Цели урока:
- Рассмотреть свойства (физические и химические) предельных одноатомных спиртов.
- Отработать навыки составления уравнений химических реакций.
- Развивать умения анализа, обобщения и систематизации учебной информации.
- Формировать навыки наблюдения.
- Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы, соблюдая правила техники безопасности..
Оборудование:
- дидактический материал: тестовые задания, проверочная работа;
- на каждый стол - пробирки.
- мультимедиапроектор;
- презентация к уроку;
- диск "Уроки Кирилла и Мефодия", 10 - 11 класс;
- компьютер;
- экран.
Реактивы:
- раствор этилового спирта;
- раствор изопропилового спирта;
- раствор бутилового спирта;
- вода.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие
Работа с журналом.
Объявление темы и целей урока. С помощью мультимедиапроектора на экране высвечиваются тема и цели урока. (Приложение 1)
Актуализация опорных знаний.
Мы с вами начали изучать класс кислородосодержащих органических соединений - спирты.. Давайте немного вспомним.
Фронтальный опрос по вопросам.
- Сформулируйте определение спиртов, предельных одноатомных спиртов.
- Назовите общую формулу предельных одноатомных спиртов.
- Перечислите тривиальные названия первых трёх членов гомологического ряда предельных одноатомных спиртов.
- Почему предельные одноатомные спирты называются предельными?
- Почему предельные одноатомные спирты называются одноатомными?
- Что называется функциональной группой? Назовите функциональную группу спиртов.
Проверочная работа ( по проверке домашнего задания).
Предлагается тестовая работа "Спирты" в двух вариантах. Проводится инструктаж о выполнении задания. Работы сдаются на проверку учителю. (Приложение 2)
Изучение нового материала.
Запишите в тетради тему урока.
Сегодня мы с вами будем рассматривать свойства предельных одноатомных спиртов.
Физические свойства спиртов.
Сейчас мы рассмотрим свойства, проведём лабораторную работу. У учащихся на столах стоят спирты: этиловый, изопропиловый и бутиловый. Посмотрим растворимость этих спиртов в воде. Ребята выполняют опыт.
Проводится инструктаж по технике безопасности:
Работа со спиртами.
Лабораторная работа.
Опыт. Растворимость спиртов.
Учащиеся проводят опыт.
Ребята делают вывод о растворимости спиртов, который затем проецируется на экран с помощью медиопроектора.
- А какие ещё физические свойства характерны для спиртов?
В гомологическом ряду предельных одноатомных спиртов нет газообразных веществ. Это связано с тем, что молекулы спиртов в значительной степени ассоциированы, т. е. связаны друг с другом водородными связями. Этим объясняются более высокие по сравнению с соответствующими алканами температуры кипения и плавления спиртов. Спирты до С12 являются жидкостями, высшие спирты - твёрдыми веществами.
Жидкие спирты бесцветны, обладают характерным запахом. Метанол и этанол смешиваются с водой в любых соотношениях. С увеличением относительной молекулярной массы растворимость спиртов уменьшается. Твёрдые спирты в воде практически не растворимы и лишены запаха. Метанол очень ядовит. Небольшое его количество вызывает слепоту и смерть.
Виртуальная лабораторная работа.
Опыт № 1. Спирты - растворители.
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется растворение йода кристаллического в этиловом спирте и в воде. (Урок № 13, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы", слайд № 13). Ребята делают вывод.
Опыт № 2. Горение спиртов.
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция горения этанола, пропанола, бутанола и пентанола. (Урок № 13, слайд № 15, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы"). Учащиеся пишут уравнение горения этилового спирта с объяснением учителя и затем самостоятельно пишут уравнение реакции горения пропанола самостоятельно. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.
Опыт № 3. Окисление спиртов оксидом меди (II).
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция окисления спирта в альдегид. (Урок № 13, слайд № 16, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы"). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение окисления этилового спирта оксидом меди (II). После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.
Опыт № 4. Окисление спиртов перманганатом калия KMnO4.
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция окисления спирта в альдегид перманганатом калия. (Урок № 13, слайд № 17, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы"). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение окисления этилового спирта перманганатом калия. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.
Опыт № 5. Взаимодействие спиртов с металлическим натрием (кислотные свойства).
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция взаимодействия этанола с металлическим натрием. (Урок № 13, слайд № 18, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы"). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.
Особое внимание указывается на то, что эта реакция является качественной реакцией на спирты.
Опыт № 6. Взаимодействие спиртов с галогеноводородами (основные свойства).
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция взаимодействия этанола с бромоводородом. (Урок № 13, слайд № 19, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы"). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение реакции взаимодействия этилового спирта с бромоводородом. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.
- Итак, спирты проявляют и кислотные, и основные свойства. Какой мы можем сделать из этого вывод?
На экран проецируется схема амфотерности спиртов.
Свойство № 5. Дегидратация спиртов с образованием непредельных углеводородов (алкенов).
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции дегидратации этанола с образованием алкенов. Ребятам объясняется механизм этой реакции, её условия протекания и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.
Свойство № 6. Дегидратация спиртов с образованием простых эфиров.
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции дегидратации этанола с образованием простого эфира. Ребятам объясняется механизм этой реакции, её условия протекания и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране. Затем ребятам предлагается написать уравнение реакции дегидратации метилового и этилового спиртов с образованием простого эфира. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране. Общая формула простых эфиров: R1 - O - R2.
Свойство № 7. Одновременная дегидратация и дегидрогенизация спиртов с образованием диеновых углеводородов (алкадиенов).
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции одновременной дегидратации и дегидрогенизации этанола с образованием диенового углеводорода. Ребятам объясняется механизм этой реакции, её условия протекания и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.
- Итак, какие свойства характерны для спиртов?
Закрепление.
Сейчас мы попробуем написать уравнения реакций
с другими представителями предельных
одноатомных спиртов. У вас на столах имеется
проверочное задание, по которому вы должны
написать уравнения химических реакций.
Ребята выполняют работу и сдают её учителю на
проверку.
Домашнее задание.
17.
упр. 8, 9, 10, 14, стр. 154 - 155.
Реферат "Влияние спиртов на организм человека".
Итоги урока.
Оценки за урок.
Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали?
Продолжите фразу: Теперь я умею :
Продолжите фразу: После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку :
Оцените результаты своей работы на уроке по пятибалльной шкале:
а) "5" -
б) "4" -
в) "3" -
г) "2" -
Урок закончен. Спасибо за урок!