Существом под именем коня.
За какими дальними лесами
Окунулась ты в морской прибой,
Понеслась легко под парусами,
А потом, ты, задымив трубой,
Ездила по рельсам на колесах,
Самолетом вздыбила тропу.
Ты теперь, подняв дорожный посох,
Пробиваешь неба скорлупу.
Из яйца Земли, порхнув как птенчик,
Ты летишь в космическом лесу, и хохочет золотой бубенчик
У твоей ракеты на носу.
Теперь давайте вспомним, что же такое скорость?

Кто запишет формулу на доске? А остальные запишите ее в тетради.

Скорости всех тел разные. В живой природе самая маленькая скорость у улитки, она проползает за 1 с 1,4 мм. Самая большая скорость у гепарда: 31 м/с или 112 км/ч. Наибольшая же из известных людям скоростей - это скорость света. Она даже обозначается в физике другой буквой с=300 000 км/с. Скорость неотделима от движения, а движение есть всегда. Вам кажется, что вы сейчас не движетесь, сидите спокойно, но вместе с Землей вы движетесь сейчас вокруг Солнца со скоростью 30 км/с.

Сейчас мы сделаем небольшую паузу: : приготовил для вас загадки о движущихся телах:

Две тарелки с пешеходом шли по лесу тихим ходом. (черепаха);

Ползу я тонким стебельком по трубке из стекла, сжимаюсь я от холода, расту я от тепла (ртуть в термометре);

Летит птица, хвостом гордится, никто ее не поймает, ни царь, ни девица (комета);

Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда заревет (снег);

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса - плывут (облака);

Что проходит сквозь окно, не боится никого? (свет);

Меня спросили, как тружусь? Вокруг своей оси кружусь (юла);

По реке плывет бревно, ох и злющее оно. Тем, кто в речку угодил, нос откусит :(крокодил)

Скорость тела может изменяться при взаимодействии. Если же скорость тела остается неизменной, то наблюдается явление инерции. Я покажу вам опыт, в котором явление инерции очень хорошо видно.

На стакане, на открытке, лежит монета. Если резко выдернуть открытку, то монета упадет в стакан. Т. е. открытка изменила свою скорость, а монета осталась неподвижной, она инертна. Инертность тела зависит от массы.

Что же такое масса?

Запишем формулу для нахождения массы в тетради и на доске.

В живой природе самую маленькую массу имеет птица колибри. Ее масса равна 2 г, а самую большую - кит. Его масса достигает 150 тонн.

Теперь давайте решим задачу.

Определить массу воздуха в классе, если его размеры 2*10*5 м. Плотность воздуха узнайте по таблице.

Вот такая интересная задача. Мы не видим воздух, но он есть и имеет массу в нашем классе 129 кг.

Изменение скорости тела зависит от действия силы. Кто расскажет о силе?

Запишем в тетрадях и на доске формулу для нахождения силы тяжести.

Зная все про силы, можно ответить на множество вопросов. Сейчас, на примере силы трения, : вам ответит на вопрос "Почему лед скользкий?".

Запишем в тетради новое слово - трибология - наука о трении.

: вам покажет рисунки о движущихся телах, а вы найдете в них ошибки.

Солнце вращается вокруг земли.

На старте ракета - носом в Землю.

При спуске с горы шарф развевается вперед.

Парусный корабль с флагом, который развевается в обратную от парусов сторону.

Самолет с турбинами вперед.

Чтобы проверить, как вы усвоили сегодняшний урок, я предлагаю вам ответить на вопросы. Ответы нужно записывать в строчку, подчеркивая ту букву, номер которой стоит в скобках. В результате из полученных букв определится слово. Вопросы записаны на доске.

Единица измерения массы (9)

Наука о трении (7)

Самая легкая птица (3)

Чем измеряют силу человека (4)

Прибор для измерения скорости (4)

Чем измеряют массу (2)

Явление сохранения скорости тела постоянной (5)

Ответы: килограмм, трибология, колибри, силомер, спидометр, весы, инерция (молодец).

Какое слово у вас получилось? Вы все молодцы. За урок я ставлю вам следующие оценки::

Закончить урок я хочу на лирической ноте. Я прочту вам стихотворение, которое написал Роман Сеф.

Где-то в космосе летит голубой метеорит.
Ты идешь, а он летит,
Ты лежишь, а он летит,
Ты заснул, но все летит
В космосе метеорит.
Ты помалу подрастешь,
Станешь астронавтом,
И однажды вечером
Ты пойдешь к знакомым.
Вдруг репродуктор говорит:
"В тайгу упал метеорит".
Весь мир взволнован,
Мир шумит:
- в тайгу упал метеорит!
Наутро скажешь ты друзьям.
Простившись со столицей:
"Я не приду сегодня к вам,
Я в полдень улетаю сам
С одной из экспедиций"
: тебе сейчас 12 лет,
Перед тобой весь белый свет.
Но где-то во вселенной
Летит, летит, летит, летит
Твой голубой метеорит -
Подарок драгоценный.
Так вот:
Пока он мчится,
Поторопись учиться.

Итак, старт в физику принят, вместе будем двигаться к финишу.

Список литературы:

  1. Диканаева О.Г. Воспитай творца: кн. Для учителя. - М: Просвещение, 1993 - 192 с.: ил.
  2. Лишевский В. П. Почему лед скользкий? - М: Малыш, 1989 г26 с.: ил.
  3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике: учеб. Пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Просвещение, 1989 - 224 с.: ил.
  4. Сеф Р.С. Голубой метеорит. - М: Детская литература, 1991 - 351 с.: ил.