Интегрированный урок алгебры в 7-м классе по теме "Умножение многочленов. Разложение многочлена на множители способом группировки" с применением элементов краеведения

Разделы: Математика


Цель:

  • Образовательная - отработка, закрепление практических умений и навыков умножения многочленов, разложение многочлена на множители способом группировки.
  • Воспитательная - расширение знаний об окружающем мире, любовь к родному краю.
  • Развивающая - способствовать формированию умений применять приемы: выделения главного, развитию внимания и памяти.

Задача урока: Отработать и закрепить работу на умножение многочленов и разложение многочлена на множители способом группировки на примере изучения родного края.

Форма урока: воображаемая экскурсия по родному краю

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Первый урок

Ход урока

Организационный момент: (1-2 минуты)

1) Проверка готовности к уроку.

2) Постановка цели урока: (учитель) " Много городов на свете - больших и маленьких, далеких и близких, но не один из них не может сравниться с родным городом Щелково. Цель нашего урока сегодня, отработка и закрепление навыков умножения многочленов и разложение многочлена на множители способом группировки, а поможет нам в этом небольшая экскурсия по родному краю".

Ребята, во время урока мы будем использовать раздаточный материал (лист №1, лист №2 и т.д.)

Рассказ о городе Щёлково (Приложение 1 слайд 1, 2) (2-3 минуты)

Щелковский район расположен в центральной России на северо-востоке Московской области, он находится в 25-ти км от г. Москвы. Общая площадь района -80 тыс. га, в т.ч. г. Щелково - 3 тыс.га. Население 211 тысяч человек, плотность населения 230 человек на 1кв.км. В районе располагаются 1 город, 4 поселка и 95 сельских населенных пунктов. Клязьма имеет 222 притока. Растительность смешанные леса в составе берез, осин, сосен, елей. Кустарники: орешник, рябина, черемуха, смородина, можжевельник, боярышник и многие другие. Сегодня здесь обитает более 50 видов млекопитающих; гнездится, зимует и бывает пролетом около 300 видов птиц. Много пресмыкающихся и земноводных. На территории нашего района имеются лось, кабан, заяц-беляк, косуля, волк, выдра, кукушка, грач, глухарь, рябчик . В Московской области добывается немало полезных ископаемых. В основном это строительные материалы, которые добываются открытым способом (в карьерах). Всего разведано свыше 800 месторождений полезных ископаемых разного геологического возраста. В Московской области добывают глину, суглинки, песок, известняки, доломиты, торф. Эти полезные ископаемые применяют в производстве кирпича, бетона, стекла, краски. Воды реки Клязьмы и реки Вори обеспечивают питьевой водой наш район и Московскую область.

Геральдика (3-4 минуты)

Любой город, страна имеют свой герб наш город не исключение. Вы видите достаточно много гербов на слайде, наша задача найти герб нашего города. Чтобы быть уверенными, что это именно он выполним следующее задание (лист№1 , задание №1). Корень уравнения укажет нам точное расположение герба.

Решение уравнения у доски с объяснением.

(3-X)(X+4)+X2=0 (Приложение 1 слайд3)

Для того чтобы решить это уравнение мы должны раскрыть скобки, так как в скобках стоят многочлены, раскрытие скобок сведётся к умножению многочлена на многочлен.

Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.

(a+b)(c+d)=ac+ad+bc+bd

(Приложение 1 слайд 4)

Решение:

(3-X)(X+4)+X2=0

3X+12-X2-4X+X2=0

- X=-12

X=12

Ответ: X=12.

(Приложение 1 слайд 5)

Обратите внимание ребята на рисунке два герба города один старый 1975 года, другой современный.

(Приложение 1 слайд3)

Истоки. (10-12 минут)

История города Москвы началась с истории реки, текущей под ним. А история Щёлковской земли с чего? Давайте выясним, какое самое древнее поселение принято считать на Щёлковской земле. Для этого мы выполним умножение (лист №1, задание №2) и расшифруем название. Трое к доске каждому по одному примеру (с объяснением одного из примеров по времени), три других примера по рядам 4-1 5-2 6-3

(Приложение 1 слайд 6)

Мы получили многочлены, найдем верные ответы в таблице, соберем слово.

Проверяем правильность решения

(Приложение 1 слайд 7)

село Воря-Богородское.

Физ. минутка (2 минуты)

Движения руками делаем в соответствии с графическим видом функции (KX, X2,X3).

(Приложение 1 слайд 8)

Племена (12-15 минут)

Какие же племена населяли наш край, кто наши предки? Это были племена мерян, фин, балтов, славян. С 12 века основным населением нашего края стали два племени славян. Какие, мы узнаем, выполнив следующее задание.

Отройте учебник №749 (задача).(лист №1, задание №3) Решив задачу, мы с вами, найдем название племен.

  • Вятичи 10
  • Кривичи 25
  • Дреговичи 30
  • Полочане 40

Один ученик у доски объясняет (правильней всего решать данную задачу через геометрические понятия)

Ответ: 25 см; 10 см.

Ответ: Вятичи и Кривичи

(Приложение 1слайд 9)

Итог первого урока:

  • Назовите первое поселение Щёлковского района (Воря).
  • Сколько изображений герба имеет г.Щёлково?(два)
  • Какое правило по алгебре мы использовали при решении задач? (умножение многочлена на многочлен).

Оценки за урок.

Второй урок

Ход урока

Организационный момент: (1-2 минуты)

Кроссворд (5-7 минут)

Мы с вами уже говорили о притоках реки Клязьмы их 222. Но среди них есть самые значительные - р. Воря, р. Шерна и другие. Чтобы узнать название одного из притоков мы разгадаем кроссворд. (лист №2, задание №4)

(Приложение 2 слайд1)

Дрезна

(Приложение 2 слайд 2)

Для того чтобы перейти к следующему заданию вспомним, что мы закрепили на первом уроке и перейдем к следующему правилу. (умножение многочленов) Есть разные способы разложения: 1) вынесение общего множителя за скобки; 2) способ группировки. Используя данный способ выполним следующее задание.

Город современный (лист№3 задание №5) (10 минут)

(Приложение 2 слайды 3,4,5,6,7,8,9,10)

Чтобы узнать, что находится, под картинкой, какая часть города надо решить следующие примеры: (решение четырех примеров, самостоятельно с проверкой).

  1. 9х+ау+9у+ах=
  2. аb-8а-bх+8х=
  3. 3m-mk+3k-k2=
  4. mn-mk+хk-хn=

опросить оценить

Физ. минутка (2 минуты)

Оздоровительный комплекс

Растираем ладони, слушаем, у кого громче.

  • "Умываем лицо", глаза.
  • Причесываем волосы.
  • Поглаживаем и растираем ушки. Сворачиваем и распрямляем ушные раковины, тянем за мочки вниз.
  • Поджимаем пальцы ног, потом распускаем.

(все делаем по несколько раз)

Самостоятельная работа

(15-18 минут вместе с проверкой) (лист № 4, задание №6)

Открыли дидактику на странице 37 пишем самостоятельную №12 вариант А-1,2 №1(а), №2(а,в),   №4

Поменялись работами, проверяем (решаем) выставляем оценку.

(ответы запишите у себя в тетрадях)

Критерии оценок.

  • Все примеры выполнены оценка 5.
  • №3 и один любой из номеров №1, №2 оценка 4.
  • №1 и №2 оценка3.

Сдали работы. Проверяем, правильно ли вы решили оба варианта.

(Приложение 2слайды 11,12)

Итог урока (3 минуты)

1.Что нового вы узнали сегодня на уроке? Интересуйтесь историей нашего края много информации есть у нас в школьном музее, на Щелковском сайте.

2.Какую тему мы с вами сегодня закрепили? Отработали и закрепили правило умножения многочлена на многочлен и разложение многочлена на множители способом группировки.

3. Оценки за урок.

4.Домашнее задание подготовка к контрольной работе (дидактика стр. 39 контрольная работа №5, вариант Б-1 авторы А.П. Ершов, В.В. Голобородько)

Лист №1

Ф.И._______________________________________

Вариант ______________________

№1 Решить уравнение:

  • (3-X)(X+4)+X2=0

№2 Умножить многочлены:

  • (X-2)(X+3)= С
  • (X-1)(X+7)= О
  • (X+6)(X+5)= В
  • (5X-3)(4-3X)= Я
  • (2X-1)(3X+2)= Р
  • (3-X)(X+1)= М
X2+11X+30 X2+6X-7 6X2+X-2 29X-15X2-12
       

№3 №749 (решить задачу)

  • Вятичи 10
  • Кривичи 25
  • Дреговичи 30
  • Полочане 40

Лист№2 задание№4

Вопросы кроссворда:

1) Компонент деления.

2) Число, при котором уравнение становится верным числовым равенством.

3) Компонент умножения.

4) Знак, который ставят между числом 2 и 3 для получения числа больше 2, но меньше 3.

5) Чему должен быть равен множитель, если произведение равно нулю.

6) Результат сложения.

Лист №3 задание №5

(Разложить на множители многочлен)

(Приложение 2 слайды 3,4,5,6,7,8,9,10)

задание №6

(самостоятельная работа №12 стр.37 дидактика авторы А.П. Ершов, В.В. Голобородько)