Цели урока:
Учебная:
- Повторить, обобщить и закрепить знания по теме "Взаимодействие тел";
- Показать, что опыты - источник физических знаний и их доказательство;
- Продемонстрировать умение решать задачи с использованием пройденного материала.
Воспитательные:
- Показать связь физики с окружающей нас природой;
- Показать, что знание физики позволяет отвечать на вопросы, которые нам задает сама жизнь;
- В процессе подготовки к уроку научить работать с дополнительной литературой.
План урока.
- Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.
- Повторение темы:
- Движение.
- Скорость (стихотворение, ответы на вопросы, объяснение учителя, загадки).
- Масса (опыт, ответы на вопросы, объяснение учителя, решение задачи)
- Сила (ответы на вопросы, доклад)
- Закрепление урока
- Подведение итогов.
Демонстрации:
- Опыт по инерции с монетой, открыткой и банкой
- Рисунки о движущихся телах.
Сообщения на уроке.
- Стихотворение "Скорость".
- Загадки, рисунки.
- Доклад "Почему лед скользкий?"
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас урок с необычным названием "Старт в физику". В начале года вы начали изучать новый предмет - физику - науку о природе. За это время вы изучили большую тему "Взаимодействие тел", которая дала вам старт в изучение физики.
Сегодня мы обобщим все ваши знания по теме и применим их к окружающей нас жизни.
Давайте откроем тетради и запишем тему урока: "Старт в физику".
Мы начали изучать эту тему с вопроса о движении.
Что же такое движение?
Движение характеризуется величиной, которая называется скорость. О скорости в нашей жизни хорошо сказано в стихотворении , которое вам прочтет :
Вспомни, ты, о давнем прошлом, скорость,
Вспугивая годы косяком,
Как плелась ты ,жалуясь на хворость,
Шлепая по пыли босиком.
Как однажды ты ржанула сытно, голову гривастую склоняя,
И помчалась четырехкопытным
Существом под именем коня.
За какими дальними лесами
Окунулась ты в морской прибой,
Понеслась легко под парусами,
А потом, ты, задымив трубой,
Ездила по рельсам на колесах,
Самолетом вздыбила тропу.
Ты теперь, подняв дорожный посох,
Пробиваешь неба скорлупу.
Из яйца Земли, порхнув как птенчик,
Ты летишь в космическом лесу, и хохочет золотой бубенчик
У твоей ракеты на носу.
Теперь давайте вспомним, что же такое скорость?
Кто запишет формулу на доске? А остальные запишите ее в тетради.
Скорости всех тел разные. В живой природе самая маленькая скорость у улитки, она проползает за 1 с 1,4 мм. Самая большая скорость у гепарда: 31 м/с или 112 км/ч. Наибольшая же из известных людям скоростей - это скорость света. Она даже обозначается в физике другой буквой с=300 000 км/с. Скорость неотделима от движения, а движение есть всегда. Вам кажется, что вы сейчас не движетесь, сидите спокойно, но вместе с Землей вы движетесь сейчас вокруг Солнца со скоростью 30 км/с.
Сейчас мы сделаем небольшую паузу: : приготовил для вас загадки о движущихся телах:
Две тарелки с пешеходом шли по лесу тихим ходом. (черепаха);
Ползу я тонким стебельком по трубке из стекла, сжимаюсь я от холода, расту я от тепла (ртуть в термометре);
Летит птица, хвостом гордится, никто ее не поймает, ни царь, ни девица (комета);
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда заревет (снег);
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса - плывут (облака);
Что проходит сквозь окно, не боится никого? (свет);
Меня спросили, как тружусь? Вокруг своей оси кружусь (юла);
По реке плывет бревно, ох и злющее оно. Тем, кто в речку угодил, нос откусит :(крокодил)
Скорость тела может изменяться при взаимодействии. Если же скорость тела остается неизменной, то наблюдается явление инерции. Я покажу вам опыт, в котором явление инерции очень хорошо видно.
На стакане, на открытке, лежит монета. Если резко выдернуть открытку, то монета упадет в стакан. Т. е. открытка изменила свою скорость, а монета осталась неподвижной, она инертна. Инертность тела зависит от массы.
Что же такое масса?
Запишем формулу для нахождения массы в тетради и на доске.
В живой природе самую маленькую массу имеет птица колибри. Ее масса равна 2 г, а самую большую - кит. Его масса достигает 150 тонн.
Теперь давайте решим задачу.
Определить массу воздуха в классе, если его размеры 2*10*5 м. Плотность воздуха узнайте по таблице.
Вот такая интересная задача. Мы не видим воздух, но он есть и имеет массу в нашем классе 129 кг.
Изменение скорости тела зависит от действия силы. Кто расскажет о силе?
Запишем в тетрадях и на доске формулу для нахождения силы тяжести.
Зная все про силы, можно ответить на множество вопросов. Сейчас, на примере силы трения, : вам ответит на вопрос "Почему лед скользкий?".
Запишем в тетради новое слово - трибология - наука о трении.
: вам покажет рисунки о движущихся телах, а вы найдете в них ошибки.
Солнце вращается вокруг земли.
На старте ракета - носом в Землю.
При спуске с горы шарф развевается вперед.
Парусный корабль с флагом, который развевается в обратную от парусов сторону.
Самолет с турбинами вперед.
Чтобы проверить, как вы усвоили сегодняшний урок, я предлагаю вам ответить на вопросы. Ответы нужно записывать в строчку, подчеркивая ту букву, номер которой стоит в скобках. В результате из полученных букв определится слово. Вопросы записаны на доске.
Единица измерения массы (9)
Наука о трении (7)
Самая легкая птица (3)
Чем измеряют силу человека (4)
Прибор для измерения скорости (4)
Чем измеряют массу (2)
Явление сохранения скорости тела постоянной (5)
Ответы: килограмм, трибология, колибри, силомер, спидометр, весы, инерция (молодец).
Какое слово у вас получилось? Вы все молодцы. За урок я ставлю вам следующие оценки::
Закончить урок я хочу на лирической ноте. Я прочту вам стихотворение, которое написал Роман Сеф.
Где-то в космосе летит голубой метеорит.
Ты идешь, а он летит,
Ты лежишь, а он летит,
Ты заснул, но все летит
В космосе метеорит.
Ты помалу подрастешь,
Станешь астронавтом,
И однажды вечером
Ты пойдешь к знакомым.
Вдруг репродуктор говорит:
"В тайгу упал метеорит".
Весь мир взволнован,
Мир шумит:
- в тайгу упал метеорит!
Наутро скажешь ты друзьям.
Простившись со столицей:
"Я не приду сегодня к вам,
Я в полдень улетаю сам
С одной из экспедиций"
: тебе сейчас 12 лет,
Перед тобой весь белый свет.
Но где-то во вселенной
Летит, летит, летит, летит
Твой голубой метеорит -
Подарок драгоценный.
Так вот:
Пока он мчится,
Поторопись учиться.
Итак, старт в физику принят, вместе будем двигаться к финишу.
Список литературы:
- Диканаева О.Г. Воспитай творца: кн. Для учителя. - М: Просвещение, 1993 - 192 с.: ил.
- Лишевский В. П. Почему лед скользкий? - М: Малыш, 1989 г26 с.: ил.
- Енохович А.С. Справочник по физике и технике: учеб. Пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Просвещение, 1989 - 224 с.: ил.
- Сеф Р.С. Голубой метеорит. - М: Детская литература, 1991 - 351 с.: ил.