ЦЕЛИ:
- познакомить детей с образом жизни человека в древности; с развитием труда, изменениями условий быта человека;
- уточнить представления детей о прошлом Березниковской земли;
- воспитывать интерес к истории родного города.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- чтение "Большой детской энциклопедии";
- чтение энциклопедии "Динозавры";
- беседа о вымерших животных "Мохнатые гиганты";
- рассматривание альбома "Эволюция животных", "Эволюция обычных вещей" <Приложение1>;
- экскурсия в березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова;
- чтение статьи В. Шилова "Охотники из Новожилово" из газеты "Березниковский рабочий".
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
- изображение мамонта, шерстистого носорога, северного оленя, грибов и ягод;
- камни для добывания огня;
- плоские камни для рисования;
- мел, уголь;
- изображение оружия для охоты;
- группа, оформленная как первобытный лес с изображением деревьев и части реки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: - Дети, я хочу рассказать вам о "Реке времени". Посмотрите, река начинается в далеком-далеком прошлом, протекает в настоящем и течет в будущем. А вы хотите отправиться в путешествие по реке времени?
Дети (предполагаемый ответ): - Хотим.
Воспитатель: - Отправляемся в путешествие: проходите в первобытный лес.
Дети входят в группу, оформленную как первобытный лес.
Воспитатель: - Как же люди жили в древние времена? Дети, как вы думаете, что делали первобытные люди?
Дети (предполагаемый ответ): - Первобытные люди работали, играли...
Воспитатель: - Мужчины ходили на охоту, а женщины собирали ягоды и фрукты. Мальчики хотите отправиться на "охоту"? Но для охоты необходимо оружие. Какое же оружие было у первобытных людей?
Дети (предполагаемый ответ): - Копье, лук.
Воспитатель: - У меня есть картинки с изображением различного оружия. Выберите себе то, с каким оружием охотились первобытные люди.
Воспитатель: - Мальчики решили отправиться на охоту, выбрали себе оружие. А на каких же животных вы будете охотиться? Вспомните, мы читали об этих животных в энциклопедии.
Дети (предполагаемый ответ): - Мамонт, шерстистый носорог:
Воспитатель: - Отправляясь на охоту, среди всех животных выберете нужное изображение.
Воспитатель: - Девочки, хотите отправиться за ягодами и грибами? Необходимо выбрать грибы и ягоды съедобные.
Дети отправляются на охоту и за ягодами и грибами, выбирая нужные картинки.
Возвратившись с охоты, дети собираются возле кострища.
Воспитатель: - Мальчики-охотники, расскажите нам, каких зверей вы добыли?
Мальчики: - Мы вам не расскажем, а загадаем загадки:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой,
Шерстью покрыт он - словно копной.
/мамонт/
Он огромный, нос с рогами,
Ноги кажутся столбами.
/носорог/
Кто на своей голове
Лес носит?
/северный олень/
Дети отгадывают.
Воспитатель: - Какая же удачная охота была у мальчиков! Девочки, а как вы думаете, мальчики правильно выбрали животных?
Дети (предполагаемый ответ): - Да. Эти животные в древние времена жили на березниковской земле.
Воспитатель: - А что собрали девочки?
Девочки: - Мы вам тоже загадаем загадки:
Он стоит на ножке толстой
Он стоит на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
/белый гриб/
Он родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Крупный, гладенький, красивый
С ножкой толстой и прямой.
/подберезовик/
Эти ягоды найдете
На большом лесном болоте
Словно там набросаны
Красные горошины.
/клюква/
Воспитатель: - Мальчики, а как вы думаете, девочки собрали съедобные грибы и ягоды или ядовитые?
Дети (предполагаемый ответ): - Да! Эти грибы и ягоды съедобны.
Воспитатель: - Дети, что необходимо для того, чтобы приготовить обед?
Дети (предполагаемый ответ): - Нужен огонь.
Воспитатель: - Как же его добыть?
Дети (предполагаемый ответ): - Огонь разжигают спичками, зажигалками.
Воспитатель: - Но раньше не было спичек. Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки и ударов камней. Хотите провести опыт? Для этого надо потереть ладонь о ладонь. Чувствуете, как нагрелись ладони? Если тереть долго палочки, то они нагреваются, и получается огонь. А еще огонь добывали с помощью специальных камней. Их ударяли друг о друга и получали искорки огня.
ОПЫТ: "Волшебные искры" /При ударе камень о камень появляются искры./
Воспитатель: - Я предлагаю в честь удачной охоты станцевать танец вокруг костра.
Дети танцуют танец под дробь барабана.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, а как отдыхали первобытные люди?
Дети (предполагаемый ответ): - Играли, пели, танцевали.
Воспитатель: - Вы правы. А еще они любили рисовать. Как вы думаете, чем и на чем они рисовали?
Дети (предполагаемый ответ): - На земле, на снегу.
Воспитатель: - А еще они рисовали в пещерах на стенах. Рисовали они специальными материалами: охрой, мелом, углем. Давайте и мы попробуем рисовать, как первобытные люди.
Дети рисуют на плоских камнях мелом и углем.
Воспитатель: - У нас получились замечательные картины. Давайте их рассмотрим все вместе.
Дети рассматривают картины и предлагают их показать родителям.
Воспитатель: - В таком случае давайте их возьмем с собой из путешествия по реке времени, так как нам пора возвращаться.
Дети выходят из групповой комнаты.
Воспитатель: - Дети, вам понравилось наше путешествие? Тогда давайте отметим его на "реке времени".
Дети на реке времени размещают изображения животных и растений, орудия труда и оружие, еще раз повторяя их название и обсуждая их назначение.